Семейное | Штучное | Весовое |
Брикеты классические Картонные стаканы "Kissme" Пластиковые стаканы "Тебе и мне" Контейнеры Контейнеры "CREDO" Premium Рулеты | Батончики Рожки Шербет Эскимо Вафельные стаканчики Брикеты на вафлях | Классическое мороженое Оригинальные миксы Ореховое мороженое Фруктово-ягодные сорта мороженого Японские вкусы Шербет Шоколадное мороженое «Сорбеты» «Пломбиры» |
Таблица 2. [3]
В первую очередь, существует разделение рынка, исходя из места и времени употребления продукта, на мороженое весовое (для продажи в специализированных торговых точках), семейное (для домашнего употребления) и порционное или штучное (так называемое мороженое «импульсного» спроса).
Довольно чётко прослеживается разделение ассортимента продукции компаний-производителей в зависимости от возраста потенциального потребителя (детское, молодежное, взрослое); пола (типично мужское/женское); уровня дохода (эконом, средней цены, элитное).
Также в отдельную категорию товаров, находящихся на рынке, можно отнести группу видов мороженого для потребителей, ориентированных на следование социальным тенденциям. К таким видам можно отнести мороженое ОАО «Петрохолод»: эскимо и вафельные стаканчики «Как раньше», сахарные трубочки «Арриба».
В отличие от заграницы, где мороженое в основном употребляют за столом, в семейном кругу или в ресторанах, в России существует прямо противоположная традиция. В СССР было распространено главным образом «порционное» мороженое - в вафельном стаканчике или эскимо. Однако новые форматы постепенно завоевывают популярность у потребителей, можно говорить о росте домашнего сегмента мороженого и падения импульсного сегмента, так как основной тенденцией рынка является активное развитие категорий нового формата, например, «ванночек». В сегменте «порционного мороженого» также можно отметить рост интереса потребителей к продуктам более современного формата - рожков и сэндвичей [3]. Происходит постепенный процесс замещения дешевого мороженого более дорогими и дифференцированными видами.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫРЫНКА
На географические границы рынка мороженого влияют несколько факторов.
Во-первых, говоря о производстве мороженого, необходимо учитывать его зависимость от поставок сырья. Из-за того, что при производстве мороженого по ГОСТу важными составляющими продукта являются натуральные скоропортящиеся ингредиенты (молоко, сыворотка, сливки), заводы вынуждены располагаться в относительно близком расстоянии от их источников.
Во-вторых, немаловажным является тот факт, что необходимая температура хранения мороженого (минус 28 градусов) может быть создана и поддерживаться только при использовании холодильных установок, так как любая разморозка может испортить как внешний вид, так и вкусовые качества товара. Это значительно увеличивает расходы производителей на транспортировку и приводит к увеличению стоимости конечного продукта.
Таким образом, территория, на которую ведутся поставки, существенно ограничена географически вследствие необходимости поддержания цены на продукт конкурентоспособной по сравнению с другими производителями. Поэтому крупные компании-производители мороженого имеют несколько заводов в разных регионах, границами которых обычно и определяется дальность поставок, а значит и границы рынка.
Этими факторами определяются и масштабы производства: объём продукции должен соответствовать покупательскому спросу в конкретном регионе.
ОБЪЕМ И ТЕМПЫРОСТА ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА
Сравнивая экономические показатели рынка мороженого (См. Приложение 1), можно сказать, что после кризиса 2008 года, в котором наблюдался спад производства, рынок находится в стадии медленного, но устойчивого роста (см. график в натуральном выражении). Показатели необычайно теплого 2010 года выделяются на фоне этой тенденции, но в конечном итоге – российский рынок мороженого восстанавливается после кризиса, причем гораздо быстрее, чем это прогнозировалось [4].
МАСШТАБ КОНКУРЕНЦИИ
Сегодня на российском рынке в сфере производства мороженого формируется более агрессивная конкурентная среда, наблюдаются процессы слияний и поглощений. Десять ведущих производителей занимают около 70 процентов рынка, в то время как остальные 30 % - мелкие региональные производители.
Уровень и интенсивность конкуренции зависит также от вида продукции. Наиболее серьезная конкуренция наблюдается в сфере выпуска мороженого в больших брикетах. За ней следует конкуренция для сегментов мороженого в рожках и фруктового льда. Доля импорта мороженого - не более 2%, а значит глобального уровня конкуренции не наблюдается, вследствие небольшой дальности поставок продукции, его нужно отнести к региональному типу.