Проблемы и перспективы организации и совершенствования управления конного предприятия по разведению лошадей




Один из самых сложных и затратных вариантов бизнеса в этой отрасли – это разведение лошадей. Цели, для которых выращивают этих животных, напрямую зависят от породы. Все породы домашних лошадей можно разделить на два основных типа – верховые и тяжеловесы. Верховые, или ездовые лошади используются для езды верхом. Они более популярны и представляют наибольший интерес для разведения. К тяжеловесам относятся массивные и выносливые животные, которых обычно используют в сельском хозяйстве или для перевозки тяжелых грузов. Хорошая чистопородная лошадь может стоить как дорогой спортивный автомобиль. Так что неудивительно, что разведение племенных животных – удовольствие не из дешевых. Количество племенных заводов, не считая небольших коневодческих ферм, в нашей стране составляет несколько десятков. Однако оценить объем этого рынка более точно весьма затруднительно (если, вообще, невозможно), так как большинство породистых лошадей продается с аукционов, поэтому и цены на них будут существенно различаться. Поголовье крупных племенных заводов в России насчитывает не более 350-400 голов. Причем около трети из них – это племенные матки и жеребцы-производители. Больше половины отечественных лошадей, согласно данным Российского НИИ коневодства, продается на западных аукционах. Количество внутрироссийских продаж значительно уступает этим показателям.

Предприниматели зачастую скупают молодых спортивных лошадей (обычно импортного производства), которых впоследствии тренируют и выставляют на турнирах. Чем чаще лошадь участвует в скачках и побеждает, тем, соответственно, будет выше ее цена. Животных с большим количеством побед продают на аукционах, где их цена может подняться сразу на несколько тысяч долларов. Организация аукциона уже сама по себе приносит прибыль, так как заявка на принятие участия в нем стоит немногим менее $1000 (конечно, речь о крупных международных торгах). Кроме того, организатор получает еще 10 % от суммы, вырученной за проданную лошадь[52, с. 3].

Стоимость содержания одной лошади составляет 1000-3000 долларов в месяц. В эту сумму входит кормление, тренировки, ветеринарная помощь, уход... Кроме того, для улучшения линии при племенном разведении матки должны периодически покрываться иностранными жеребцами-производителями, что влечет за собой дополнительные расходы (отчисления владельцу жеребца, транспортировка, оформление документов и пр.). При этом отрасль коневодства не поддерживается государством. Да и ссуду в банке под такой бизнес получить будет проблематично. Инвесторы рассматривают коневодство как рискованное направление, так как здесь невозможно рассчитать заранее или что-то планировать. Хорошие животные стоят очень дорого, при этом их невозможно застраховать от всех рисков.

Разводить лошадей можно с двумя основными целями – для дальнейшей продажи животных или для оказания различных услуг (кроме того, лошадей разводят и на мясо, но этот вариант здесь не рассматривается). В первом случае, закупаются жеребята, приобретаются корма, арендуются пастбища. В течение двух-четырех лет животные выращиваются, а потом продаются. Отдельного внимания заслуживает вопрос организации «сбыта». Дорогие племенные лошади элитных пород продаются, как правило, через аукционы. Наибольшим спросом пользуются животные спортивных пород, которые приобретаются для участия в различных забегах, а также прогулочные породы, которые находят применение в сфере туризма.

Для того чтобы заниматься разведением лошадей, необходимо обладать большим количеством знаний и опытом в этой сфере. Если таковых у вас нет, то придется нанимать специалиста (зоотехника) с соответствующей заработной платой, а еще лучше обратиться за консультацией к специалистам из Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, которые дадут рекомендации по успешному развитию вашего конного бизнеса. Впрочем, можно заняться и самообразованием. Тем более что в нашей стране есть даже специализированные курсы, на которых обучают построению эффективных бизнес-моделей, премудростям создания конеферм, в соответствии с современными технологиями и правилами, основам подбора племенного поголовья, квалифицированного персонала, современным технологиям выращивания молодняка.

