Возле Театрального колледжа




Пролог-воспоминание

Раскат грома...

Деревенская изба...

В горнице за столом сидят пьяные: сорокалетняя ЖЕНЩИНА и несколько МУЖИКОВ примерно того же возраста. У одного из «ухажеров» в руках гитара, и он исполняет на ней залихватскую песню. На столе – водка, закуска.

В соседней комнате грустная ДЕВУШКА поливает цветок в горшочке. Необычный цветок: с большими зеленовато-голубыми лепестками и оранжевыми бутонами.

Гитарист замолкает, залпом опрокидывает рюмку.

− Наташка! – кричит женщина. – Слазь в погреб за капустой!..

Девушка вздыхает и покорно выходит из комнаты.

А из горницы доносится:

− Когда школу-то кончает?

− Летом, глядишь, закончит.

− А дальше – чего?

− Спроси. Одни цветочки на уме... Эх, разгуляйся сердце, развернись душа! Пой, Коля!..

И вновь льется песня...

 

 

Часть первая

 

Общежитие университета

За окном – летний день в областном городе.

Скрученные матрасы, туго упакованная дорожная сумка. На подоконнике – два цветка. Один с зеленовато-голубыми лепестками и оранжевыми бутонами, у другого бутоны розовые.

Восемнадцатилетняя Наташа, одетая в серую юбочку и такую же неяркую блузку, тихо сидит спиной к двери. В дверях, властно поигрывая связкой ключей, стоит КОМЕНДАНТША.

С улицы доносятся голоса:

− Ну как, поступил?!

− Есессно! А ты?

− Мог бы не спрашивать!

− На филфак?

− Не, не прошел. На географический.

___________________

* Другое название: «В начале пути»

Комендантша (строго). Съезжать пора, красавица, одна ты у меня осталась.

Наташа оборачивается, заплаканная.

Комендантша (мягче). Порядки такие, вишь ли. (Короткая пауза.) Неужели тебя не приняли на биологию-то?

 

Наташа качнула головой.

 

Комендантша. И на чем завалилась?

Наташа. По математике.

Комендантша. Ох и далась им эта математика, когда цветы твои – загляденье! Как хоть называются?

Наташа. Не знаю, не придумала...

Комендантша. Скромная ты больно. Сразу видно: деревенская. Другая бы на твоем месте к Станиславу Архипычу обратилась.

Наташа (вытирая слезы). А кто это?

Комендантша. Да ты и не знаешь?! Это же профессор наш. Самый лучший. Правда, редко теперь в университет заглядывает. Но уж он-то бы твоим созданьям живо дал характеристику.

Наташа. Что уж теперь...

Комендантша. Теперь-то, конечно, поздно. (Пауза.) Может, одолжишь цветочек-то? Ну хоть один.

Наташа. Берите, пожалуйста. (Поднимается.)

Комендантша (забирая цветок, у которого бутоны розовые). Я его к себе в кабинет поставлю, любоваться буду.

Наташа. Поливайте только почаще, он воду любит.

Комендантша. Ладно.

 

Наташа берет сумку и другой цветок.

Наташа. До свидания.

Комендантша. Счастливо, милая. Приезжай на будущий год-то. Может, и поступишь...

 

Наташа выходит за дверь, начинает спускаться с этажа. Симпатичный рослый ПАРЕНЬ 20 с небольшим лет вихрем взлетает по лестнице ей навстречу. Он чуть не сбивает Наташу с ног. Она прижимает к себе цветок. Парень на ходу оборачивается.

Парень (с улыбкой). Смотреть надо! (Исчезает за поворотом перил.)

Наташа (трогает лепестки цветка). Не ушибся, хороший мой? А то носятся тут, сами ничего не видят...

 

Она продолжает спускаться по ступенькам, в то время как с верхнего этажа доносятся голоса:

Парень. Привет, Григорьевна! Ну что, нашла кого?

Комендантша. Тьфу, японский городовой! Напугал!

Парень. Не тяни, мне бежать надо!

Комендантша. А ты раньше не мог объявиться? Все уже разъехались.

Парень. А ну тя к лешему!

Комендантша. Погоди! Тебе девчонка навстречу не попалась?

Парень. С цветком, что ли?

Комендантша. Ну да.

Парень. Она же сонная, как...

Комендантша. А хозяйка – что надо. Глянь, какой порядок оста... Тьфу, чертяка шальной! Испарился.

На улице

 

Наташа сидит на скамейке. Парень вылетает на крыльцо общежития, оглядывается по сторонам. Заметив Наташу и быстро оценив ее взглядом, он садится рядом с ней.

Парень. Местная?

Наташа. Нет...

Парень. Жилье нужно?

Наташа. Не знаю...

Парень. Думай быстрее, а то я другую найду.

Наташа. А это далеко?

Парень (указав на трехэтажную «сталинку»). Да вот он, дом! (Тут же.) Мать честная!..

 

Из подъезда «сталинки» с шумом вываливается низкорослый небритый МУЖИЧОНКА лет 45, а в окне последнего этажа одновременно с этим появляется БАБА внушительных размеров.

Баба (кричит). Если напьешься – ночуй, где хочешь! (Исчезает.)

Мужичок, махнув на нее рукой, семенит в сторону Парня и Наташи. Зовут мужичка Завьялыч, к лацкану его потрепанного пиджака прицеплен значок мастера парашютного спорта.

Завьялыч (Парню). Здравствуй, сосед. (Поклонился Наташе.) Добрый день.

Парень. Привет, Завьялыч. (Рукопожатие.) Опять со своей поцапался?

Завьялыч (суетясь). Бушует, зараза... извините. Выручи соточкой, друг. Моя озверела вконец. Говорит, отправлю тебя на принудительное лечение. Вот змея!

 

Парень достает из бумажника деньги, протягивает Завьялычу, тот прячет их в карман и семенит дальше.

Завьялыч. Спасибо, я отдам... как смогу... обязательно... (Исчезает за углом дома.)

Парень (Наташе). Ну что, надумала?

Наташа. А вы дорого берете?

Парень. Ничего не беру.

Наташа. Как так?

Парень. Я художник, ищу домработницу в мастерскую. Проживание – бесплатно.

Наташа (короткая пауза). Вообще-то мне жить негде...

Парень (поднимаясь). Ясно. Пошли! (Заметив ее нерешительность.) Да не бойся ты. Как тебя зовут?

Наташа. Наташа.

Парень. А я – Толик. Меня Григорьевна знает. Все будет – о кей! (Берет Наташину сумку, и они уходят в тот же подъезд, откуда вывалился Завьялыч.)

 

Мастерская

Двухкомнатная квартира. Одну комнату занимает мастерская, другую – спальня.

Кругом беспорядок. Увядший цветок в горшке, эскизы, незаконченные картины, кисти, тюбики от использованной краски и проч. На стенах висят в основном пейзажи. Толик и Наташа сидят за столом.

Толик (пододвигает к Наташе чашку). Пей чай и слушай. Я ночую у родителей, но работаю всегда здесь. Твоя задача: поддерживать порядок, еду готовить. Ну, и за охранника будешь. Видишь, сколько тут картин. Они больших денег стоят.

Наташа. Это всё ваши картины?

Толик. Можешь на «ты» меня называть.

Наташа (робко). Твои?

Толик. Пейзажи дед писал, квартира тоже от него досталась. Наследственная болезнь у меня, понятно?

 

Наташа неуверенно кивнула.

Толик. Теперь самое главное. Парень я молодой, ко мне девчонки липнут как му... м-да... ну, в общем, липнут. Если кто-нибудь явится – тебя должно сдуть. На время. Усекла?

 

Наташа вновь кивнула.

Толик. Давай паспорт.

Наташа. Зачем?

Толик. Надо же мне знать, кто ты такая и с чем тебя едят.

Наташа (улыбнулась, достала из сумки паспорт, протянула Толику). Вот, пожалуйста.

Толик (пауза; изучая документ). Хм, деревня Борисово. Это километров сорок отсюда?

Наташа. Подальше. Два часа электричкой.

Толик. А почему ты туда возвращаться не хочешь?

Наташа (твердо, с вызовом). Матери я не нужна. У нее своя жизнь.

Толик (отдает ей паспорт). А отец у тебя есть?

Наташа. Умер он. Выпивал очень... А этот, ваш... твой сосед, он что, алкоголик?

Толик. Завьялыч? Он, между прочим, был мастером парашютного спорта. Ну а потом...

Наташа. Что?

Толик (с усмешкой). На дерево приземлился. (Серьезно.) Короче, ты все поняла?

Наташа. Да, только...

Толик. Ну, говори?

Наташа. Я хочу на работу устроиться.

Толик. Куда?

Наташа. В оранжерею, цветоводом...

Толик. Валяй, но помни, что твоя основная работа – здесь.

 

Мастерская. Спальня

 

Толик резвится в постели с манерной девицей по имени КАТЯ. Они укрыты с головой одеялом. Катя визжит, точно от щекотки. Одеяло откидывается, Толик переворачивается на спину, берет с тумбочки часы, смотрит на них и быстро надевает на руку.

Катя (по-кошачьи тянется к нему). Толик, я еще хочу.

Толик. Перебьешься.

Катя. Ну Толик...

Толик (садясь). Я опаздываю на выставку. (Начинает одеваться.)

Катя. Можно мне с тобой?

Толик. Нет.

Катя. Ладно, подожду тебя.

Толик. Скоро Наташка придет.

Катя. Ну и что такого? Я вообще не врубаюсь, зачем тебе эта непродвинутая? Поселил ее здесь...

Толик. А кто будет убирать-готовить? Ты, что ли?

Катя (дразнится). Ня-ня-ня.

Толик. Ну вот и помалкивай. И вставай уже, сказал!

Катя (вскочила голая, взяла под козырек). Есть, мой генерал!

 

Оранжерея

Наташа поливает растения под неусыпным взглядом начальницы МАТВЕЕВНЫ– женщины 45 лет.

Матвеевна. Это растение влаголюбивое, поэтому воды не жалей.

Наташа. А я знаю.

Матвеевна. Откуда?

Наташа. С детства цветами занимаюсь. Даже два сама вывела.

Матвеевна. Серьезно? И как назвала?

Наташа. Не придумала пока...

Матвеевна. А показать-то можешь?

Наташа. Один только остался.

Матвеевна. Почему один?

Наташа. Другой я подарила.

 

Мастерская

Квартира Толика несколько дней спустя. На самом видном месте – Наташин цветок. (В комнатах появилось большое количество и других цветов.) На окнах – новые шторы, кругом чистота.

Толик работает над картиной, «складывая» из квадратов, овалов и треугольников странную женскую фигуру. Наташа на кухне готовит борщ. Раздается звонок в дверь. Наташа бежит открывать. На пороге стоит Катя.

Катя. Хозяин дома?

Наташа. Да.

 

Катя проходит в квартиру. Наташа секунду медлит и выходит на лестничную клетку.

Катя. Приветики!

Толик (грубо). Зачем пришла?

Катя. Что это ты сегодня такой неласковый?

Толик. Катись отсюда и больше не появляйся!

Катя. В чем дело, Толик?

Толик. По ночным клубам бегала? С Аникиным трахалась? Всё, свободна!

Катя. Да ты еще и сплетни собирать умеешь!

Толик. Сплетни?! Да я тебя с ним в «Метелице» видел!

 

Катя не двигается.

Толик. Я что сказал?! Два раза повторять надо?

Катя (пауза). Ну океюшки. Ты у меня попляшешь, пацан.

Толик. Не пугай – пуганый.

Катя. Я тебе устрою. (Уходит.)

Толик продолжает работать.

Катя (на лестничной клетке). Ну, чо сидишь?! Иди к нему, твоя очередь. У него сегодня – у-ух!!!

 

Пауза. Возвращается Наташа.

Толик. Ушла эта крыса?

Наташа. Да. А вы что, поругались?

Толик. Распрощались. Обед готов?

 

С балкона верхнего этажа спускается человек. Видны только его ноги. Наташа замирает, прикованная взглядом к окну.

Толик (оторвавшись от работы). Что, язык проглотила?

Наташа (кивнув на балкон). Смотри.

 

Толик оборачивается. Завьялыч уже висит на руках; слегка качнувшись, прыгает на балкон Толика и стучит в стекло.

Толик (метнувшись к балкону). Блин, достали! (Повернул ручку, открыл дверь.) Завьялыч, ну это уже – пипец.

Завьялыч (запыхавшись). Сосед, выручай. (Увидел Наташу.) Здрасьте!..

Наташа кивнула.

 

Завьялыч. Эта стерва... (Наташе.) Извините... (Толику.) Закрыла меня и побежала бригаду вызывать. Неотложку, то есть... Санитаров, мать их... На принудиловку меня отправлять задумала, вот же тварь... (Наташе.) Извините...

Толик. Какую неотложку? Каких санитаров?

Завьялыч. Да я же говорил: лечить меня от этого... (Щелкнул себя по небритой скуле.) Я ночью белку поймал, белую горячку, то есть... В больницу она меня отправлять собирается.

Толик. Кто, белая горячка?

Завьялыч. Да нет, сожительница.

Толик. В какую больницу?

Завьялыч. В дурдом. Понял теперь?

 

Раздается звонок в дверь, а следом громкий продолжительный стук.

Баба. Толик, это я. Открывай!

 

Пауза. Мужской кашель за дверью.

 

Завьялыч. Тс-с-с...

 

Удары в дверь становятся громче.

Баба. Открывай, слышишь?! Я видела, как он к тебе сиганул!

Толик, Наташа и Завьялыч не двигаются с места.

Толик. Это не женщина, а Кинг-Конг. (Громко, за дверь.) Нет тут никого! Ушел он!

Баба. Ах так?! Ну хорошо.

 

Слышатся шаги удаляющихся людей, и все стихает.

Завьялыч. Кажись, отвалили... (Крадется на цыпочках в коридор, прикладывает ухо к двери.) Точно, исчезли...

Толик (Наташе). Мы сегодня будем обедать?

Наташа. Да-да, все готово. (Убегает на кухню, наливает в тарелку борщ, потом уходит в ванную и закрывает за собой дверь.)

Завьялыч (проводив ее взглядом). А девушка у тебя очень даже ничего. И хозяйка, я смотрю, того... шустрая. Цени.

Толик (самодовольно улыбаясь). Ладно-ладно.

Завьялыч. Ну, я пойду, купол трещит, лекарства требует. Не добавишь соточку, Толян?

 

Толик вынимает из кармана деньги, протягивает ему.

Толик. Сильно-то не напивайся, а то она их опять вызовет.

Завьялыч. Ни-ни, похмелюсь, и тут же – в отходняк. (Вновь прислушивается у двери и тихо выходит.)

Толик проходит на кухню, садится за стол, ест.

С улицы доносится:

Толик! Выручай! В стропах запутался!

А ну не бузи, падла!

 

Толик бросает ложку (капли борща попадают ему на рубашку) и выбегает из квартиры.

Слышен звук захлопывающихся дверец автомобиля и шум мотора.

Толик. Что, добились своего?

Баба. Я, между прочим, больной человек.

Толик. Оно и видно.

 

Толик возвращается в квартиру, распахивает дверь ванной. Наташа замачивает белье. Толик замирает, залюбовавшись ею. Убрав прядь волос, Наташа встречается с ним взглядом.

Наташа (смущенно). Что ты?..

Толик. Ничего. (Короткая пауза.) Завьялыча в психушку забрали.

Наташа. Когда?!

Толик. Только что.

Наташа. Жалко его. Хороший он...

Толик (пауза). А ты красивая.

Наташа (опустив глаза). Зачем ты так говоришь?

Толик. Я художник, что вижу, то и говорю.

Наташа. Все равно не надо.

Толик. Почему?

Наташа. Не надо. (Заметив на нем испачканную борщом рубашку.) А ну-ка снимай!

Толик. Зачем?

Наташа. Глянь, как запачкал!

 

Толик снимает рубашку и наблюдает, как Наташа застирывает ее.

Наташа. Иди, надень чистую.

Толик. Слушаюсь и повинуюсь. (Идет в комнату, надевает другую рубашку.)

Наташа выходит из ванной, сдувает челку со лба.

Толик. А ну постой! (Схватил расческу, взбивает Наташины волосы, убирает челку, открыв красивое удлиненное лицо.)

Наташа. Что ты делаешь?!

Толик. Сейчас увидишь. (Подводит ее к зеркалу.) Ну как?

 

Наташа пожимает плечами.

Толик. А теперь улыбнись!

 

Наташа пытается улыбнуться.

Толик. Вот! Супер! И больше не носи свою дурацкую челку! У тебя же классический тип лица!

 

Возле оранжереи

Наташа, Матвеевна и цветоводы средних лет – толстушка ЗОЙКА и дылда ВЕРКА – идут через проходную на улицу. Напротив, под деревом, стоит Толик.

 

Матвеевна (Наташе). А кто тебе такую прическу придумал? Сама, что ли?

Наташа. Да нет, художник один.

Зойка. Какой художник?

Наташа. Так, знакомый. (Остановилась, увидев Толика.)

Верка. Что с тобой?

Наташа. Ничего.

Верка (перехватив ее взгляд). Твой спонсор?

Матвеевна. И что у тебя, Верка, за язык?! Будто из дерьма состряпан!

Верка (фыркнув). Спросить нельзя.

Матвеевна (кивнув на Толика). Художник?

Наташа (кивнула). Ну я пойду?

Матвеевна. Иди, милая.

Наташа. До завтра. (Бежит к Толику, женщины наблюдают за ней.)

Матвеевна. Ну а ты, Зойка, чего уставилась?

Зойка. Видный парень.

Верка (Зойке). Завидуешь?

Зойка. Еще чего.

Матвеевна. Ладно, пошли.

 

Женщины уходят.

Наташа. Как ты здесь оказался?

Толик. Решил посмотреть, где ты работаешь. Идем?

 

Шум мотора... Плеск лужи... Светлый Наташин плащ тут же становится грязным...

Пронзительный свист полицейского свистка... Визг тормозов...

Появляется ГАИШНИК. К нему подбегает МУЖИК крепкого телосложения, лет под 30.

Гаишник (козырнув). Куда вы так спешите?

Мужик. К шефу опаздываю, командир!

Гаишник. Ваши документы. (Принимается за изучение документов.)

Толик (схватив Наташу за руку). А ну пошли!

Наташа. Куда?..

Толик. Идем-идем. (Тянет ее в сторону Мужика и Гаишника). Товарищ инспектор, полюбуйтесь, что сделал этот водитель!

Гаишник (обернулся, посмотрел на Наташин плащ, неодобрительно взглянул на Мужика). Вот видите, как нарушать.

 

Вместо ответа Мужик с явной симпатией уставился на Наташу.

Толик. Ну, что будем делать?

Мужик (продолжая смотреть на Наташу). Извини, земляк, виноват...

Толик. «Извини» оставь себе, а нам нужна материальная компенсация.

Мужик. Хм. Ладно, сколько ты хочешь? (Полез в бумажник.)

Толик. Думаю, триста долларов устроило бы.

Мужик. Ты чо, ошалел?! За это тряпье – триста баксов?!

Толик (сурово). Плащ, между прочим, итальянский. Куплен в Милане за валюту. Так что, раскошелиться придется.

Мужик (Гаишнику, как бы ища в нем союзника). Не, это чо такое?

Наташа дергает Толика за рукав, дескать, пойдем.

Гаишник (отворачиваясь от Мужика). Разбирайтесь сами.

Мужик (Толику). Ладно, даю сотню зеленых, и кончен базар.

Толик. Двести и – по рукам.

Мужик. Ну ты и барыга, зёма! (Отсчитал деньги, протянул Толику.) Подруге своей спасибо скажи, а то я с тобой побазарил бы.

Наташа (Толику). Пошли отсюда...

Гаишник. Ну что, договорились?

Толик. Порядок.

 

Толик и Наташа отходят. Мужик смотрит им вслед.

Толик (протягивая Наташе деньги). Держи.

Наташа. Не надо.

Толик. Возьми, говорю.

Наташа. Не хочу, это чужое.

Толик. Глупая, с такими нельзя по-другому.

Наташа. По-другому со всеми нужно.

Толик. Э-э, да ты еще и жизни-то не знаешь. (Короткая пауза.) Ну хорошо, тогда пойдем и купим тебе новый плащ. Или лучше – пальто. Зима на носу.

 

Они уходят.

Гаишник (тоже глядя в их сторону). Классная девчонка.

Мужик. Не тому досталась.

 

Кафе

Толик помогает Наташе снять новое модное пальто.

Толик. Не парься, я угощаю. Сегодня аванс получил с одного заказа. (Повесил пальто на вешалку.)

Со всех сторон кричат:

− Здорово, Толян!

− Привет.

− Как дела?

Толик кивает друзьям, потом оборачивается к Наташе.

Толик. Ну, чего ты, садись. (Взмахом руки подзывает ОФИЦИАНТА.)

Официант. Привет, Толик! (С интересом смотрит на Наташу.)

Толик. Салют, Женя. Голодные, как...

Официант. Будет сделано. (Уходит.)

Толик (пауза). А ты знаешь, что такое биеннале?

Наташа. Как?

Толик. Би-ен-на-ле?

Наташа. Это что, блюдо такое?

Толик (рассмеявшись). Это международная выставка. Проводится в Италии.

Наташа. И что?

Толик. Ничего. Просто я приглашен на нее.

Наташа. Когда?

Толик. Будущей осенью. (Откинулся на спинку стула.) Венеция, Рим, красотища!.. Милан, кстати, где ты свой плащ купила. (Смеется, Наташа тоже.)

 

Раздается музыка, заглушив их непринужденный разговор, во время которого возвращается Официант и накрывает на стол.

Возле дома и в подъезде

 

Толик и Наташа подходят к подъезду, останавливаются в свете дворового фонаря.

 

Толик (обнимая ее за талию). Наташа...

Наташа (пауза). Не надо.

Толик. Почему?

Наташа. Не могу я так...

Толик. Не могу – так не могу. (Вдруг.) А хочешь, я нарисую твой портрет?

Наташа. Когда?!

Толик. Сейчас!

Наташа. Сейчас?.. Поздно уже...

Толик. Да не буду я к тебе приставать. Пошли! (Берет ее за руку, и они входят в подъезд.)

На подоконнике сидит Катя. Около нее – пакет с продуктами и бутылкой коньяка.

Толик (поднимаясь по лестнице). В этой сфере таланта мало, нужны связи. Вот у меня, например, знакомый – председатель Правления Союза художников.

 

Катя смотрит вниз, тут же поднимается выше и наблюдает сверху.

Толик. Кстати, это он пропихнул меня на биеннале. (Остановившись у двери.) А ему когда-то мой дед помог пробиться.

Наташа (машинально сунув руку в карман пальто). Ой, я ключ потеряла.

Толик. Где?

Наташа. В плаще оставила.

Толик. Блин, а я свой у родичей забыл.

Наташа. Что же делать?

Толик. Ты помнишь, в какую урну мы твой плащ выбросили?

Наташа. Нет... (Вдруг.) Погоди-ка. (Снимает пальто, дает его Толику.) Держи, я сейчас. (Бежит вниз.)

Толик. Ты куда?

Наташа. Я мигом!..

 

Толик пожимает плечами, садится на ступеньки, достает сигареты.

Катя. Здравствуй, Толик...

Толик (обернувшись). Ты зачем здесь?

Катя (спускаясь). Мириться с тобой пришла.

Толик. Я же сказал, чтоб тебя больше не было в моей жизни!

Катя (искренне). Соскучилась я, понимаешь.

Толик. А я – нет.

Катя. Но ты можешь меня хотя бы выслушать?

Толик. Не испытываю такого желания.

 

Раздается звук замка, открывается дверь квартиры, выходит Наташа.

Наташа (озорно). Прошу вас... (Сникает, увидев Катю.)

Толик (Наташе). Ты что, летать научилась?

Наташа. Я у строителей лестницу попросила.

Толик. Вы с Завьялычем прям каскадеры какие-то.

Катя. Это у нее в крови. Привыкла в своем гадюшкине по голубятням лазить.

Пауза. Наташа берет у Толика пальто.

Наташа. Ну, я пошла.

Толик. Куда?

Наташа (пожав плечами). В кино.

Толик. Э, нет. (Ввел Наташу обратно в квартиру, обернулся.) Уходи, Катюха, не нужна ты мне, слышишь? (Захлопнул дверь.)

Катя стоит на месте, затем тянет руку к звонку, но тут же отдергивает ее. В глазах у девушки слезы.

 

Мастерская

 

Толик под музыку рисует Наташу. Наташа неуверенно следует его указаниям.

Толик. Что это за осанка? А ну – распрямись! Молодец! Грудь – вперед! Так, плечи! (Подходит, распрямляет ей плечи, возвращается к мольберту, рисует.) А теперь – приподнять голову! Выше... еще выше.

Наташа. Не могу.

Толик. Можешь! (Отложив карандаш.) Ага, умница. Посмотри налево, теперь направо. Взгляд должен быть гордым, женственным. И неприступным!

 

Наташа пытается переменить взгляд.

Толик. Блеск! Так всегда и ходи! Пора отвыкать от прежней жизни и становиться настоящей леди.

Наташа. Кем-кем?

Толик. Леди!

Наташа (смеясь). Рисуй давай.

Толик (схватив карандаш). А я что делаю?!

Наташа. Балуешься.

 

Они заливисто смеются.

 

Аттракцион

 

Толик и Наташа катаются на «чертовом колесе». Наташа сидит в напряжении.

Толик. Ты же не боишься высоты.

Наташа. Боюсь.

Толик. А как же ты на балкон по лестнице забралась?

Наташа. Не знаю... Думала, ты расстроишься из-за ключа...

Толик. Ну ты даешь. (Пауза.) Видишь, во-он там, за телебашней, наш дом.

Наташа (неуверенно). Наш?

Толик. Наш. (Пауза.) А вон там твоя оранжерея.

 

Наташа вытягивает голову. Слышится неприятный скрип, и карусель останавливается.

Наташа (в страхе). Что это?

Толик (скрывая волнение). Такое иногда бывает.

Наташа. А мы не упадем?

Толик. Со мной не пропадешь. (Кладет руку ей на плечо.)

Наташа инстинктивно прижимается к Толику. Он наклоняется и осторожно целует ее. Она не сопротивляется. Видя это, он сгребает ее в объятия, прижимает к себе.

Толик. Ты моя и больше ничья. Слышишь?

 

Наташа неуверенно кивает. Кабинка дергается и ползет вниз. Толик и Наташа сидят, прижавшись друг к другу.

 

Мастерская

 

Ночью они лежат вместе, обнаженные. Толик спит. Наташа выскальзывает из постели, подходит к своему странному портрету, выполненному в виде кубов, овалов, прямоугольников, долго вглядывается в него. Потом шумно и грустно вздыхает. Возвращается в спальню. Смотрит на Толика, проводит рукой по его лицу. Толик недовольно бурчит во сне и поворачивается к ней спиной.

Оранжерея

Наташа поливает цветы. Пятнистый кот трется о ее ноги.

Наташа. Проголодался, Тимка? Ничего, скоро пойдем кушать...

Матвеевна (из окна кабинета). Наташа, зайди на минуту!

 

Наташа спешит к начальнице, кот хвост трубой несется за ней.

Матвеевна (выпроваживая кота). А тебя не приглашали. Ну-ка, брысь отсюда! Ишь, привязался!.. (Наташе.) Присаживайся. Чаю хочешь?

Наташа. Спасибо. (Берет кружку.)

Матвеевна. Я уже предупредила Зойку с Веркой: к нам в любой момент может комиссия нагрянуть. Ох и развелось этих комиссий. Проверки, перепроверки... Как только самим не надоест? В общем, поддерживайте, как говорится, чистоту и порядок. Хорошо?

Наташа. Конечно, Анна Матвеевна.

Матвеевна. Еще бы этого кота убрать куда-нибудь. Говорят, председатель комиссии терпеть их не может.

Наташа. Я его в подсобке запру.

Матвеевна. Председателя комиссии?

Наташа. Кота.

 

Смеются.

Матвеевна. Что это ты сегодня цветешь и пахнешь, прям как цветы наши? Влюбилась, что ли?

Наташа. Не знаю.

Матвеевна. Не в того ли парня, что тебя встречает каждый вечер?

 

Наташа кивнула.

Матвеевна. Ну, и какой он человек?

Наташа. Хороший.

Матвеевна (вздохнув). Хороших людей нынче мало. Запомни это.

 

Мастерская

Толик вешает на стену портрет Наташи. Раздается звонок в дверь. Толик спешит открывать. На площадке стоит МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК в форме лейтенанта полиции, с черной папкой подмышкой.

 

Молодой человек. Волков Анатолий Викторович?

Толик (удивленно). Я.

Молодой человек. Разрешите?

Толик. Проходите...

 

Молодой человек входит, осматривается, садится в кресло, раскрывает папку.

Молодой человек (подозрительно). Вам о чем-нибудь говорит имя Потапова Екатерина Андреевна?

Толик. Это Катька, что ли? Ну, знаю я ее...

Молодой человек (протягивая Толику несколько листков бумаги). Вот от нее заявление. Ознакомьтесь, пожалуйста.

 

Пауза. Толик изучает заявление. Молодой человек поднимается и рассматривает картины.

Молодой человек (глядя на Наташин портрет, самому себе). Модерн.

Толик. Что?

Молодой человек (спохватившись). Нет, ничего. Ознакомились?

Толик. Да, но это же бред какой-то!

Молодой человек (мгновенно). Объясните.

Толик. Ну, я имел с ней... связь, не отрицаю. Но только по обоюдному согласию. О каком принуждении она тут пишет?

Молодой человек. Уважаемый, вам известно, сколько ей лет?

Толик. Двадцать, кажется...

Молодой человек. Это она вам сказала?

Толик. Вроде...

Молодой человек. «Вроде». Ей в декабре только исполнится восемнадцать. Понимаете, в какую историю вы влипли?

Толик. Так... что же мне делать?

Молодой человек. Есть один выход.

Толик. Какой?

Молодой человек. Жениться на ней. Женитесь, и она заберет заявление. Обещала.

Толик. Но... ведь вы, наверно... обязаны... дать ему ход?

Молодой человек (с обидой). Не считайте, что одни художники способны на благородные поступки. В полиции тоже люди работают. (Короткая пауза.) Ну, так как?

Толик. Мне надо подумать.

Молодой человек. Даю вам два дня на размышление. (Театрально захлопнул папку.) И учтите: это ваш единственный шанс. (Направляется к выходу, у двери оборачивается.) Вы, кажется, в Италию собрались ехать?

Толик. И что?

Молодой человек. Смотрите, как бы не укатить в противоположном направлении. (Уходит.)

Толик стоит неподвижно.

Выставочный зал

 

РАБОЧИЕ стучат молотками, вешают картины. Председатель Правления Союза художников ЛЕОНИД – мужчина лет 47 с пышной бородой и огромными кулаками, приложив мобильник к уху, следит за их работой.

 

Леонид (ворчит). Тьфу, ё...! Выключен, недоступен, вне зоны...

1 Рабочий (обернувшись). Что, Леонид Васильевич?

Леонид. Ничего. Попрямее вешайте, говорю.

 

Звонит мобильник.

Леонид (тут же). Слушаю. Да, здравствуйте. Да пока, вроде, нечем порадовать. Да-да, понимаю, договор, конечно... Но мой художник куда-то пропал, как сквозь землю провалился. Подождите еще сутки. Ровно сутки. Я найду его. Обещаю. (Отбой.) Рожа банкирская.

Пауза.

1 Рабочий (с картиной в руках). Леонид Васильевич, а эту – куда?

Леонид (короткая пауза). А-а-а, да куда хочешь, туда и вешай! (Шагает к выходу.)

2 Рабочий (Первому). Чего это с ним?

1 Рабочий (пожав плечами). Кризис.

2 Рабочий. Скажи еще: санкции.

1 Рабочий. Во-во.

 

Возле Театрального колледжа

Катя прохаживается перед входом в обшарпанное здание с вывеской «Театральный колледж». Появляется мнимый лейтенант полиции в наряде Санчо Пансо.

Катя (рванувшись к нему). Наконец-то. (Оглядывая его.) Блин, прикольный какой. Пугало, что ли?

«Санчо Пансо» (с достоинством). Сервантеса почитай, темнота.

Катя. А я подумала: Страшила из детской сказки. Ну? Как?

«Санчо Пансо». Чего – как? Нагоняй из-за тебя получил.

Катя. За что?

«Санчо Пансо». За то, что форму полицейского спи... стырил без разрешения.

Катя. Ничего, я тебе компенсирую.

«Санчо Пансо». Три штуки гони.

Катя (открывая сумочку). Не брат, а грабитель!

«Санчо Пансо». Бабки нужны позарез.

Катя (дает ему деньги). Ладно, он-то чего?

«Санчо Пансо». Всё – ништяк. Сегодня у нас четверг... Завтра должен дать ответ.

Катя. Как думаешь, повёлся?

«Санчо Пансо». А то нет! Теперь твой Толичек... (Жест – удавка.)

Катя. Умница! (Целует его.) Ты у меня классным артистом будешь!

«Санчо Пансо». Кто бы сомневался. Всё, Катюха, мне бежать надо. Репетиция...

Катя. Когда увидимся?

«Санчо Пансо» (на ходу). Не знаю. Дел по горло. Один перец разводиться собрался, просил любовника жены сыграть... (Рванул дверь, обернулся.) Кстати, я твоему суженому сказал, что тебе и восемнадцати нет. До загса не проговорись. (Исчезает.)

Катя (радостно). Ес!

 

Кабинет Леонида

 

Звонит телефон. Леонид за шиворот впихивает Толика в кабинет.

Леонид. А ну пошел! (Шагает к столу, снимает трубку.) Алло. Здравствуйте, Антон Алексеевич. Да, завтра открываемся.

 

Толик замечает в шкафу бутылку коньяка, достает. Леонид грозит ему кулачищем.

Леонид. Приходите, будем очень рады. Всего хорошего. (Кладет трубку, бросается к Толику, вырывает бутылку.) А ну поставь на место!

Толик (потирая щеку). Нехорошо поступаете, Леонид Васильевич.

Леонид. Заткнись, алкаш!

Толик. Если вы председатель Правления, значит, драться имеете право?

Леонид. Я тебе сейчас еще врежу! Ты что это, блядь, удумал?! Взял аванс и ушел в тину! Подставить меня решил!

Толик. Нет!

Леонид. «Нет». Распустил нюни, как баба! Мы его, понимаешь, выдвинули на Москву, Москва посылает в Италию, а он тут с какой-то овцой разобраться не может!

Толик. Так что же мне, по-вашему, делать?

Леонид. Жениться на ней. И немедленно! Потом разведешься. (Короткая пауза.) Тебе, блядь, о карьере думать надо. К тому же, договор на тебе висит. А банкиры ждать не станут. Они сейчас злые! Они нас до трусов разденут за такие выкрутасы! (Пауза.) Сопляк!.. Эх, если б не память о твоем деде, плюнул бы я на тебя. Он, между прочим, такого себе не позволял.

Толик. Да у меня... весь мир в голове перевернулся.

Леонид. Мир пускай летит вверх сиденьем, а ты голову на плечах держи! Не красна девица. И берись, блядь, за работу. Сегодня же! А потом будешь к биеннале готовиться, итальянец хренов. Не то я тя живо заменю Петькой Ступиным. Тот кренделей выписывать не станет. Для него дело превыше всего. Понял?!

Толик (опустив голову). Понял.

Мастерская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: