Основы теории государства.




1. Понятия и основные признаки государства.

2. Форма государства.

Основные признаки государства.

1. Народ (население).

Государство есть союз людей организованный на начале права на определенной территории. Общим интересом для всех граждан государство является усовершенствование совместной жизни по средствам установления и поддержания справедливого правопорядка. Граждане в отношение с государством являются субъектами прав и обязанностей, их соотношение определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

2. Территория.

Власть государства распространяется на определенную территорию, которая находиться под его юрисдикцией. Люди, проживающие на территории государства, как правило, становятся подданными или гражданами этого государства. Юридически, только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ), занимать должности в ОГВ, осуществлять определенные виды деятельности и тд). Однако государство обязуется защищать права и свободу иностранцев и лиц без гражданства.

3. Публичная (стоящая над обществом) власть.

Объективно необходимой функции публичной (государственной) власти является упорядоченность общественной жизни, общественных отношений. Властные полномочия государства ограничены: во-первых, правами и свободой его граждан, во-вторых, властными полномочиями других государств.

Право – основа власти, то есть государственная власть должна быть основана только на правовых началах и действовать исключительно в рамках права.

Признаки государственной власти:

А) аппарат управления, который призван осуществлять функции управлением обществом с помощью специальных государственных органов;

Б) публичная власть осуществляет свою власть от имени народа;

В) легитимность – то есть признание власти народом, и согласие ей подчиняться.

4. Налоговая и финансовая система.

Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета, а затем распределяет эти средства на различные средства, в том числе на содержание государственного аппарата, а так же на содержание социально незащищенных граждан

5. Суверенитет.

…И её независимость в международной сфере. Верховенство государственной власти в нутрии страны означает:

А) распространение её на всех граждан и всех организаций, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

Б) только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

В) возможность применения мер государственного принуждения в случаи противоправных действий.

 

Самостоятельность и независимость государственной власти выражаются в её исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права. Следовательно, государственный суверенитет ограниченная правом власть как внутри страны, так и на международной арене осуществляемая от имени народа.

6. Система права.

Государство это не только союз людей объединено территориально, но и правовой союз организованный и действующий по правовому. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть. И формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права, в т.ч. государство, функционируют в рамках правовых норм.

Государство – территориально организованная, публично правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

 

2. Форма государства – это организационно функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и её взаимодействие с населением. Классификация формы государства осуществляется по её основным элементам: в форме правления (монархия и республика), в форме государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), в форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы гос. управления).

Под формой правления принимается организация верховной государственной власти, порядок образования её органов власти их компетенция и их взаимоотношение с населением, степень участия населения в их образование.

Монархия такая форма правления, при которой верховная власть юридически сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается обычно по наследству. Основные признаки:

А) главой государства является монарх;

Б) власть монарха обычно передается по наследству;

В) деятельность монарха не ограниченна определенным сроком, он исполняет обязанности пожизненно.

Монархия делиться на абсолютную и ограниченную. В абсолютной монархии власть монарха не ограниченна каким-либо другим ОГВ. Ограниченная монархия это форма правления, при которой власть монарха ограниченна представительным органом - парламентом, действующего на основе конституции. В свою очередь монархии делятся на дуалистические и парламентские. Признаки дуалистической монархии:

а) монарх выполняет функции реального главы государства;

б) наряду с монархом существует и другие высшие области власти (парламент и правительство);

в) некоторые члены парламента назначаются монархом, правительство несет ответственность перед монархом.

Парламентская монархия – форма правления, в которой власть монарха ограничивается парламентом. Её признаки:

А) наряду с монархом существует и другие высшие области власти (парламент и правительство);

Б) парламент назначается народом;

В) правительство формирует партия завоевавшая большинство мест в парламенте;

Г) правительство несет ответственность перед парламентом;

Д) действует принцип разделения властей;

Е) властные функции монарха ограничены, в основном носят церемониальный характер.

 

Республика, форма правления при которой высшие органы государственной власти избираются всенародным голосованием, то есть источником власти является суверенный народ. Высшие органы государственной власти в основном выборочные и избираются на определенный срок. Должностные лица … несут политическую ответственность перед своими избирателями.

Республики делятся на президентские, парламентские и полипрезидентские (смешанные). Для президентской республики характерно, что президент лично возглавляет исполнительную власть, то есть совмещает должности главы государства и главы правительства. Он назначает и освобождает от должностей членов правительства.

Принцип разделения властей воплощен наиболее последовательно.

Президент избирается на определенный срок либо прямым голосованием, либо косвенным.

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства); правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность.

В смешанных республиках (напр. Франция), главой является премьер-министр, наделенный широкими полномочиями, еще более широкие полномочия у президента. В формировании правительства участвуют и президент и парламент.

Форма государственного устройства – административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами. *(Унитарные и федеративные государства)

Унитарное государство – государство, не имеющее в своем составе иных гос. образований на правах субъектов. Оно может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти таких единиц подчиняются центральным органам государства.

Разновидностью унитарных государств явл-ся гос-ва, где при наличии единой территории имеются автономные образования (Китай, Испания, Украина).

Федерация – это государство, в состав которого входят территориальные образования-субъекты федерации, обладающие определенным суверенитетом, т.е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными органами, решающими, в основном, вопросы общегосударственного назначения и органами власти субъектов государства, решающими вопросы регионального значения.

Все субъекты федерации являются её равноправными членами, в каждом из них есть собственные органы власти и собственное законодательство, наряду с общефедеральным.

Важным признаком федеративного государства является также двойное гражданство как федерация в целом и субъекта в составе федерации.

Конфедерация – союз нескольких самостоятельных государств образованных, как правило, на основе договора для достижения определенных целей.

Основы теории права.

1. Понятие права, его нормы и источники. Система права.

2. Понятие правоотношения, его структура. Правонарушение и юридическая ответственность.

 

Термин «право» происходит от лат. «юстиция» - справедливость. Сегодня под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права), устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений. В теории выделяется субъективное право и объективное. Субъективное право – право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя норму поведения в рамках закона. В субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, мера дозволенного поведения личности. Свобода человека состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Объективное право – система общеобязательных правил поведения, выраженных в законодательных актах, предпринимаемых или санкционированных только государством. Выделяется также публичное и частное право. Публичное право регулирует такие отношения, в которых одним из субъектов является государство. Публичному праву присущи императивные нормы, содержащие категорические, безусловно-обязательные, предписания поведению человека. Частное право – то право, где оба субъекта отношений – частные лица. Для частного права характерны диспозитивные нормы, дающие простор инициативе и возможность заинтересованным лицам самостоятельно сделать свой выбор и определять свои отношения.

Основные признаки права.

1. Общеобязательность исполнения.

2. Установление и гарантированность государством.

3. Формальная определенность.

4. Нормативность и системность.

5. Многократность применения.

Основные функции права.

1. Регулятивная – проявляется в регулировании общественных отношений

2. Охранительная – осуществляется в охране прав и законных интересов субъектов правоотношений.

3. Воспитательная – воздействует на граждан в направлении выполнения требований законов.

Основной структурный элемент права – норма права. Это – установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Структура нормы права:

1. Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется.

2. Диспозиция – правило поведения, права и обязанности субъектов – участников правовых отношений.

3. Санкция – указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правила поведения, указанного в диспозиции.

Нормы права императивные и диспозитивные (см. выше).

Нормы права получают внешнее выражение в источниках права. Их основные виды: нормативные акты, прецеденты и правовые обычаи.

Отличительной особенностью нормативных актов является то, что они содержат в себе общеобязательные правила поведения и издаются органами государственной власти или исполнения. С их помощью устанавливаются новые или изменяются или дополняются уже действующие нормы права. Все нормативные акты делятся на законы и отзаконные акты (указы, постановления). Конституция является законом высшей юридической силы. Судебный прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных судебных дел. Правовые обычаи – это правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни в результате их многократного и длительного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государством.

Нормативный акт является наиболее характерным и важным источником права в России. Это акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, а также предписания об изменении или прекращении действия этих норм.

Нормативные акты действуют в известных пределах во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в силу. В РФ нормативные акты могут вступать в силу:

1. С момента их опубликования.

2. С момента их принятия.

3. В срок, указанный в самом акте.

4. В момент их получения.

Прекращение действия нормативного акта происходит путем его отмены, либо по истечении срока действия. Нормативные акты действуют в пространстве. Под ним понимается обычно территория государства, которая включает:

1. сухопутную территорию внутри линий государственной границы.

2. Водную территорию, включая континентальный шельф.

3. Воздушное пространство.

4. Недра.

5. Невоенные суда под флагом государства, когда они находятся в открытом море.

6. Военные суда, где бы они не находились.

Внутри государства нормативные акты могут действовать как на всей территории, так и на её части.

Нормативные акты действуют по кругу лиц, то есть могут распространяться на неодинаковый круг лиц в зависимости от правового статуса, социального положения, профессии и др.

Система права складывается из отраслей и институтов. Они различаются между собой характером регулируемых общественных отношений и методом регулирования.

Правовой институт – это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. К гражданскому праву относится институт собственности и наследования, а к семейному праву – институт брака и институт развода.

Под отраслью права принимается совокупность правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную область общественных отношений. Например, конституционная отрасль, административная, финансовая, гражданская, трудовая, земельная, семейная, уголовная и другие.

Право существует в тесной неразрывной связи и взаимодействии с другими регуляторами, устанавливающими общие правила поведения.

Это:

А. обычаи и традиции.

Б. нормы морали и нравственности.

В. Нормы, принимаемые общественными организациями, партийными органами и т.д.

Мораль – одна из форм общественного сознания. В ней отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном поведении.

Взаимосвязь между моралью и правом проявляется в:

1. Выражении интересов, стремлений и воли всех граждан, поскольку они нацелены на достижение общего блага.

2. В современном обществе правовые и нравственные требования равны по отношению к каждому гражданину независимо от национального и имущественного положения.

3. Мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение прав человека, гражданские и политические свободы.

4. Нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве.

5. Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства.

Отличие норм права от норм морали.

1. Большая конкретность и формальная определенность.

2. Сфера распространения и применения правовых норм гораздо уже, чем морали.

 

Правоотношения.

Правоотношения – отношения между людьми, урегулированные нормами права. Субъектами правоотношений являются физические и юридические лица. Физические лица – это граждане, обладающие правоспособностью. Юридические лица – организации, имеющие обособленное имущество, наделенные правом выступать от своего имени во всех правоотношениях и нести самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Субъекты правоотношений обладают правами и обязанностями. Право субъекта – мера возможного (допускаемого и гарантированного законом) поведения, возможность использовать или не использовать предоставленные законом права, возможность требовать определенного поведения от другого лица, возможность обратиться к государству за защитой нарушенных прав. Юридическая обязанность – мера установленного законом поведения, то есть обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их совершения и применение в случае неисполнения обязанностей к обязанному лицу государственного принуждения.

Жизненные обстоятельства, условия, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, называются юридическими фактами. Они делятся на события и действия. События – такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей, но в связи с которыми возникают юридические последствия.

Действия – юридические факты, наступление которых зависит от воли людей. Действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия соответствуют установленному в государстве правопорядку. Они составляют подавляющее большинство юридических фактов. Неправомерные действия – действия, нарушающие установленный правопорядок. Они делятся на преступления, проступки и иные правонарушения.

Правонарушение – противоправное общественно опасное деяние, совершенное умышленно, либо по неосторожности. За нарушение законом предусматривается гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Проступки – правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Они делятся на:

административно – правовые проступки – правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права.

Дисциплинарные проступки – правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности организации.

 

Любое правонарушение имеет юридические последствия тогда, когда выявлен его состав. Состав правонарушения это совокупность его обязательных элементов. К ним относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения. Отсутствие одного из элементов означает отсутствие правонарушения.

Объект правонарушения – это то, что охраняется правом, на что направлено правонарушение, чему причиняется вред. Объективная сторона правонарушения – это противоправное деяние, общественно-опасные последствия и причинные связи между деянием и наступившими последствиями. В качестве деяния может выступать как действие, так и бездействие.

Субъект правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение. Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям. Она выражается понятием вины, которое может выступать в форме умысла или неосторожности.

Юридическая ответственность – это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта правоотношений претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения. Юридическая ответственность – это одно из средств борьбы с правонарушениями, средство обеспечения правомерного поведения.

Юридическая ответственность может быть назначена лишь при наличии определенных правовых и фактических оснований. Ими являются:

1. Норма права, предусматривающая меры ответственности за противоправное деяние.

2. Состав правонарушения (см. выше).

3. Правоприменительный акт, которым определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

Основанием освобождения от юридической ответственности могут выступать: акт амнистии, истечение срока давности, раскаяние виновного, примирение виновного с потерпевшим и др.

17.09.2012



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: