Основы теории коммуникации
Планы семинарских занятий
Согласовано
Декан факультета лингвистики и перевода
______________ Л.А. Нефедова
«____»2005 г.
Челябинск 2005
Одобрено учебно-методической комиссией факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета.
Предназначается для студентов второго курса очного отделения факультета лингвистики и перевода.
Составитель преподаватель кафедры теории и практики перевода О.В. Шефер
Рецензент канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики английского языка Л.В. Житникова
От составителя
Всестороннее изучение человеческого общения в самых различных его проявлениях – от межличностного до средств массовой информации, позволяет выделить эту уникальную область научных исследований в отдельную академическую дисциплину. В рамках данного курса проблема коммуникации рассматривается на разных уровнях: общетеоретическом, методологическом, терминологическом, культурологическом. Многие дисциплины попадают в поле зрения данной отрасли научного знания: философия, лингвистика, психология, культурология, социология и политология, что свидетельствует о необходимости системного подхода в изучении «Основ теории коммуникации».
Семинарское занятие 1
Деловая коммуникация (2 часа)
1. Деловая коммуникация и её особенности, виды распростра -
нения информации.
2. Деловая беседа (виды и структура).
3. Деловое совещание (виды и цели).
4. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуни -
кации.
Основная литература:
1. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М.,2003. С. 500 - 508.
2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.
М., 2001. С.149 -176.
3. Тренёв Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в
России и за рубежом. М., 2000. №5. С. 24 - 42.
Дополнительная литература:
1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под
ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000.
2. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко -
мендации по ведению деловых бесед и переговоров). М.,1988.
3. Аллан Пиз. Язык телодвижений: Как читать мысли других по
их жестам. СПб.,1997. С. 208 - 218.
Семинарское занятие 2
Рекламная коммуникация (2 часа)
1. Реклама: понятие и функции, цели и виды.
2. Рекламные средства и их классификация.
_______________________________________________________
* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.
3. Рекламный текст (сообщение) и его свойства. Виды реклам -
ных текстов. Коммуникативная функция рекламных текстов.
4. Маркетинговые коммуникации.
Основная литература:
1. * Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.
Практика и рекомендации. М.,1994. С.10 - 11, 20 - 24, 41 - 45,
55 - 69.
2. * Денисон Делл, Линда: Учеб. по рекламе: как стать извест -
ным, не тратя денег на рекламу. Минск,1996. С. 70 - 83,
100 - 102.
3. * Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новоси -
бирск, 2002. С.5 - 23, 65 - 102.
4. * Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос -
сийские традиции. М., 1996. С. 23 - 24, 58 - 61, 73 - 83,
159 - 163.
5. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 508 - 511.
6. * Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная
деятельность. М., 1998. С. 7 - 11, 38 - 47, 69 - 75, 101 - 112.
141 - 143, 188 - 196, 200 - 207, 213.
Дополнительная литература:
1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.
2. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.
3. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.
Семинарское занятие 3
Вербальная коммуникация (2 часа)
1. Речь как способ передачи информации:
а) речевая коммуникация и её модель;
б) формы и типы речевой коммуникации;
в) особенности речевой коммуникации (нравственность речи,
позиция слушающего, сознательное / бессознательное и
ложь);
г) три типа приема и передачи информации.
2. Целевые установки речи и их классификация:
а) ритуальная речь;
б) провокационная речь;
в) императивная речь;
г) убеждающая речь.
3. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Этика речевого общения.
4. Жанры вербальной коммуникации (беседа, разговор, рассказ, история, письмо, записка, дневник).
Основная литература:
1. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуни - кации. М., 1987. С. 6 - 16.
2. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму - никации. М., 1998. С.10 - 104.
3. *Виноградов С.И. Культура русской речи. М., 1998. С. 58 - 72, 83 - 93.
4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 184 - 205.
5. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001. С. 20 – 26.
Дополнительная литература:
1. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
Семинарское занятие 4
Невербальная коммуникация (4 часа)
1. Невербальные средства коммуникации:
а) мимика;
б) жесты;
в) позы;
г) темп речи;
д) дикция;
е) интонация;
ж) азбука Морзе.
2. ”Body Language”- язык телодвижений.
3. Кинестика, проксемика, паралингвистика и другие науки, изучающие невербальную коммуникацию.
4. Роль невербальной коммуникации в процессе межкультурно-
го общения.
Основная литература:
1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997. С. 11 - 30, 78 - 98.
2. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.
3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.
С. 83 - 117, 134 - 137.
4. *Джулиус Фаст. Язык тела. Ростов н / Д., 1997.
5. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму -никации. М., 1998. С. 436 - 469.
6. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. С. 41 - 43, 62 - 76, 156 - 168, 430 - 434.
7. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000. С. 230 - 235.
8. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 295 - 334.
Семинарское занятие 5
Средства массовой коммуникации
в современном мире (2 часа)
1. Средства массовой информации:
а) определение и содержание понятий;
б) роль, функции и структура СМИ;
б) язык СМИ (прагматичность, адресность, сиюминутность, усредненность, эталонность).
2. Массовая коммуникация как особый тип дискурса.
3. Аудитория и типологические характеристики общерос - сийских СМИ.
4. Компоненты системы СМИ.
5. Основные принципы организации радио - и телевизионной речи.
Основная литература:
1. *Нещименко Г.П. Динамика речевого стандарта современной публичной вербальной коммуникации: проблемы: Тенденции развития // Вопр. языкознания. 2001. №1. С. 98 - 131.
2. *Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и
Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 238 – 263.
3. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 432 - 478.
4. *Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И. М., 2001. С. 253 - 260.
5. *Система средств массовой информации России / Под ред. Л.Н. Засурского. М., 2001. С. 3 - 34.
6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.
С. 62 - 67, 147 - 154.
Семинарское занятие 6
Межличностная коммуникация (2 часа)
1. Межличностная коммуникация:
а) определение и закономерности межличностной коммуни - кации;
б) составные элементы категории межличностного общения.
2. Межличностная перцепция:
а) перцептивная сторона общения;
б) эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при коммуникации;
в) эффекты межличностного восприятия;
г) обратная связь.
3. Общение мужчин и женщин как представителей разных
гендерных культур (самостоятельно).
Основная литература:
1. *Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. С. 12 - 16, 23, 40 - 45.
2. *Кирилина А.В. О применении понятия гендера в русскоязычном лингвистическом описании. // Филол. науки. 2000. №3. С. 18 - 27.
3. *Обозов Н.Н. Феномены закономерности межличностного взаимодействия // Вопросы психолгии межличностного позна –ния и общения: Сб.науч. тр. Красноярск, 1986. С. 131 - 140.
4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 337 - 396.
5. *Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н / Д., 1997. С. 674 - 676.
6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.
С. 57 - 60.
Дополнительная литература:
Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина ↔ женщина. М., 2000.
Семинарское занятие 7
Имиджевая коммуникация (2 часа)
1. Имидж:
а) определение, функции и структура;
б) варианты и типы имиджей.
2. Имиджевый дискурс.
3. Этапы имиджевого воздействия.
4. ПР-реклама имиджа.
5. Имиджевая коммуникация и её роль в современном мире.
Основная:
1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001. С. 116 -127.
2. *Минаева Л.В., Морозов Л.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун - та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 1. С. 55 - 72.
3. Почепцов Г.Г. Имиджеология: теория и практика. Киев, 1998. С. 7 - 29.
4. *Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. С. 294 - 319.
Дополнительная:
Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М., 2001.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
2. *Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998. С. 233, 604 - 608.
3. *Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
4. *Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994.
5. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника -ции. М., 1987.
6. *Делл Денисон, Линда Тоби. Учебник по рекламе. Минск, 1996.
7. *Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
8. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой ком -муникации. М., 1998.
9. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001. С. 294 - 319.
10. *Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.И. Ширяева М., 1998.
11. *Минаева Л.В., Морозова А.Ю. Роль речевой коммуникации в создании имиджа // Вестн. Моск. ун – та. Сер. 19. Лингвис -тика и межкультурная коммуникация. 1999. №1. С. 55 - 72.
_______________________________________________________
* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.
12. *Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос -сийские традиции. М., 1998.
13. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003.
14. *Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.,1998.
15. *Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2001.
16. *Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
17. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.
М., 2001.
18. Система средств массовой информации России / Под ред. Л.Н. Засурского. М., 2001.
19. *Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
20. *Тренев Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. С. 24 - 42.
21. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.
Дополнительная
1. Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.
2. Аллан Пиз и др. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997.
3. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.
4. *Боброва Л.Г. О характере и прагматике информационных текстов Паблик Рилейшнз в INTERNET // Вестн. Моск. ун – та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1999..№1. С. 103 - 113.
5. *Головин Н.Г. Основы культуры речи. М., 1988.
6. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.
7. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.
8. Каган М.С. Мир общения. Проблема межкультурных отно -шений. М., 1988.
9. *Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
10. *Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
11. Лингвострановедение и текст / Под ред. Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова. М., 1987.
12. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.
13. *Немищенко Г.П. Динамика речевого стандарта современ - ной публичной вербальной коммуникации: проблемы, тенденции развития // Вопр. языкознания. 2001. №1. С. 98 - 131.
14..Почепцов Г.Г. Имиджеология. М., 1998.
15. *Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лав-риненко. М., 2000.
16. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.
17. *Тер-Минасов С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
18. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.
19. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко- мендации по ведению деловых бесед и переговоров). М., 1988.