Существенная статья расходов – строительство необходимых сооружений. К таковым относится конюшня, плац для выгула лошадей, хозяйственные постройки для хранения инструментов и кормов. В идеале земля должна быть в вашей собственности, но также участок можно арендовать. Кроме того, можно взять в аренду уже действующую конюшню. Конюшней называется помещение для содержания лошадей. Как правило, она представляет собой одну постройку, разделенные на отдельные для каждой лошади секции, которые называются стойлами и денниками. Конюшня может состоять из нескольких помещений: фуражная, инвентарная, сбруйная (амуничник), помещение для дежурных, площадка для резервуара с водой (кубовая), если к зданию не подведен водопровод, комната для апробации семени жеребцов (если нет пункта искусственного осеменения), помещение для мойки животных, помещение с солярием. Конечно, на большинстве конюшен многих этих участков нет вовсе или же они выносятся за пределы загона для лошадей. Лошади боятся холода, поэтому постройка должна быть морозоустойчивой и должна удерживать тепло внутри. Ширина здания конюшни зависит от расположения в ней животных, а длина – от количества лошадей. Если лошади размещаются в один ряд вдоль стены после помещения стойл, то нужно предусмотреть коридор шириной два метра. Минимальная длина стойл составляет три метра, а общая ширина конюшни – 4,5 метра. В длину на одну лошадь должно приходиться около 1,5 погонных метров, если стойла ничем не отделены друг от друга. До 1,5 метров на лошадь отводиться, если животные разделяются подвесными вальками или сплошными перегородками.

Денники специалисты рекомендуют делать равной ширины и длины (таким образом, на каждую лошадь в деннике приходится почти три метра). В них размещаются самые дорогие животные, больные, жеребята, беременные перед выжеребкой и т. д. Высота здания, где содержатся лошади, не должна превышать 3,5 метров (лучше всего – 3 метра). С практической точки зрения пол в конюшне лучше делать глинобитный. Он не сушит копыта лошадей и его довольно просто ремонтировать. Пол в каждом отдельном стойле должен иметь уклон к задним ногам животного для стока мочи (в среднем, он составляет 6 см, но не более 9 см). Для очистки конюшни от навоза в задней стене здания предусматриваются специальные окошки. Двери должны быть прочными и хорошо закрываться. Здание конюшни должно хорошо вентилироваться (без создания сквозняков, которые очень опасны для лошадей). Летом для вентиляции достаточно окон, которые занимают обычно около восьмой площади конюшни. Каждое окно размером около 1 метра на 0,7 метра должно открываться внутрь и быть оборудовано сеткой от мух и матами от прямых солнечных лучей.

Многие конезаводы предлагают потенциальным клиентам возможность арендовать любую лошадь на длительный срок. Временный владелец животного может навещать своего питомца, ухаживать за ним и кормить. Нередко ему предоставляются дополнительные бонусы, например, скидки на уроки верховой езды. С юридической точки зрения лошадь, по-прежнему, принадлежит конезаводу, однако вариант долгосрочной аренды позволяет существенно снизить расходы на содержание животного, которые, как уже упоминалось выше, весьма высоки (особенно если учитывать, что подготовка одной лошади для последующей продажи может занять от трех до шести лет).

Еще один дополнительный (или даже основной) источник дохода – организация собственного клуба любителей верховой езды. Прокат одной лошади стоит свыше 1200 рублей в час. Точная сумма зависит от региона. Еще 2500-3000 рублей придется заплатить за помощь инструктора. В будние дни стоимость занятий ниже, а в выходные, как правило, ниже. Кроме обычных занятий, клубы и школы верховой езды предлагают дополнительные курсы (например, езда с препятствиями или обучение элегантной верховой езде). В этом случае стоимость часа занятий может достигать 9-10 тысяч рублей. Каждая школа устанавливает собственные цены, но при грамотном продвижении и благоприятном расположении клуба он может приносить немалый доход, исчисляющийся несколькими миллионами в год (эти цифры приводит владелец одного конного клуба на десяток лошадей).

Коневодство как отдельная отрасль животноводства – занятие сложное и дорогое. Большинство предпринимателей рассматривают его либо как расширение уже существующего бизнеса схожего профиля (например, при птице- или овцеферме), либо как самостоятельное направлении при наличии свободных и бесплатных площадей (по полгектара на животное) и рабочей силы. Многие племенные фермы и конезаводы в нашей стране не пережили кризис 2009-2010-х годов и разорились. Выжили преимущественно те хозяйства, которые занимались разведением спортивных пород лошадей.

Строительство комплекса для разведения лошадей может стоить не один десяток миллионов долларов. Для того чтобы такие существенные инвестиции окупились как можно скорее, необходимо иметь постоянных покупателей и отличную репутацию в нашей стране и за рубежом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: