Трактовки консерватизма:
· Специфическая философия и взгляд на мир
· Политическая практика
· Идеология
Подходы к определению консерватизма (по Хантингтону):
· ситуационный подход – консерватизм как система идей для оправдания существующего общественно-политического строя;
· исторический подход – консерватизм как идеология возникает в конкретных исторических условиях, связанных с наступлением Французской революции;
· консерватизм – система защиты вечных и неизменных ценностей.
Первоначально консерватизм возникает как реакция на Французскую революцию.
Эдмунд Бёрк считается основоположником англо-американской версии консерватизма. В своём труде «Размышления о революции во Франции» выделяет основные принципы консерватизма:[1]
1) Традиции и религия играют огромную роль. Мораль и благородство – необходимы, поэтому дух рыцарства переходил из поколения в поколения и хранился аристократией.
2) Ограниченные возможности человеческого разума. «Ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретённую мудрость нации». Традиции важнее разума отдельного человека, т.к. он ограничен => сообщество выше индивида. Даже предрассудки – замечательно.
3) Революции приводят к новым революциям, дух свободы провоцирует беспорядки и эксцессы, поэтому реформы – единственный способ развития общества. Необходимо двигаться вперёд, при этом защищая «особенное» - существующие системы правления обладают изначальными преймуществами перед идеальными проектами, ведь общество – органический продукт постепенного исторического развития, а значит всё, что происходит в рамках текущего политического устройства – оправдано. Особых прав у людей нет, есть только те права, о которых договорились при устройстве.
4) Люди несовершенны и не равны, однако не должно быть угнетения одних классов другими, каждый должен быть на своём месте. Человек – это связь прошлого с настоящим, и он ответственнен и перед предками и перед потомками, а сохранение прошлого – моральный долг перед будущими поколениями.
5) Иерархичность общества. Власть в обществе определяется не титулами или происхождением, а мудростью. Поэтому когда государственная власть оказывается в руках людей некомпетентных (всяких там поваров, слесарей и т.п.), то это приводит к трудностям.
6) Незыблемость частной собственности.
Бёрк считает, что «нравственный порядок» - компромисс между добром и злом, который формируется лишь долгой исторической работой и есть самое ценное достояние каждого общества, которое необходимо бережно хранить.
Жозеф де Местр [2] считается родоначальником «континентальной» версии консерватизма. Он отождествлял национальную идею с христианством. Так как сам он был французом, то для него Революция была особенно важна – он был уверен, что ужасы Революции[3] – способ Бога вернуть Францию на путь истинный. После Революции как и после любого трудного времени взойдёт новый Король, который всё расставит на свои места[4].
В целом, можно говорить о том, что его взгляды совпадают с классическими положениями консерватизма, однако есть ряд исключений:
1) Всё, что происходит – рука Проведения, которую человеку не дано понять. Также, божественная справедливость не имеет ничего общего со справедливостью человеческой - к примеру, в случае с Революцией, он считает, что лишь кровь способна наставить Францию на путь истинный, т.к. необходимо очистить страну от элементов дворянства и духовенства, попавших под влияние философов Просвещения.[5] После этого произойдёт неизбежная реставрация монархии.
2) Насилие играет позитивную роль, оно ведёт к прогрессу, а война – очищает.
3) Общественный договор – фикция, а демократия невозможна впринципе, т.к. она несовместима с божественным законом. Возможность улучшения естественного состояния – иллюзия.
4) Политические институты либо зарождаются самопроизвольно либо вводяться великими, и только религия может наделить общественные институты способностью длительного существования. Институты, построенные на разуме, но лишённые этой сакральности – «… не могут не быть преходящими».
5) Конституция – глупость, ведь права народов – уступки суверенов, а права монархов и аристократии нельзя определить.
6) Общелиберальных ценностей быть не может, т.к. все народы мира разные, и один свод законов применить ко всему миру не получится.
Также необходимо понимать ситуационность консерватизма – если он является идеологией, которая говорит о реформах и осторожном развитии, то он очень зависит от местной специфики – что защищаем? Консерватизм всегда защищает основные принципы своего общества, будь они монархическими, либеральными или другими, причём не обязательно это будет в интересах исключительно властвующих групп.[6] Отсюда проблема современного российского консерватизма – и СССР и РИ – часть нашей истории и традиций, но они иногда противоречат друг-другу.
Национальные разновидности консерватизма:
1) Немецкий (неоднороден, есть реакционеры (нет любым переменам), реставраторы (вернуть традиции прошлого, но против силы) и реформаторы (реформы – неизбежное зло).
2) Французский, вслед за Мэстром – сильная религиозная окраска.
3) Российский (главная задача – защита монархии. Со временем выродился в крайний национализм)
4) Североамериканский (защита федеративного устройства и либеральных принципов)