Средства массовой коммуникации




Основы теории коммуникации

Планы семинарских занятий

 

Согласовано

Декан факультета лингвистики и перевода

______________ Л.А. Нефедова

«____»2005 г.

 

Челябинск 2005

 

Одобрено учебно-методической комиссией факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета.

 

 

Предназначается для студентов второго курса очного отделения факультета лингвистики и перевода.

 

Составитель преподаватель кафедры теории и практики перевода О.В. Шефер

 

 

Рецензент канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики английского языка Л.В. Житникова

 

 

От составителя

Всестороннее изучение человеческого общения в самых различных его проявлениях – от межличностного до средств массовой информации, позволяет выделить эту уникальную область научных исследований в отдельную академическую дисциплину. В рамках данного курса проблема коммуникации рассматривается на разных уровнях: общетеоретическом, методологическом, терминологическом, культурологическом. Многие дисциплины попадают в поле зрения данной отрасли научного знания: философия, лингвистика, психология, культурология, социология и политология, что свидетельствует о необходимости системного подхода в изучении «Основ теории коммуникации».

 

Семинарское занятие 1

Деловая коммуникация (2 часа)

 

1. Деловая коммуникация и её особенности, виды распростра -

нения информации.

2. Деловая беседа (виды и структура).

3. Деловое совещание (виды и цели).

4. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуни -

кации.

 

Основная литература:

1. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М.,2003. С. 500 - 508.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.

М., 2001. С.149 -176.

3. Тренёв Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в

России и за рубежом. М., 2000. №5. С. 24 - 42.

 

Дополнительная литература:

1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под

ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000.

2. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко -

мендации по ведению деловых бесед и переговоров). М.,1988.

3. Аллан Пиз. Язык телодвижений: Как читать мысли других по

их жестам. СПб.,1997. С. 208 - 218.

 

Семинарское занятие 2

 

Рекламная коммуникация (2 часа)

 

1. Реклама: понятие и функции, цели и виды.

2. Рекламные средства и их классификация.

 

_______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

 

3. Рекламный текст (сообщение) и его свойства. Виды реклам -

ных текстов. Коммуникативная функция рекламных текстов.

4. Маркетинговые коммуникации.

 

Основная литература:

1. * Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.

Практика и рекомендации. М.,1994. С.10 - 11, 20 - 24, 41 - 45,

55 - 69.

2. * Денисон Делл, Линда: Учеб. по рекламе: как стать извест -

ным, не тратя денег на рекламу. Минск,1996. С. 70 - 83,

100 - 102.

3. * Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новоси -

бирск, 2002. С.5 - 23, 65 - 102.

4. * Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос -

сийские традиции. М., 1996. С. 23 - 24, 58 - 61, 73 - 83,

159 - 163.

5. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 508 - 511.

6. * Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная

деятельность. М., 1998. С. 7 - 11, 38 - 47, 69 - 75, 101 - 112.

141 - 143, 188 - 196, 200 - 207, 213.

 

Дополнительная литература:

1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.

2. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

3. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.

Семинарское занятие 3

Вербальная коммуникация (2 часа)

 

1. Речь как способ передачи информации:

а) речевая коммуникация и её модель;

б) формы и типы речевой коммуникации;

в) особенности речевой коммуникации (нравственность речи,

позиция слушающего, сознательное / бессознательное и

ложь);

г) три типа приема и передачи информации.

2. Целевые установки речи и их классификация:

а) ритуальная речь;

б) провокационная речь;

в) императивная речь;

г) убеждающая речь.

3. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Этика речевого общения.

4. Жанры вербальной коммуникации (беседа, разговор, рассказ, история, письмо, записка, дневник).

 

Основная литература:

1. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуни - кации. М., 1987. С. 6 - 16.

2. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму - никации. М., 1998. С.10 - 104.

3. *Виноградов С.И. Культура русской речи. М., 1998. С. 58 - 72, 83 - 93.

4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 184 - 205.

5. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001. С. 20 – 26.

 

Дополнительная литература:

1. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

 

Семинарское занятие 4

 

Невербальная коммуникация (4 часа)

 

1. Невербальные средства коммуникации:

а) мимика;

б) жесты;

в) позы;

г) темп речи;

д) дикция;

е) интонация;

ж) азбука Морзе.

2. ”Body Language”- язык телодвижений.

3. Кинестика, проксемика, паралингвистика и другие науки, изучающие невербальную коммуникацию.

4. Роль невербальной коммуникации в процессе межкультурно-

го общения.

 

Основная литература:

1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997. С. 11 - 30, 78 - 98.

2. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

С. 83 - 117, 134 - 137.

4. *Джулиус Фаст. Язык тела. Ростов н / Д., 1997.

5. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму -никации. М., 1998. С. 436 - 469.

6. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. С. 41 - 43, 62 - 76, 156 - 168, 430 - 434.

7. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000. С. 230 - 235.

8. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 295 - 334.

 

Семинарское занятие 5

Средства массовой коммуникации

в современном мире (2 часа)

1. Средства массовой информации:

а) определение и содержание понятий;

б) роль, функции и структура СМИ;

б) язык СМИ (прагматичность, адресность, сиюминутность, усредненность, эталонность).

2. Массовая коммуникация как особый тип дискурса.

3. Аудитория и типологические характеристики общерос - сийских СМИ.

4. Компоненты системы СМИ.

5. Основные принципы организации радио - и телевизионной речи.

Основная литература:

1. *Нещименко Г.П. Динамика речевого стандарта современной публичной вербальной коммуникации: проблемы: Тенденции развития // Вопр. языкознания. 2001. №1. С. 98 - 131.

2. *Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и

Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 238 – 263.

3. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 432 - 478.

4. *Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И. М., 2001. С. 253 - 260.

5. *Система средств массовой информации России / Под ред. Л.Н. Засурского. М., 2001. С. 3 - 34.

6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

С. 62 - 67, 147 - 154.

 

Семинарское занятие 6

Межличностная коммуникация (2 часа)

 

1. Межличностная коммуникация:

а) определение и закономерности межличностной коммуни - кации;

б) составные элементы категории межличностного общения.

2. Межличностная перцепция:

а) перцептивная сторона общения;

б) эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при коммуникации;

в) эффекты межличностного восприятия;

г) обратная связь.

3. Общение мужчин и женщин как представителей разных

гендерных культур (самостоятельно).

 

Основная литература:

1. *Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. С. 12 - 16, 23, 40 - 45.

2. *Кирилина А.В. О применении понятия гендера в русскоязычном лингвистическом описании. // Филол. науки. 2000. №3. С. 18 - 27.

3. *Обозов Н.Н. Феномены закономерности межличностного взаимодействия // Вопросы психолгии межличностного позна –ния и общения: Сб.науч. тр. Красноярск, 1986. С. 131 - 140.

4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 337 - 396.

5. *Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н / Д., 1997. С. 674 - 676.

6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

С. 57 - 60.

 

Дополнительная литература:

Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина ↔ женщина. М., 2000.

Семинарское занятие 7

Имиджевая коммуникация (2 часа)

 

1. Имидж:

а) определение, функции и структура;

б) варианты и типы имиджей.

2. Имиджевый дискурс.

3. Этапы имиджевого воздействия.

4. ПР-реклама имиджа.

5. Имиджевая коммуникация и её роль в современном мире.

Основная:

1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001. С. 116 -127.

2. *Минаева Л.В., Морозов Л.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун - та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 1. С. 55 - 72.

3. Почепцов Г.Г. Имиджеология: теория и практика. Киев, 1998. С. 7 - 29.

4. *Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. С. 294 - 319.

 

Дополнительная:

Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М., 2001.

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

2. *Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998. С. 233, 604 - 608.

3. *Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

4. *Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994.

5. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника -ции. М., 1987.

6. *Делл Денисон, Линда Тоби. Учебник по рекламе. Минск, 1996.

7. *Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

8. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой ком -муникации. М., 1998.

9. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001. С. 294 - 319.

10. *Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.И. Ширяева М., 1998.

11. *Минаева Л.В., Морозова А.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун – та. Сер. 19. Лингвис -тика и межкультурная коммуникация. 1999. №1. С. 55 - 72.

 

_______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

 

12. *Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос -сийские традиции. М., 1998.

13. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003.

14. *Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.,1998.

15. *Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2001.

16. *Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

17. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.

М., 2001.

18. Система средств массовой информации России / Под ред. Л.Н. Засурского. М., 2001.

19. *Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

20. *Тренев Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. С. 24 - 42.

21. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

Дополнительная

1. Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.

2. Аллан Пиз и др. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997.

3. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

4. *Боброва Л.Г. О характере и прагматике информационных текстов Паблик Рилейшнз в INTERNET // Вестн. Моск. ун – та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1999..№1. С. 103 - 113.

5. *Головин Н.Г. Основы культуры речи. М., 1988.

6. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.

7. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

8. Каган М.С. Мир общения. Проблема межкультурных отно -шений. М., 1988.

9. *Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

10. *Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

11. Лингвострановедение и текст / Под ред. Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова. М., 1987.

12. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.

13. *Немищенко Г.П. Динамика речевого стандарта современ - ной публичной вербальной коммуникации: проблемы, тенденции развития // Вопр. языкознания. 2001. №1. С. 98 - 131.

14..Почепцов Г.Г. Имиджеология. М., 1998.

15. *Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лав-риненко. М., 2000.

16. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.

17. *Тер-Минасов С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

18. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.

19. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко- мендации по ведению деловых бесед и переговоров). М., 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: