Что есть правильный стиль?




Традиционное строительство

Здесь приведено в порядок всё, но атмосфера сохранилась полностью. Фото Ханну Ринне.

Что такое традиционное строительство

Традиционный мастер, традиционное строительство, традиционная реставрация. Всё это слова, которым трудно дать точное определение, но всё же множество людей клянутся именем традиционного строительства. Что же такое?

Строгое толкование доходит до того, что ремонтно-реставрационные работы, точно соответствующие исторической картине, выполняют старыми методами, старыми инструментами и с использованием старых деталей. В музейных объектах, например, наружную обшивку прибивают ручными молотками, гвоздями ручной ковки и используя пиломатериалы, идентичные старым. Когда только возможно, вновь используют вынутые из стены гвозди и снятые доски.

В обычном ремонте дома не обязательно заходить так далеко, но создание подлинной атмосферы требует некоторых старинных – и трудоёмких – методов работы. Используемые для стен древесно-волокнистые плиты можно привинтить электрическим шуруповёртом, но, если хочется следов ручной работы на досках, нужно прибить их молотком и гвоздями с хорошими шляпками. Подобным же образом, потолок нужно красить кистью, а не валиком – следы разные. Новые перегородки следовало бы делать из досок, не из гипсокартона – ощущения, прочность и звукоотражение различны. Примеров бесчисленное множество. Вообще, всегда, когда хозяйственный магазин или ленивый ум подсказывает некое лёгкое решение, мы удаляемся от традиции. Многие новые решения технически эффективны и просты, но конечный результат обычно тоже становится подобен промышленному.

Когда один мастер-реставратор увидел нашу брошюру, он обратил внимание на то, что доски чёрного пола, должные остаться скрытыми, прибиты электрическим молотком. Вопрос, таким образом, не о традиционном строительстве, а о строительстве, которое выглядит как выполняемое традиционными способами.

Что есть правильный стиль?

Когда начинается ремонт старого дома, прежде технических деталей возникает вопрос: какой стиль подходит этому дому. Как отнестись к дому, который первоначально, в конце 18 века, был хижиной в одну комнату, в 19 веке превратился в трёхкомнатный дом, в 1910-е годы получил большую остеклённую входную веранду, а также обшивку трёх стен вагонкой. На последнем этапе в 1960-е годы было сделано «крыло уровня жизни» с ванной и сауной.

 
Красота в отдельных деталях. Кликни картинку, чтобы получить увеличенное изображение. Фото Ханну Ринне.  

В 1970-е годы архитектор-реставратор, возможно, был бы того мнения, что веранду и другие поздние пристройки нужно снести. В Финляндии, например, у избы эпохи рококо в музее-усадьбе Ураярви сломали входную веранду, поскольку она не представляла правильный стиль. Сейчас преобладает точка зрения, что здание всегда существует в изменённом виде, и дополнения, привнесённые каждой эпохой, имеют право быть видны. В этом вопросе, действительно, зашли так далеко, что архитекторы редко одобряют какое-либо подражание старому. В связи с этим, между прочим, лифты в старых музейных зданиях, как правило, представляют собой шахты, сделанные из стекла, через которое видно внутреннее техническое оборудование. Иногда это удаётся, иногда – нет. Часто думается, почему бы новую часть и не замаскировать так же хорошо. Тоже самое происходит при работе с окружением. Новая служебная постройка на территории музея – это, как правило, жёсткий ящик, а не маленькая хижина в старом стиле. Реставратор мебели имеет право сделать недостающую ножку стула по образцу трёх сохранившихся, может быть, и ансамбль зданий можно было бы дополнить, подражая домам, находящимся в другом месте.

Но вернёмся к «красной хижине», продаваемой наследниками, в которой нет чистого стиля. Если дом будет использоваться для жилья, стоит продолжить развитие здания, как это делали предыдущие поколения. Но в этом случае требуется чувство стиля: нужно уметь видеть, чем дом является в большей степени: это ещё скромный крестьянский дом 19 века, или уже больше буржуазная дача с верандами и резьбой по дереву, построенная в начале 20 века. Рассмотрите образцы окон, каковы угол наклона и материал кровли, служит ли входная остеклённая веранда для сохранности обуви или для вечернего кофе, какой тип жилья поддерживается окружением? Из всего этого рождается решение, которое может быть ясно увидено своими глазами при помощи интуиции, основанной на чувстве, или анализа профессионального архитектора. Доверяй себе и профессионалу, а не эмоциональным восхищениям знакомых или их выражениям ужаса.

На взятом нами примере дома это может выглядеть так: большие Т-образные окна начала 20 века, остеклённая веранда и резьба по дереву делают его близким к идеалам стиля эклектики. Этого и следует придерживаться, но что делать с кирпичными наростами на боковой стороне дома? Может быть, их стоит снести, ибо они ужасны, или изменить, добавив скатную крышу и создав такие же «деревянные горы», как у основного объёма.

Если есть ясность со стилем и общими чертами, можно вернуться к деталям. Тот, кто ремонтные работы делает самостоятельно, отвечает за себя. Если работает кто-то другой, то всё равно отвечает хозяин. Обычный сантехник или электрик чаще всего работает согласно стандартам современного строительства и считает традиционного строителя чудаком со своими странными пожеланиями. Если электрику пожаловаться, что электрический кабель, идущий поперёк бревенчатой стены, уродлив, то он может предложить блестящее решение этой проблемы: проложить провод в пластиковом защитном футляре. Долог от этого путь к тому, чтобы получить хотя бы коричневый провод и металлические крепёжные элементы. Такой ситуации можно избежать, если уже на стадии проектирования продумать, как можно скрыто проложить проводку хотя бы на чердаке или за лепным карнизом.

Отношение определяет

 

В традиционном строительстве главное – это отношение: нужно заранее решить, что мы хотим, чтобы дом был «как раньше», и тщательно выполнить проект, чтобы этого добиться. В полностью традиционном доме нет никакой современной техники, но, поскольку она требуется, нужно также включать воображение. С другой стороны, всё не нужно прятать: если в доме проведено хотя бы центральное водяное отопление, нет никакой причины скрывать элегантно уложенные чугунные трубы. Нужно заплатить немного больше за то, чтобы не устанавливали современные белые металлопластиковые трубы.

 

 
Это уже требует мужества. Домик моряка из Ловиизы после продажи. Кликни картинку, чтобы получить увеличенное изображение. Фото Ханну Ринне.  
 
Веранда усадьбы Баствика в Эспоо после реставрации. Кликни картинку, чтобы получить увеличенное изображение. Фото Ханну Ринне.  

Красивые традиционные дома из интерьерных журналов, в действительности, часто в «крестьянском» стиле от ИКЕА, который приправлен несколькими «артефактами» из антикварных магазинов и двумя доставшимися по наследству стульями. В подлинных традиционных домах живут старые холостяки из сельской местности, которые, всю жизнь прожив с родителями, сорок лет ничего не меняли в своём доме. Традиционный реставратор счастлив, покупая дом у взрослого ребёнка (который избавляется от всего этого геморроя), но теперь покупателю нужно держать голову холодной. Говорят, что в доме нужно было бы прожить год, и это хороший план: многие первоначальные безумные идеи переноса стен или пробивки новых оконных проёмов становятся ненужными, но, вместо этого, выясняется, где пол холодный, или, что нужна веранда для защиты от ветра.

Тот, кто приобрёл дом с целью передвижения на другое место или дом в очень плохом состоянии, находится в более трудном положении: к строительным работам необходимо приступить немедленно. Но и здесь время работает на вас: если нужно переехать в дом через пять месяцев, то среди многих решений легко выбирается быстрый и простой вариант. Если, вместо этого, предполагается, что дом будет использоваться в качестве дачи через два года, то самое время спокойно подумать о том, какие известия принесут работы по разборке. (Гниль и плесень – не неожиданность, они всегда где-то есть, просто нужно смиренно искать, где именно).

Традиционное строительство – это то, что прислушивается к духу дома: зал остаётся залом, каморка – каморкой. Скромная комната останется приглушённой, а праздничная вернёт свой блеск. При выборе материалов традиционные варианты несут в себе гармонию: стук по стене не будет звонким, цвета хорошо сочетаются, и современная техника не мешает глазу. В принципе, все решения просты, но, вообще, трудоёмки. Традиция родилась, когда изысканных материалов не хватало, но времени было много. Приводя в порядок, также нужно оставить на месте как можно больше: поверх старых обоев – новые; должна остаться на месте опилочная изоляция – её только добавляют, приведя в порядок окна и обшивку.

Hannu Rinne 11.5.2009

https://www.perinnemestari.fi/?id=64



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: