Требования к содержанию отчета




ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

ЭКОНОМИКА»

 

Квалификация – бакалавр

 

Программа производственной практики: технологической обучающихся в образовательной организации по направлению подготовки «Экономика» разработана в соответствии и на основе действующего законодательства, требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата).

 

 

______________________________________________________________________________________________________________

© БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1 Общие положения.......................................................................................................................... 4

2 Цели и задачи производственной практики: технологическОЙ.................... 4

3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: технологическОЙ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ............................................ 5

4 Базы практики.................................................................................................................................. 8

5 СОДЕРЖАНИЕ производственной практики: технологическОЙ......................... 8

6 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ....................................................................................................................................... 10

7 ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА производственной практике: технологическОЙ..................................................................................................................................................................... 11

8 Методические требования к порядку прохождения и ФОРМам, содержанию ОТЧЕТА по итогам производственной практики: технологическОЙ............. 11

9 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО производственной практике: технологическОЙ.............. 16

10 Учебная литература и ресурсы сети Интернет, необходимые
для проведения практики......................................................................................................... 24

11 Информационные технологии, используемые при проведении
практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем....................................................................................................................... 26

12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИКИ............................................................................................................................................... 27


1 Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» обучающиеся за время обучения должны пройти производственную практику: технологическую.

Вид практики: производственная практика: технологическая.

Производственная практика: технологическая является частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Место практики в структуре образовательной программы: данная практика входит в раздел «Б.2. Практики» ФГОС, является обязательным этапом обучения бакалавра экономики, ей предшествуют дисциплины: «Математические модели финансовых рисков», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Методы оптимальных решений», «История экономических учений», «Право», «Экономика фирмы», «Менеджмент», «Страхование», «Налоги и налогообложение», «Теория отраслевых рынков», «Экономическая социология», «Статистика», «Институциональная экономика», «Экономика труда», «Корпоративные финансы», «Теория экономического анализа»
и др. В свою очередь, данная практика будет являться основой для более глубокого усвоения обучающимися следующих дисциплин: «Экономика общественного сектора», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Маркетинг», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Цены и ценообразование», «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету», «Основы аудита», «Эконометрика», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии» и др.

Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах: объем зачетных единиц по производственной практике: технологической определяется учебным планом в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Экономика». Общая трудоемкость производственной практики: технологической по каждой форме обучения составляет три зачетных единиц (108 часов).

Способы и формы проведения производственной практики: технологической: стационарная или выездная. Основной формой прохождения производственной практики: технологической является дискретная форма.

Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует практика: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, учетная, расчетно-финансовая, банковская, страховая.

 

 

2 Цели и задачи производственной практики: технологическОЙ

 

Цель производственной практики: технологической – закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных при изучении экономических дисциплин; приобретение необходимых практических навыков анализа производственной и технологической информации предприятия (организации); приобретение практических навыков самостоятельной работы и умение принять решение при изучении экономических вопросов; овладение основами личностного взаимодействия людей в процессе трудовой и социальной деятельности; усвоение приёмов, методов и представления результатов проведённых экономических исследований; подготовка к осознанному выбору работы по данной специальности.

Задачи производственной практики: технологической

· ознакомление со спецификой работы экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

· получение представления о современной организации (предприятии) и основных направлениях ее деятельности в условиях рыночной экономики;

· расширение понимания сущности и социальной значимости будущей специальности;

· формирование профессиональных компетенций в области организационно-управленческой деятельности, предполагающие способность своевременно обновлять номенклатуру выпускаемых изделий на основе высоких технологий, обеспечивать устойчивое развитие основных производственных и функциональных подразделений организации, осуществлять контроль выполнения заданий, технологических процессов, культуры производства, финансовой и технологической дисциплины, организовывать модернизацию и производство новых видов продукции;

· приобретение навыков сбора необходимой информации для написания отчета по практике и проведения дальнейших аналитических исследований;

· расширение и закрепление навыков работы с методической, научной, учебной литературой и нормативно-правовыми актами;

· выработка навыков самостоятельного анализа результатов проделанной работы;

· приобретение опыта непосредственной деятельности в одном из структурных подразделений предприятия;

· приобретение опыта работы в коллективах при решении ситуационных социально-экономических задач;

· формирование объективного представления о специальности, её сферах и направлениях;

· изучение методов анализа и планирования основных экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта;

· приобретение информации о развитии современных процессов, происходящих в экономике страны, регионе и в работе предприятий – первичных субъектов экономики;

· определение особенностей и перспектив развития экономики в ходе функционирования предприятия.

 

 

3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: технологическОЙ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Расчетно-экономическая деятельность:

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3).

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).

Организационно-управленческая деятельность:

- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
(ПК-11).

Учетная деятельность:

- способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);

- способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18).

Расчетно-финансовая деятельность:

- способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21).


Банковская деятельность:

- способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24);

- способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);

- способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27).

Страховая деятельность:

- способностью документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ПК-30);

- способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31).

В результате прохождения производственной практики: технологической обучающийся должен

знать:

- методы принятия организационно-управленческих решений;

- основные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта; подходы к построению стандартных экономических моделей;

- методы сбора информации;

- технологию документирования хозяйственных операций, учета денежных средств, разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

уметь:

- проводить расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

- выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

- организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

- организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации;

- составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;

- документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации;

владеть:

- методиками обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- навыками ведения расчетных, кредитных операций, операций с ценными бумагами;

- навыками сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач по профилю;

- навыками выбора инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов.

 

 

4 Базы практики

Производственная практика: технологическая проводится в организациях (предприятиях) различных организационно-правовых форм и различных форм собственности, в финансово-кредитных организациях (коммерческих банках, страховых компаниях) по направлению подготовки под кураторством опытных экономистов, в организациях и учреждениях по профилю подготовки.

 

5 СОДЕРЖАНИЕ производственной практики: технологической

 

Производственная практика: технологическая осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный этап (проведение онлайн инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: технологической от образовательной организации, ознакомление обучающихся с содержанием и спецификой деятельности организации(ий), доведение до обучающихся заданий на практику, видов отчетности по практике).

2. Содержательный этап (выполнение обучающимися заданий, их участие в различных видах профессиональной деятельности согласно направлению подготовки).

3. Результативно-аналитический этап (оформление обучающимися отчета о практике, анализ проделанной работы и подведение её итогов, участие обучающихся в итоговой онлайн-конференции с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: технологической от образовательной организации, оценивающих результативность производственной практики: технологической).

 

№ п/п Раздел (этап) практики Вид работы на практике
  Подготовительный этап: согласование программы практики Проведение онлайн инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: технологической от образовательной организации, ознакомление обучающихся с содержанием и спецификой деятельности организации(ий), инструктаж по технике безопасности, доведение до обучающихся заданий на практику, видов отчетности по практике
  Содержательный этап. Знакомство с организацией, профилем деятельности, условиями функционирования хозяйствующего субъекта. Общая экономическая характеристика организации – базы практики: общая характеристика организации, ее организационно-правовой статус, условия, размеры, обеспеченность активами, трудовыми ресурсами, показатели выполнения плана по производству основных видов продукции, ее себестоимости, производительности труда, прибыли и уровня рентабельности.
Изучение действующей производственной структуры организации (предприятия) Ознакомление с действующей структурой организации (предприятия), включая основные и вспомогательные производства, органы управления, объекты соцкультбыта, изучение учредительных документов, нормативно-правовой базы организации (предприятия), регламентирующей деятельность указанных структурных подразделений.
Ознакомление с производственной структурой организации (предприятия).
Характеристика функций основного производства
Характеристика функций вспомогательных и обслуживающих производственных подразделений
Характеристика производственного процесса и технологии производства Характеристика производственного процесса в основном производстве.
Характеристика технологии производства продукции.
Ознакомление с ролью технологического регламента в обеспечение нормального хода производства, рассмотрение и изучение структуры технологического регламента.
Характеристика протекания технологического процесса во времени (непрерывное производство, прерывное производство). Охарактеризовать длительность и структуру производственного цикла изготовления определенного вида продукции.
Характеристика типа производства, применяемого на предприятии (единичное, серийное, массовое), дать технико-экономическую характеристику используемого в организации типа (типов) производства.
Характеристика принципов и методов организации производства, используемых в организации.
Характеристика возможностей и основных направлений совершенствования технологии и организации производства в соответствии с новейшими достижениями науки, техники и передовой практики
Характеристика отраслевых особенностей организации (предприятия) Ознакомление с отраслевыми особенностями организации (предприятия)
Характеристика уровня специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования действующего производства.
Характеристика номенклатуры и ассортимента продукции (перечня оказываемых услуг) организации (предприятия).
Характеристика основных рынков сбыта и покупателей продукции, конкурентов, путей расширения рынков сбыта и объемов реализации
Деятельность организации (предприятия) по техническому развитию Характеристика видов обновления основных средств (капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, техперевооружение, новое строительство).
Анализ результатов и затрат по видам технического развития.
Характеристика источников финансирования процессов обновления
Участие в выполнении текущей экономической работы по поручению и под руководством руководителя практики от организации (предприятия) Накопление опыта практической работы и его критическое осмысление. Практика в бухгалтерии и/или финансовом отделе производственных, торговых предприятий и предприятиях сферы услуг предполагает изучение учетного аппарата организации, характеристику кадрового состава бухгалтерии, содержание внутренней документации, регламентирующей работу бухгалтерии, изучение формы бухгалтерского учета, применяемой в организации, характеристику используемых программных продуктов, характеристику работы перед составлением годового отчета, изучение работы по составлению годового отчета, оценку состояния бухгалтерского учета экономического субъекта, выработку рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета. Практика в финансово-кредитных организациях (коммерческих банках, страховых компаниях) предполагает характеристиуа финансово-кредитной организации, функций и операций ФКО
Освоение исследовательской и аналитической деятельности экономиста Проведение экономических исследований по соответствующей программе в интересах дальнейшей работы над ВКР
  Результативно-аналитический этап Формирование предложений по повышению эффективности деятельности основных экономических служб учреждения (организации, предприятия). Оформление обучающимися отчета о практике, анализ проделанной работы и подведение её итогов, участие обучающихся в итоговой онлайн-конференции с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: технологической от образовательной организации, оценивающих результативность производственной практики: технологической

 

 

6 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Руководитель практики от образовательной организации:

- устанавливает связь с руководителями практики от организации;

- принимает участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работы;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- обеспечивает прохождение практики в строгом соответствии с учебными планами и рабочими программами практики по соответствующей специальности (направлению подготовки);

- осуществляет контроль за обеспечением нормальных условий труда практикантов;

- контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;

- оказывает методическую помощь практикантам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;

- оценивает результаты выполнения обучающимися программы практики: проверяет отчетную документацию (отчет);

- выставляет оценку по практике.

 

 

7 ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА производственной практике: технологическОЙ

До начала практики:

ü обучающемуся предоставляется право самостоятельно выбрать базу практики.

Обучающемуся также необходимо:

ü согласовать с руководителем организации характер деятельности при прохождении практики;

ü своевременно (за один месяц) уведомить о месте прохождения практики руководство образовательной организации;

ü уточнить особенности проведения практики у руководителя практики от образовательной организации, получить индивидуальное задание с учетом места и содержания практики;

ü принять участие в инструктивном совещании по практике, задать уточняющие вопросы по содержанию практики, выполнению конкретных заданий, составлению отчета.

Во время практики:

· соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

· изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;

· полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики в соответствии с направлением подготовки и видом организации (базой практики);

· ежедневно вести дневник с фиксацией результатов выполненной работы, фактических материалов, наблюдений, оценок и выводов как фрагментов будущего отчета;

· получить по месту проведения практики отзыв о проделанной работе, подписанный руководителем соответствующей организации и заверенный печатью.

После окончания практики:

· составить отчет о практике по установленной форме, представить его руководителю практики от образовательной организации для проверки и отправки в аттестационный центр;

· принять участие в итоговой онлайн-конференции для оценки результативности практики;

· отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин.

 

 

8 Методические требования к порядку прохождения и ФОРМам, содержанию ОТЧЕТА по итогам производственной практики: технологическОЙ

Формы отчетности по практике:

- отзыв о прохождении практики, составленный руководителем практики. Для составления отзыва используются данные анализа деятельности обучающегося во время практики, результаты выполнения заданий и заключений специалистов-экспертов (при необходимости). В отзыве руководителя практики от предприятия по месту прохождения практики необходимо дать оценку отношению практиканта к работе (с подписью ответственного лица), поставить дату завершения практики и круглую печать предприятия. Отзыв оформляется на бланке «Направление на практику»;

- обязательно к отзыву и отчету прилагается договор по практике (отсканированный вид).

Рекомендуется последние пять дней практики посвятить составлению электронного отчета
(см. технологическую инструкцию по заполнению отчета по практике) в формате Microsoft Word, оформленного в соответствии с методическими указаниями образовательной организации («Методические указания по заполнению электронных шаблонов творческих работ и передаче их в базовый вуз»). Электронный отчет в комплекте с другими документами и сканированной копией направления на практику представляется уполномоченному лицу в базовом вузе. Рукописный вариант отчета не принимается.

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word в формате А4, содержит примерно
1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания), шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее поля – 2,0 см; правое поле – 1,0 см; абзац – 1,25 см. Объем отчета должен составлять 15–30 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).

Исходя из указанного объема текста отчета он должен включать следующие основные структурные элементы: введение, основную часть, заключение, приложения (не засчитываются в объем отчета по практике) и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам.

Требования к содержанию отчета

Введение:

- вид практики, цель, место, сроки прохождения практики;

- перечень основных производственных мероприятий, работ и заданий.

Основная часть:

- основные сведения об организации (предприятии), являющейся местом прохождения практики: общая характеристика организации, ее организационно-правовой статус, условия, размеры, обеспеченность активами, трудовыми ресурсами, показатели выполнения плана по производству основных видов продукции, ее себестоимости, производительности труда, прибыли и уровня рентабельности;

- информация о действующей производственной структуре организации (предприятия);

- краткое описание производственного процесса и технологии производства;

- характеристика и анализ отраслевых особенностей организации (предприятия);

- информация о деятельности организации (предприятия) по техническому развитию;

- информация о виде деятельности, порученной практиканту;

- структура, функциональные обязанности персонала структурного подразделения, в котором работал практикант;

- анализ направлений деятельности экономического отдела организации;

- анализ направлений деятельности бухгалтерии и/или финансового отдела производственных, торговых предприятий и предприятиях сферы услуг;

- особенности функционирования финансово-кредитной организации (коммерческого банка, страховой компании);

- анализ деятельности отдела, где работал практикант;

- анализ направлений деятельности финансово-кредитных организаций (коммерческих банков, страховых компаний);

- анализ технико–экономических показателей деятельности предприятия, характеристика, описание и технология выполненных заданий.

В процессе деятельности должны быть установлены и отражены в отчете функциональные обязанности практиканта и методы его взаимодействия с коллегами. Должно быть получено мнение (интервью, анкеты) коллег и руководителей о функциях и методах работы, сформированы и изложены собственные критические замечания (самоанализ выполнения определенных видов деятельности).

Заключение:

- должны быть оценены содержание и объем работы, выполненной практикантом, ее полезность, результативность, сопоставление с работой опытных коллег;

- должны быть проведены проверки овладения практикантом каждой из предусмотренных ФГОС компетенций и по каждой приведены примеры их достижения, изложена критическая оценка набора стандартных компетенций, их необходимость в практической деятельности, сопоставление с реальными функциями персонала; должны быть приведены выработанные в процессе практики предложения по возможным направлениям более полного использования потенциала предприятия и повышения компетентности персонала;

- высказать предложения по совершенствованию организации и проведения практики;

- сделаны выводы о характере и направленности данного вида практики.

Приложения не засчитываются в объем отчета по практике.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток с ЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения (электрографическое копирование, микрофильмирование).

При оформлении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всему тексту.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные приводят на языке оригинала.

Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа (выравнивание от центра) без точки в конце номера.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста отчета. Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в одну строку с ее номером через тире.

Рисунки(чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все рисунки должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации/рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещается под ними внизу посередине строки и обозначается, например, «Рисунок 1».

На все приводимые иллюстрации должны быть ссылки в тексте отчета. Например,
«см. рисунок 1», «…в соответствии с рисунком 2».

При необходимости в отчете могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте отчета на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример:

а) ____________

б) ____________

1) ______

2) ______

в) ____________

Примечания приводят в отчетах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы, с абзаца и не подчеркивать.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется.

Пример

Примечание. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

Пример

Примечания

1 _____________________________________________________________________________

2 _____________________________________________________________________________

3 _____________________________________________________________________________

Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Подстрочные ссылки также имеют сплошную нумерацию.

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальная расшифровка.

Приложения, используемые в отчете, следует применять только те, на которые есть ссылка в тексте отчета. Приложения даются в конце отчета, располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте. В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные исследований и т.п. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени, иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например «Приложение А»). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в центре печатают слово «Приложение» и проставляют его буквенное обозначение, а далее размещают страницы документа.

При написании текста отчета кроме навыков, приобретенных за время практики, и предложений по организации учебного процесса важно показать проблемы и противоречия, возникшие в ходе практики, и предложить пути разрешения этих проблем.

Наиболее общими недостатками при прохождении производственной практики: технологической и составлении отчета по ней являются:

- нарушение правил оформления отчетных документов (отчета о практике);

- невыработка положенного по Федеральному государственному образовательному стандарту времени, отводимого на практику;

- отсутствие фактических данных о производственных действиях, вспомогательных документальных материалов, подтверждающих проведение (выполнение) в ходе практики различных задач;

- невыполнение выданного задания на практику и плана прохождения практики;

- попытки выдать мероприятия ознакомительной или педагогической практики за мероприятия производственной практики: технологической;

- манипулирование выводами и предложениями по итогам проведения практики.

 


9 ФОНД О



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: