Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»




Методика «Какой ты?»

Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.

Организация: Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда как иногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.

Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характерис­тики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».

Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соот­носят с одним из показателей эмоциональной окрашенности об­щей самооценки:

 

Варианты детских ответов Эмоциональный знак Балл
Самый лучший. Хороший. Очень хороший Позитивная  
Такой же, как все (дети) Нейтральная (неопределенная)  
Когда как: иногда хороший, иногда плохой Амбивалентная (противоречивая)  
Не знаю. Никакой Индифферентная (безразличная)  
Хуже всех. Плохой. Самый плохой Негативная  

 

Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указываю­щей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и со­циальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель го­ворит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивос­ти в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозмож­ности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).

 

Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»

Цель. Выявить уровень самооценки и характер ее дифферен­циации.

Данная методика строится на основе метода семантического дифференциала, модифицированного и адаптированного нами применительно к детскому (начиная со старшего дошкольного) возрасту.

Организация. Ребенку предъявляется шкала Т. В. Дембо— С. Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со сло­весными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии).

Представленные шкалы условно отражают 12 наиболее важных черт — характеристик различных аспектов «Я» личности. Каждое качество личности, предлагаемое ребенку в качестве опоры для самооценивания, предусматривает наличие инверсионной дефи­ниции. Причем группы линий на опросном листе соответственно отражают качества, относящиеся к физическому «Я» (первые три линии), социальному «Я» (вторая тройка слов), умственному «Я» (третья тройка), эмоциональному «Я» (четвертая тройка). Индек­сы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа — самые высокие.

Инструкция. «Представь, что на каждой из этих полос располо­жены все люди, живущие сейчас на земле. Люди, конечно, бывают разные. Среди них есть и добрые, и злые, и красивые, и безобраз­ные — словом, обладающие множеством разных особенностей. Например, на первой полоске расположены люди от самых боль­ных до самых здоровых. Слева (рукой указывают направление воз­вышения качества) находятся самые больные люди, справа — са­мые здоровые, посередине — и не больные, и не здоровые — сред­ние. Где ты среди всех этих людей? Пометь крестиком или точкой свое место». И так по каждому из качеств.

Обработка результатов самооценочного профиля ребенка осу­ществляется в двух направлениях:

1) вычерчивается профильный график, отражающий частную
самооценку;

2) определяется совокупная балловая оценка, отражающая
обобщенный уровень самооценки.

Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями (рис. 5). Полученный график свидетельствует о степени дифферен­циации самооценки как по каждому из оцениваемых качеств от­дельно, так и по группе качеств, относящихся к различным аспек­там образа «Я».

Вторым этапом обработки результатов теста является оценка профиля в баллах. Для этого на опросном листе от каждого из шес­ти крестиков, расположенных сверху над полосками, проводят вниз вертикальную линию. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимос­ти от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитывают общую сумму баллов.

Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показа­телями (таблица 3).

Интерпретация полученных результатов. Оптимальной для детей 6—7 лет признается профильная кривая, расположенная несколь­ко правее середины и соответствующая высокому уровню самооценки. Для детей 5—6 лет кривая в норме должна быть расположена между пятым и шестым крестиками. Явно завышенная (линия проходит по краю справа) или заниженная (крайняя левая линия на рис. 5) самооценка могут быть следствием разных причин. На основе завышенной самооценки у индивида возникает идеализированное представление о своей личности, о своих воз­можностях. Такой ребенок нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием небла­гоприятного отношения к нему. Oн не желает признавать собствен­ных ошибок. Явно заниженная самооценка указывает на неуве­ренность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

Характер графика отражает степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» ребенка. Так, на инфантилизм в развитии частной самооценки указывает график в виде прямой линии (на рис. 5 он помечен буквой «В»). О становлении частной самооценки (начатки дифференциации как нормативные показатели для детей 5-лет- I него возраста) свидетельствует наличие редких изломов в профиль- J ной кривой (график «Б»). Ломаная кривая (норма для 6-7-летних детей) отражает достаточную степень дифференциации самооценки (график «А»).

К 5 годам у ребенка в основном должно быть сформировано позитивное ощущение собственного тела. К 6 годам — происходит интеллектуализация эмоций (Я — это тот, кто чувствует, испытывает эмоции и знает, что именно они выражают конкретные переживания),становление социального иинтеллектуального образа «Я» (Я — это тот, кто действует, играет, думает и т. п.). Следовательно, к концу дошкольного детства высокие показатели должны быть вы­ражены в графике по всем составляющим образ «Я» ребенка.

В младшем школьном возрасте профильная кривая в норме рас­полагается в диапазоне высокого уровня и соответствует графику «А», вкотором достаточно высокую позицию должны занимать характеристики интеллектуального и социального образа «Я».

 

Методика «Игра в мяч»

Цель. Выявить уровень притязаний ребенка.

Организация. Детям в индивидуальном порядке предлагают поиграть с мячом — его бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; или бросают мяч вверх и ловят его двумя руками. Ребенок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадет. Ребенок проделывает 8 попыток. Пе­ред каждой попыткой ребенка спрашивают: «Сколько раз ты сей­час сможешь ударить по мячу, если постараешься?» Ответы ребенка в большинстве случаев находятся в зависимости оттого, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке, — эти показатели заносят во второй ряд (ПК— предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов. Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (РК — реальное коли­чество отбиваний) таблицы.

Образец таблицы фиксации результатов

№ попытки                
Предполагаемое (ПК)                
Реальное (РК)                

 

Обработка и интерпретация результатов. Методика дает возмож­ность выявить два вида характеристик:

1) успешность деятельности, которая выражается в количестве
ударов по мячу в каждой попытке;

2) уровень притязаний, выражающийся в предвосхищении ре­бенком своих результатов перед каждой попыткой.

Сравнение степени расхождения или совпадения между этими двумя характеристиками позволяет довольно точно судить об уров­не притязаний испытуемого. Так, совпадение или незначительное расхождение (до±3) между ПК и РК свидетельствует об успешно­сти деятельности ребенка.

Полученные показатели соотносят с одним из четырех уровней притязаний:

· Адекватный — при превышении РК ударов показатель ПК увеличивается, а при снижении РК количество предполага­емых ударов несколько уменьшается. Дети, для которых ха­рактерен адекватный уровень притязаний, проявляют кри­тическое отношение к своим результатам, обычно они начинают с называния большого количества предполагае­мых ударов. Им свойственна уверенность в себе, в своих си­лах, но при этом у них существует скрытая боязнь неуспеха, которая выражается в осторожном, незначительном повы­шении показателя ПК при достижении успеха и более рез­ком его снижении при неудачах.

· Заниженный — показатель ПК низкий и не зависит от того, достигнуто его превышение или нет. Детям с заниженным уров­нем притязаний свойственны неуверенность в своих силах, отсутствие желания лучше проявить себя. Довольно часто после 3—5 попыток они отказываются от деятельности, мотивируя это ссылкой на усталость или отсутствие интереса.

· Завышенный - показатель ПК очень высокий независимо от
неудач (показатель РК значительно низок). Дети, имеющие
завышенный уровень притязаний, отличаются способнос­тью рисковать, а достижение успеха и особенно неуспеха влияет не столько на изменение выбора, сколько на его вы­полнение и на общее эмоциональное состояние. Обычно они в своих неудачах винят обстоятельства или других людей:
будь то плохо надутый мяч или неровный пол и т.д.

· Несформированный — достигаемый успех или неуспех не вли­яет на выбор показателя ПК и на процесс его достижения.
Обычно выбор носит случайный характер, который выра­жается в скачкообразности низких и высоких показателей ПК ударов. Реакции на замечания и оценки у детей с несформированным уровнем притязаний обычно или слабо выражены, или отсутствуют.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: