Общие и общенаучные методы товарных экспертиз




1. Всеобщий метод – диалектико-материалистический метод, который пронизывает все уровни и всю структуру методов. Основными категориями диалектического материализма являются: качество и количество, противоречие, причинность, сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.

Непосредственно к диалектическому методу примыкают и формально-логические операции познания (законы, категории формальной логики): индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, обобщение и др. Рассмотрим основные логические методы, используемые в экспертных исследованиях.

Индукция метод опытного познания явлений от отдельных фактов к общему положению. Обнаруживая сходные признаки у многих объектов, можно сделать вывод, что эти признаки присущи всем предметам определенного класса.

Дедукция форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из некоторых данных мыслей – посылок.1

Таким образом, индукция и дедукция – это парные, взаимосвязанные способы познания, причем первое – это способ познания от частного к общему, а второе – это способ рассуждения, когда вывод строится от общего к частному.2

Анализ и синтез также представляют собой два взаимосвязанных метода.

Анализ метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности.

Любое экспертное исследование начинается с анализа представленных на экспертизу материалов, в процессе исследования проводится анализ выявленных свойств и признаков исследуемых объектов.

Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.1

Синтез всех установленных в процессе экспертного исследования фактов приводит экспертов к выводу – ответу на поставленный перед экспертизой вопрос.

Сравнение сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе)2. Особенное значение сравнение имеет в идентификационных исследованиях. Сравнение допустимо только в отношении однородных понятий, отражающих однородные предметы и явления объективной действительности. При сравнении необходимо использовать лишь признаки, имеющие существенное значение.

Обобщение – логический прием перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию3.

.2)Общенаучные методы (общепознавательные применяются в экспертизе всех родов на основных стадиях экспертного исследования и делятся на чувственно-рациональные и математические.

К чувственно-рациональным общенаучным методам относят: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др. Рассмотрим основные общие методы экспертных исследований.

Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и в обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.

Научное наблюдение отличается от простого восприятия конкретной целью, планируется по заранее обдуманной процедуре, фиксируется. Не может применяться в отрыве от других методов.1

Наблюдение при экспертном исследовании используется либо для выявления (обнаружения) микрообъектов или следов на предметах-носителях, либо для установления конкретных свойств и признаков исследуемого объекта.

Описание – фиксирование результатов наблюдений посредством обычного текста, рисунков, цифр, графиков, схем, символов и т.п.

При этом информация обобщается. Описание делится на качественное и количественное, полное и неполное, упорядоченное и неупорядоченное, полное и неполное и др. Описание может осуществляться в устной или письменной форме, в том числе в виде символов, цифр, рисунков и др.

Эксперимент – опытное действие, искусственное систематическое изменение условий наблюдения явления, его связи с другими явлениями.4 Отличается от наблюдения активным вмешательством экспериментатора в процессы развития наблюдаемых им явлений.

Моделирование - исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) на моделях, то есть на условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: