Человеческие экзистенциалы жизнь и смерть, бессмертие, цель и смысл жизни, свобода и ответственность.




Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX в. еще более популярная, чем во времена Шекспира. А. Камю в "Мифе о Сизифе" заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства, сохранить жизнь.

Чем ему способна помочь философия? Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в том, что жизнь прекрасна - к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без всякого доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Камю заявляет, что мир этот абсурден; он подобен действиям Сизифа, поднимающего, по наказанию богов, камень на гору, с которой тот снова должен покатиться вниз... И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда - ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда "пограничная" со смертью.

Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни - ситуации, которые в философии и литературе XX в. исследовались глубже и тщательнее, чем прежде. К сожалению, в нашей философии долгое время господствовало пренебрежительное отношение и к этим проблемам, и к их осмыслению - как будто они не заботят абсолютно каждого человека. Каждый переживал смерть близких, многим в разгар жизни и всем на ее исходе приходилось или еще придется смотреть в глаза смерти. Всякий человек обязательно задумывается о смерти. Жизнь индивида может быть наполнена смыслом, но может вдруг утратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их именно смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы искусства и философии.

Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Больше того, как утверждал Ж. П. Сартр, человек "обречен быть свободным", поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего "Я". Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось. Выбирая, человек несет полную ответственность за сделанный им выбор. Ни бог, ни внешние обстоятельства - никто не сделает за человека выбор, способствующий реализации его подлинно человеческих, достаточно мудрых и гармоничных возможностей и способностей. Свобода - это тяжкое бремя, которое вынужден нести каждый человек, стремящийся стать личностью. Можно отказаться от свободы, но тогда человек становится безличным, таким как все, он погружается в мир обыденности, в мир неподлинного бытия. Реализация свободы не означает полной независимости от других людей и от конкретных обстоятельств, ведь реализуя стремление к свободе, человек все-таки ставит перед собой конкретные цели и действует в конкретных обстоятельствах. Таким образом, экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу.

 

35. Понятие ценность употребляется, во-первых, для определения состояния сознания, на основе которого осуществляется оценка, во-вторых, - значимых явлений, которые выбираются в результате оценки. Можно сказать, истина и добро (или престижность и комфорт) выступают в того или иного человека основными, ведущими, но можно сказать, что в таком-то доме есть больше материальных, чем духовных ценностей. Суть ценностей определяет индивидуальную и общественное сознание и деятельность. Можно говорить о ценности личности, семьи, политической партии, нации, культуры, человечества и др.. Но нельзя судить об обществе по его собственным представлением о себе, как можно делать то же самое в отношении отдельного человека. Можно серьезно ошибиться и в человеке, принимая на веру исключительно ее мнение о себе самом, и в обществе, полагаясь на его психологию, меняется, и далеко не вечны доктрины. Но и человек, и общество действуют не по объективным критериям, а по субъективным возбуждениями. Объективными оказываются лишь результаты действий, которые почти всегда отличаются от возбуждения, и тогда человек или общество меняет жизненные установки и действует уже исходя из новых возбуждений. Мнение, будучи сама подвижной, всегда движет и человеком и человечеством. Такова суть ценности.

Человек и его жизнь в древнерусское время приобретают ценностного значения. Она наделена разумом и душой, имеет всевозможные способности для познания окружающего мира, всевозможных вещей, других людей и самого себя. Именно такая мысль господствовала в произведениях авторов Киевской Руси.

Киевский митрополит Никифор (1104 - 1121) в своем "Послании" Владимиру Мономаху приводит взгляды относительно строения души, которая, по его мнению, состоит из словесной (разум), истошно (чувства) и желанной (воля) частей. Автор считает, что словесная часть души первоначальная и господствует над всеми остальными. Благодаря ей человек выделяется среди всего живого, познает и небо, и землю, и все, что существует в мире, решает философские вопросы о характере и смысле бытия [7].

В произведении нарушаются основополагающие вопросы о соотношении разума и чувств, о деятельности органов чувств и их подчиненность высшим психическим способностям. Делает аналогию между подчинением психических способностей и социальными взаимоотношениями людей. Душа имеет своих "слуг", "воевод", "наставника". Бесплотная, она направляет свою деятельность в зависимости от соотнесенности трех своих частей.

Решая психофизическую проблему, Никифор содержит душу в голове. Ум души, как ее светлое глаз, больше наполняет своей силой тело. Как князь осуществляет власть над своей землей через слуг, так и душа, охватывая все тело, действует через свои пять слуг - ощущения. Никифор указывает на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, а также - прикосновения, в частности, связывая осязательные ощущения с двигательной активностью рук. В целом органы чувств правильно отражают события внешнего мира, это предполагает обязательное участие разума. Зрительные ощущения в раскрытии истины имеют преимущество над другими чувствами, которым нельзя ни верить, ни не верить, а восприняты на их основе эмпирические факты следует проверять соображениям. Относительно человеческого бытия, по автору, оно состоит из двух противоборствующих частей - духовной и телесной, а настоящая жизнь человека состоит в том, чтобы обуздать телесные влечения и предоставить душе возможность осуществлять свое высшее призвание.

Преимущество разума над эмоциональной сферой у Климента Смолятича является очевидным фактом. Разум является главным в области человеческой психики. Разум и одаренность языке составляют особое преимущество человека. В свою очередь ум опирается на деятельность органов чувств. И то и другое одинаково составляют необходимые орудия души. Иносказово рассказывая евангельскую беседу с самарянкой, которая имела шесть мужей, Климент уподобляет самаритянци душу пяти ее умерших мужей - пяти чутьем, а шестого, последнего мужа - ума [4].

Кирилл Туровский призывал к возвращению человека, искажается вследствие искушений дьявола, к своей первоначальной природы. Иногда автор вводит в свои поучения притчи и аллегории, помогает лучше понять определенную ситуацию поведения. Так он использует притчу о "слепого" и "калеку", что происходит с буддийских сказаний и получила распространение среди фольклора многих народов мира. Если биография выдающегося общественно-политического деятеля должна служить образцом для других людей именно благодаря своей исторической реальности, то притча своеобразно обобщает факты человеческого поведения, мораль. "Калека" - это человеческое тело, а "слепой" - человеческая душа. Тело - основа греха, но обе стороны человеческой природы наказаны одинаково. Здесь аллегория выступает средством психологического обобщения [12].

Значительный интерес представляет произведение "Толкового Палея". "Палея" подает соотношение духовной и физической природы человека как постоянную борьбу, происходящую между ними. Или душа или тело постоянно повелевают в этой борьбе. Если душа действует в тесном сотрудничестве с умом, то совокупными усилиями они подчиняют себе тело. Но с другой стороны, тело может взять преимущество, и тогда душа наполнится мерзлоты и погибнет [6]. Говорится также о преигу человека над животными. Человеческая душа возникает от самого создателя, вдохнуть самим Богом. Одним из основных свойств человеческой души считается свобода воли. Автор признает влияние физической природы человека на его духовную сторону. Человеческому разуму приписываются две важные функции. Во-первых, это собиратель и анализатор всех впечатлений, которые доставляются органами чувств, а также оценивает все прибыло. Во-вторых, это - судья и регулятор всех желаний и страстей, которые рождаются в сердце. Сердце рассматривается при этом как источник всех возможных "неправедных", "лукавых" и "злых" размышлений, толкающие человека на безумие [6].

Как орган души рассматривается не только мозг, но и сердце. Лучшей организацией душевной жизни является та, при которой душа, сердце и мозг действуют при полном согласии друг с другом. Между людьми, по автору, не имеет равенства по их душевному складу. Люди отличаются не только по своему внешнему виду, но и по внутренним качествам. Среди людей есть мудрые и глупые, одни пытаются делать добро, а другие от этого уклоняются.

В психологических взглядах авторов княжества прослеживается идея о роли жизненного опыта в формировании человеческой психики. Высказывается мнение, что те или иные психические качества не даются Богом в готовом виде, а производятся в результате упражнений и опыта. Признается, что разум развивается не только в зависимости от возраста, но и и в результате вовлечения в мудрости других людей посредством обучения и чтения книг. Человеческое тело начинает оцениваться не просто как тайна души, а как достойное самостоятельного изучения.

Относительно таких норм в обществе, как моральные, правовые, религиозные, то они являются инструментом социального регулирования общественных отношений, суть которого заключается в воздействии на поведение людей. Нормы являются составной частью культуры общества, в процессе эволюции вбирает социальный опыт, оказывается в общеобязательных правилах поведения.

Сформированные в определенной культуре формы, типы и образы поведения в сфере быта, труда, религии, идеологии, политики, морали, приобретая нормативное значение, осуществляют существенный воспитательный и регулятивное воздействие на формирование чувства, вкуса, представления, поступка и взаимоотношений людей, на весь уклад их жизни.

Установлено, что социальные нормы выражают объективную потребность в обществе в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Социальные нормы выступают мощным фактором сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на способы и формы жизнедеятельности людей.

В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных социальных норм каждая из них, сохраняя свою специфику, выступает как регулятор особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности. Отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей невозможно вообще говорить о различных видах социальных норм и способов регуляции. Так, для религиозной нормы особенностью является ее "освящения" божественным авторитетом, моральная норма исходит из господствующего в обществе понимание «добра» и т.п.. Своя специфика есть и в правовой нормы.

Культура выступает преимущественно конвенционный продуктом. Человек в повседневной жизни является "исполнителем" и интерпретатором культурных установок общества, которое, в свою очередь, формирует и корректирует основные параметры его сознания, поведения и деятельности. Благодаря этому культура образует границы той или иной социальной группы.

Считается, что право есть часть культуры, а история права рассматривается как часть истории культуры. Понимание права соответствует правовой культуре в широком смысле, как части общей культуры общества.

Правовая культура определенного общества является способом организации и развития правовой жизни общества, передается от поколения к поколению в процессе его социализации. Правовая культура включает в себя не только институционализма-ваний, но и неинституционализированных социальный опыт, который запечатлелся в правовых обычаях. В этом смысле нормы права (обычного права) является одним из общественных регуляторов, отражающих исторический, политический, социально-экономический опыт существования и развитие общества.

Исследование роли правовых отношений в системе права Киевской Руси требует выяснения места норм обычного права в жизнедеятельности и способе организации общественных отношений княжества. Система права Киевской Руси состояла из нескольких составляющих, в которых исследователи традиционно относят, помимо правовых обычаев, судебные решения (судебные прецеденты), нормативные договоры (международного характера - Руси с Византией, Хазарский государством и др..; Договоры князей с народом, заключались при приглашении князя "на стол", между князем и вече, др.)., нормативные акты князей (учреждения, уроки, грамоты), решения и постановления народного собрания (вече), нормативные сборники (Закон Русский, Русская Правда), религиозные нормы (позже, с принятием христианства, сборники церковного и канонического права) [11].

Проведенный анализ текстов юридического кодекса древнерусской эпохи Правды Русской свидетельствует о том, что человек, его жизнь утверждается как ценность и охраняется законом. И даже намерение причинить вред человеку подлежит наказанию. Такое представление свидетельствует о признании человека как ценности, как "оскорбление и подобию Божию", на жизнь которого имеет право только Бог, а не человек, потому что именно Бог дает человеку жизнь, по представлениям, которые существовали в княжескую эпоху Киевской Руси.

Документ признает свободу воли у человека, какой ее надилив Господь, а также акцентируется внимание на том, что человек по сути сам отвечает за свои поступки, а не обстоятельства, которые привели к нарушению права.

Указанное свидетельствует об определенном уровне развития общества и изменение мировоззренческих позиций русичей, а также об изменении представлений о человеке, его образ. Если в прошлом для сохранения гармонии в обществе, общественных, семейных отношениях хватало "слова" (клятвы), то сейчас этого было недостаточно, нужно было их определенное оформление в праве, построенном в общий юридический кодекс.

Следует отметить, что ценностью считалось лишь то, что имело определенный положительный смысл, значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, интерпретируются как отрицательные по своим последствиям. Итак, ценностью в данном контексте не любая значимость явления, а его положительная значимость.

Итак, ценностью считалась лишь тот человек, который своим поведением, своим образом жизни не нарушала всеобщего принятые нормы и ценности, присущие были данному обществу. Вместе с тем негативные поступки человека становятся ценностью только в случае, когда приводят к определенным выводам и в дальнейшем способствуют избежание определенных событий и последствий.

Проведенный историко-психологический анализ работ древнерусских любомудров относительно образа человека в ментальном пространстве, ее положение среди ценностных приоритетов княжества показал, что людная представляет собой ценность, имеет собственный уникальный внутренний мир. Она имеет двойную природу и подчиняется законам естества, в то же время, является образом и подобием Бога. Одной из задач человека является гармонизация духовно-телесных отношений. Человеческая природа имеет иерархическую структуру: дух (ум), душу и тело. Духовное начало в человеке должен стать ведущим. Добродетели, которые развиваются в противовес страстям, бывают телесные и духовные. Телесные добродетели являются внешними упражнениями и служат для укрепления душевных добродетелей. Внешняя борьба со временем переходит во внутреннюю, которая имеет целью подчинить душевные силы и помыслы человека. Помогает в этой борьбе и способствует развитию человеческих способностей труд. От бездействия человек начинает скучать, и эта скука может толкнуть ее на осуществление плохих (отрицательных) поступков.

Душа дает жизнь телу, тело без души является мертвым, с одной стороны, а с другой - тело "передает" души свои желания. Тело рассматривается не просто как несколько временное, а как такое, что заслуживает специального внимания и исследования. Разум стоит на высшей ступени иерархии душевных частей. Ему приписываются две важнейшие функции, это собиратель и анализатор всех впечатлений, которые доставляются органами чувств. Он делает осознание, дает всем, что происходит вокруг, оценку. Сердце считается источником страстей. Но разум способен остановить эти порывы сердца, если они неприемлемы. Разум локализуется в определенной части человеческого организма - в голове. Деятельность ума осуществляется при помощи нервов, "жил", сочетающие мозг с периферийными органами восприятия. Но сама способность к разуму дается Богом, и ее реализация невозможна без тела. В наше время эта мысль несколько изменилась.

Особое место предоставляется сердцу как анализатора души. Поэтому лучшей организацией душевной жизни является та, при которой душа, сердце и мозг действуют согласованно друг к другу. В этом случае, как представлялось, не возникают дурные помыслы, которые приводят к нарушению гармоничного существования.

Разум и одаренность языке составляют особое преимущество человека. Разум, в свою очередь, опирается на деятельность органов чувств. То и другое одинаково составляют необходимые орудия труда.

Человек вырисовывается как обладатель всего, что существует в природе. Считается, что все существует только для человека. Путем познания законов природы, в процессе деятельности человек овладевает ею. И вообще все, что существует в мире, предназначена для удовлетворения человеческих потребностей. Человек не должен испытывать недостатка чего-то, но и распоряжаться всем должна разумно.

Все органы тела и душа составляют телесно-духовное единство. Душа управляет телом посредством пяти чувств. На высшей ступеньке стоит зрение. Зрение считается единственным и истинным из всех ощущений. Человек может доверять только тому, что видит собственными глазами.

Итак, тело является органом души. Из этого положения следуют этические и психофизиологические выводы. Во-первых: тело подчиняется душе, во-вторых, все органы тела являются органами душевной деятельности, и о них необходимо помнить и подчинять их себе, в-третьих, поскольку тело - орган души, то она должна иметь свое место в теле, и этим местом является председатель, и наконец, способности человека (духовные, телесные. - О.М.) растут параллельно, поскольку способности души могут проявляться по мере роста его органов - частей человеческого тела.

 

 

36. В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности.

При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология.

Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

Философская антропология XX в. В XX в. интерес философии к человеку возрос.

Современная наука и общественная практика дают богатейший материал для переосмысления глобальной философской проблемы «человек и мир». Выход человека в космическое пространство придает особую актуальность такому аспекту названной проблемы. Подобный подход обнаруживается у многих философов XX в., напр. у А. Бергсона, М. Шелера, В. Вернадского, несмотря на все различия их учений.

Проблеме появления человека и его места во Вселенной посвятил свою работу Тейяр де Шарден. Стремясь к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил человека как запланированный результат космической эволюции.

С точки зрения современных научных представлений жизнь на Земле возникает как результат локальной концентрации живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Вселенной. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т. е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется, в частности, то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние процессов, происходящих в ближайшем и дальнем космосе.

 

37. Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.
Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин
- теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.
Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.
Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: