ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТОВАРОВ




Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомо­бильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Частями транспортной сети являются же­лезные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки не­ти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообще­ния, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и со­оружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия, технического обслуживания и т.д.

Выбор транспорта для перемещения продукции осуществ­ляется в зависимости от многих задач. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

К достоинствам АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА от­носятся: большая маневренность и подвижность, высокая ско­рость доставки грузов, доставка продукции без промежуточ­ных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя, небольшие капитальные вложения освоение малого грузооборота на короткие расстояния.

К недостаткам относятся низкие производительность труда, уровень эксплуатационных показателей и состояние дорожной сети.

 

Классификация грузов и их свойства, учитываемые при автомобильных перевозках

 

Основные факторы, которые учитываются при классификации грузов:

· способ погрузки и выгрузки;

· условия перевозки и хранения;

· возможность использования грузоподъемности подвижного со­става;

· сохранность при перевозке;

· степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке.

По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, нава­лочные и наливные.

В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хра­нении. Они делятся на:

· требующие соблюдения определенных санитарных условий;

· скоропортящиеся;

· большой массы;

· длинномерные;

· негабаритные;

· опасные.

Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют приме­нения специализированного подвижного состава, который обеспечи­вает поддержание определенного температурного режима. Грузы боль­шой массы — грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг. Грузы длинномерные — группа гру­зов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плос­кого поддона с размерами в плане 1200 х 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные - грузы более 2,5 м по ширине или 3,8 м по высоте, или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля. К опасным относятся грузы в соответствии с классифика­цией ГОСТ 19433-80.

В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемо­го коэффициентом использования грузоподъемности у.), все грузы подразделяют на четыре класса.

 

Классификация грузов в зависимости от объемной массы

Класс Масса
  1,0
  0,71-0,99
  0,51-0,70
  0,40-0,50

 

По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:

- требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и ог­неопасные грузы, стекло, электронные приборы);

- требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);

- не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).

Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения ку­зова при перевозке грузов первой категории — 9 м/с2, второй — 9-15 м/с2, третьей — 15-21 м/с2.

По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортирова­нии грузы делятся на четыре группы:

- 1 группа — малоопасные грузы (стройматериалы, продукты пи­тания);

- 2 группа — грузы опасные по своим размерам (длинномерные и негабаритные грузы);

- 3 группа — грузы пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум);

- 4 группа — особо опасные грузы (взрывоопасные, огнеопасные).

 

К достоинствам ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА носятся: сооружение путей сообщения на любой сухопутной территории (наличие подъездных путей дает возмож­ность осуществлять связь с большим количеством промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятий), высокая про­возная и пропускная способность, регулярность перевозок не­зависимо от климатических условий, времени года и суток, невысокая себестоимость перевозок грузов, более высокая скорость доставки грузов и более короткий по сравнению с речным транспортом путь, высокие показатели использова­ния пути и подвижного состава.

Классификация грузов и их свойства, учитываемые при железнодорожных перевозках.

По транспортной классификации к насыпным грузам относят рожь, пше­ницу, овес, ячмень, гречиху, просо, кукурузу в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушенный, мучку, вику, мельнич­ные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. К навалочным грузам относят топливо руду, минеральные строительные материалы, лесоматериалы.

К недостаткам следует отнести большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств и затраты металла на 1 км пути.

Специфические свойства грузов связаны с их физико-химически­ми свойствами, объемно-массовыми характеристиками и биохимиче­скими процессами, протекающими в органических продуктах в про­цессе транспортирования.

При транспортировании учитываются:

1.Физико-химические свойства: сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, смерзаемость, спекаемость, вязкость, морозо­стойкость, теплостойкость, огнестойкость, огнеопасность, спо­собность к самонагреванию и самовозгоранию, взрывоопасность, распыляемость, пылеемкость, хрупкость, окислительные свойства, способность к коррозии, вредность, ядовитость, ин­фекционная опасность, радиоактивность.

2.Объемно-массовые характеристики: плотность, удельный объем, удельный погрузочный объем.

3.Возможность биохимических процессов: автолиза, дыхания, дозревания, прорастания, гниения, брожения, плесневения.

Грузы железных дорог делятся на 11 групп.

1. Скоропортящиеся — продукты полеводства, огородничества, са­доводства, животноводства, птицеводства, рыбная продукция. В этих грузах активно протекают процессы, вызывающие усуш­ку, изменение цвета, распад и гидролиз органических веществ. При перевозке по железным дорогам скоропортящиеся грузы тре­буют защиты от воздействия на них высоких или низких темпера­тур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сро­ки их перевозки в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в «Правилах перевозок скоро­портящихся грузов на железнодорожном транспорте». Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических ваго­нах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных кон­тейнерах.

2. Гигроскопичные грузы — соль, сахар, цемент, хлопок. Поглоще­ние влаги этими грузами приводит к изменению массы, объема, физических свойств, к прямым потерям и порче.

3. Грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи, что может привести к порче продукта — продукты перемола, чай, кофе.

4. Грузы, обладающие специфическими запахами — рыбные про­дукты, кожевенное сырье, табачные изделия, нефтепродукты.

5 Грузы, устойчиво сохраняющие свои физико-химические свой­ства и не претерпевающие заметных изменений при перевозке — минеральные строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы.

6. Навалочные грузы, которые при перевозке теряют свойства сы­пучести в результате смерзания или спекания — колчедан, гра­нулированный шлак, каменный уголь, калийная соль.

7. Слеживающиеся навалочные грузы, которые теряют подвиж­ность в результате давления верхних слоев — цемент, глина, фосфоритная мука, торф.

8. Опасные грузы.

9. Грузы, способные к значительным потерям массы: овощи, бах­чевые культуры, мясные продукты.

10. Живность.

11. Продукция машиностроения.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ обеспечивает межконтиненталь­ные перевозки грузов, имеет низкую себестоимость перево­зок на дальние расстояния, практически неограниченную пропускную и высокую провозную способность, более высо­кую, чем на речном транспорте, скорость движения, неболь­шие капитальные вложения в устройства пути.

К недостаткам относятся: зависимость от географических и навигационных условий, необходимость создания на морс­ких побережьях большого портового хозяйства.

 

Классификация грузов и их свойства, учитываемые при морских перевозках

Наливной — жидкий груз, перевозимый наливом.

Сухой груз — любой груз, кроме наливного.

Навалочный груз — сухой груз, перевозимый без тары навалом.

Насыпной груз — зерновые грузы, перевозимые без тары.

Штучный груз — сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест.

На морской транспорт как наиболее экономичный приходится наи­больший удельный вес внешнеторговых перевозок. В морском судоход­стве для перевозки грузов используются разные виды судов — грузовые, сухогрузные, рефрижераторные суда, пакетовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, наливные суда, или танкеры, газовозы.

Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции.

При морской перевозке учитываются следующие свойства грузов.

Объемно-массовые характеристики: удельный объем грузового места; линейный коэффициент укладки груза; удельный складочный объем груза; коэффициент трюмной укладки; удельный погрузочный объем груза; а также гигроскопические, теплофизические и опасные свойства грузов.

Удельный объем грузового места — это отношение его габаритно­го объема к массе брутто (м3/т).

 

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ имеет высокую провозную способ­ность на глубоководных реках, невысокую себестоимость пе­ревозок, небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.

К недостаткам относятся неравномерность глубин рек, сезонность работы, небольшая скорость перевозки.

 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ (нефтепродуктопроводы, газопроводы и др.) обладает тем преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов в больших объемах возможны повсеместно. При этом обеспечивается низкая себестоимость и полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и слива. Этот вид транспорта требует меньших по сравнению с другими видами транспорта капитальных вложений и расхода металла.

К недостаткам следует отнести его узкую специализацию.

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ имеет высокую скорость поставки груза, большую дальность беспосадочного полета, более короткие по сравнению с другими видами транспорта маршруты следования.

 

Классификация грузов и их свойства, учитываемые при воздушных перевозках

Воздушные перевозки грузов исторически развивались как дополне­ние к пассажирским перевозкам. Сдерживающим фактором является, прежде всего, высокая стоимость авиаперевозок грузов. Средняя сто­имость перевозки по воздуху 1 т груза более чем в 150 раз превышает стоимость перевозки той же массы груза по железной дороге.

Перевозка грузов производится на пассажирских и грузовых само­летах. На пассажирских воздушных судах груз перевозится в качестве дозагрузки рейса. К перевозке принимаются грузы, масса одного места которых не превышает 200 кг, а габариты соответствуют допустимым размерам багажных отсеков воздушных судов.

Специальные грузовые воздушные суда осуществляют перевозку груза и почты, используя полностью всю коммерческую загрузку самолета. Отдельные категории грузов, к которым отнесены:

· легковесные;

· тяжеловесные;

· ценные;

· скоропортящиеся;

· «мокрые»;

· опасные;

· радиоактивные;

· трансферные (грузы, которые бронируются и оплачиваются на всех участках следования);

· различные медицинские препараты (вакцины, сыворотки, диаг­ностические средства, медицинские пиявки, эпителий, консер­вирующая среда, плацентарная сыворотка, консервированная кровь);

· животные, птицы, рыбы и пакеты с пчелами;

· сухой лед,

требуют особых условий для их перевозки и соответственно предва­рительного согласия перевозчика на такую воздушную перевозку. Груз в результате воздушной перевозки не должен изменить своих химических, физических или иных свойств, которые могут привести к порче самого груза, к порче другого перевозимого груза или к нару­шению общей безопасности воздушной перевозки. Авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов, а скоропортящиеся грузы следует перевозить именно авиатранс­портом.

Недостатком является высокая себестоимость перевозки грузов, поэтому он используется в основном для перевозки пассажиров. На практике для транспортировки про­екции можно применять не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрирующих систем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: