Мифологические, религиозные ,научные, представления о происхождении человека.




Уже на ранних стадиях развития человечества люди стремились ответить на вопросы: откуда взялся человек и какова его сущность? В философии эти размышления стали называться «проблема человека». Существует несколько точек зрения на происхождение человека: мифологическая, религиозная, естественнонаучная. Мифологические концепции основаны на том, что человек появился чудесным образом из земли, воздуха, деревьев. Мифы о происхождении человека называются антропогоническими мифами. Религиозные концепции основаны на креационизме (акте творения). Человек - существо сотворенное, созданное сверхъестественной божественной силой. В Библии и Коране описано творение человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит - обладает особым предназначением. В человеке есть телесное и духовное (т.е. земное и божественное). Основные идеи религиозной концепции происхождения человека: 1) идея чуда; 2) у человека есть душа - то, что отделяет его от животного царства; 3) душа человека бессмертна. В религиозных концепциях нет убедительных доказательств творения, все принимается на веру (догматизм). В христианской религии человек был создан на шестой день от начала сотворения мира. По мере накопления знаний в биологии, антропологии, затем генетике - появляются естественнонаучные концепции происхождения человека К. Линней включил человека в классификацию видов животного мира, отводя человеку место в отряде приматов класса млекопитающих, дал ему видовое название Нomo sapiens (человек разумный). К естественнонаучным концепциям происхождения человека относят эволюционную теорию Ч. Дарвина и трудовую теорию Ф. Энгельса. Ч. Дарвин (работы «Происхождение видов и естественный отбор» 1859 г., «Происхождение человека и половой отбор» 1871 г.) создал теорию антропогенеза, т.е. дал биологическое обоснование происхождения нового вида - человека разумного. Главный фактор эволюции по Дарвину - естественный отбор (борьба за существование + изменчивость + наследственность). В рамках эволюционной концепции человек растворялся в мире животных, так как человеческие качества - лишь многократно усиленные инстинкты животных. Объясняя происхождение человека как нового вида, Дарвин не сумел обосновать причины выделения человека из мира животных, его концепция не раскрывала становления человека как социального существа. В трудовой теории Ф. Энгельс (работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» 1876 г.) показал единство становления человека как биологического вида и как социального существа, т.е. он создал теорию антропосоциогенеза. Антропосоциогенез - это длительный исторический процесс эволюционного становления человека как нового биологического вида и существа социального. На становление человека решающее воздействие оказали социальные факторы - труд и языковое общение. Труд - целесообразное воздействие человека на природу с помощью орудий труда для получения необходимых благ. Труд повлиял на формирование руки человека, мозга, развитие коммуникационного взаимодействия.
Процесс антропосоциогенеза по разным версиям происходил в промежуток 1-5 млн лет назад, когда появились гоминиды (предлю- ди). Прародиной человека многие антропологи считают Восточную Африку. Человек разумный - homo sapiens - появился 40-50 тыс. лет тому назад. Древнейшие останки вида homo sapiens нашли во Франции в гроте Кро-Маньон, поэтому его назвали кроманьонцем.

С точки зрения современного научного знания на появление человека оказали воздействие природные, биологические и социальные факторы. Природные факторы: изменение климата (похолодание, естественная радиация). Среди биологических факторов выделяют: генетические мутации, морфологические изменения тела (особенности строения челюстей, конечностей, мозга). Некоторые авторы выделяют гоминидную триаду (прямохождение, кисть с развитым большим пальцем, развитие лобных долей и коры головного мозга). К социальным факторам относят: а) труд как орудийную деятельность; б) общение в совместной трудовой деятельности, которое повлияло на возникновение мышления и речи; в)возникновение надприродных социально-нравственных запретов: табу на убийство соплеменника (санкция за нарушение табу - остракизм (изгнание из племени)); изменение формы семейно-брачных отношений (переход от эндогамии к экзогамии, введение запрета на инцест); поддержка слабых, немощных членов общины. Все это создало предпосылки для перехода от первобытного стада к кровно-родственной общине, которая стала первым собственно человеческим коллективом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: