Основы и рекомендации к проведению опросов.




 

Формы проведения в зависимости от функций, возлагаемых на опрос, его можно проводить в двух вариантах: интервью; анкетирование. Особенности социологического опроса Социологический опрос представляет собой вариант первичной социологической информации. Основные его виды основаны на опосредованной либо непосредственной связи между респондентом и исследователем. Целью подобной взаимосвязи будет получение от респондента конкретных данных в форме ответов на поставленные вопросы. Сущность методики состоит в общении прямым либо косвенным способом через анкетера с группой людей (респондентами). Практически все виды социологического опроса предполагают вопросно-ответный диалог. Специфика подобного общения заключается в том, что оно не только должно четко соответствовать алгоритму, но и учитывать, что в качестве участников будут выступать простые люди, отвечающие на вопросы с применением своего житейского опыта. Виды социологического опроса подбирают в зависимости от целей исследования, требований к надежности и достоверности изучаемой информации, организационно-экономических возможностей.

Классификация контактов с респондентами В настоящее время принято подразделять виды опросов на несколько основных групп: личные беседы (face-to-face опросы); квартирные (проводятся по месту непосредственного жительства респондентов); уличные (проводят на улицах, в торговых центрах); вариант с центральной локацией (hall-test). Дистанционные опросы Они предполагают получение информации удаленным путем. Существует определённая классификация данных опросов: интернет-опросы; телефонные беседы; самозаполняемые анкетные формы. Проанализируем особенности дистанционных форм: телефонной беседы и интернет-опроса. Телефонный опрос Подобные виды опросов незаменимы в тех ситуациях, когда осуществляются установочные исследования. Также подобные варианты используются для территорий, существенно удаленных друг от друга. Как проводится телефонное исследование? Для начала потребуется создание максимально возможной базы телефонных номеров кандидатов в респонденты. Далее случайным образом из созданной телефонной базы выбирают несколько номеров, которые станут непосредственными участниками данного исследования.

 

Для успешного проведения социологического опроса:

Прежде всего, до того, как к нему приступить, нужно чётко определить процедуру и цели исследования. То есть, процедуре опроса всегда предшествует разработка исследовательской программы, понимание задач и целей, гипотез и категорий анализа.
Вопросы должны быть понятно и чётко сформулированы, с соблюдением языковых норм. Формулировка этих вопросов обязательно должна соответствовать культурному уровню респондента. Так же общее число вопросов должно входить в рамки здравого смысла, чтобы не утомить опрашиваемого. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента подтекста категорически исключена.
Исходя из этого, нам понадобится план проведения социологического опроса, а так же опросный лист. Очень важно учитывать социальные и демографические характеристики респондентов, иначе опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист должен иметь часть, называемую паспортной, куда заносятся данные об опрашиваемом.

Далее, следует объяснить всем опрашиваемым, для чего вы проводите данное мероприятие, раскрыть перед ними его цель.
После того, как все предварительные процедуры выполнены, переходим непосредственно к опросу. По мере его проведения ответы респондентов отмечаются в специальной анкете, для дальнейшей работы с полученной информацией.
Когда опрос завершён, необходимо обработать результаты анкеты
1. Подсчитываем количество ответов на каждый из заданных вопросов.
2. Заносим полученные результаты в таблицу.
3. Анализируем результаты и на их основании делаем выводы.
В таблице нужно напротив предлагаемых ответов на ваши вопросы поставить количество их выборов.

Первым делом сформулируйте проблему, которой посвящен ваш соцопрос. Вы ведь собираетесь опрашивать людей по какой-то теме, следовательно, необходимо эту тему четко обозначить. К примеру, во дворе вашего дома намечается строительство крупного гаражного кооператива, а вы против этого мероприятия. В этом случае опрос необходимо составить таким образом, чтобы всем опрашиваемым было ясно, о чем идет речь и какую проблему вы собираетесь решать. Посвятите одному вопросу один листок, не перемешивая и не путая людей. Например, опрашиваемым будет гораздо проще ответить на вопрос «Ваше отношение к строительству гаража во дворе», чем заполнять сложную форму с рядом вопросов, не относящихся к сути дела.2

Помните о том, что данные опроса важно не только собрать, но и соответствующим образом обработать. Именно поэтому постарайтесь упростить себе задачу и составьте опросник максимально лаконичным и простым. Лучше всего люди отвечают на вопросы, если им предлагаются варианты ответов. Скажем, предложите такой опросный листок: «Ваше отношение к строительству гаража во дворе» и варианты ответов: «Я против», «Я за», «Мне все равно». Такие анкеты проще обрабатывать, кроме того, не возникает путаницы с распределением ответов.3

Важное значение имеет выбор опрашиваемых. Если ваш соцопрос непосредственно касается только небольшой части дома, а интерес остальных не вызывает, необходимо опрашивать самых заинтересованных. К примеру, в строительстве детской площадки будут заинтересованы семьи, в которых есть маленькие дети, а вот капитальный гараж во дворе – общая проблема. Если есть возможность обойти всех жителей дома, разумеется, можно сделать и это. Но при сборе мнений обязательно следует задать людям дополнительные вопросы, чтобы понять насколько проблема касается их непосредственно.

 

 

Спасибо за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: