Границы госуд. Вмешательства и факторы их определения




Объективная необходимость гос. вмешательства в экономику

Государственное вмешательство –это процесс разработки и реализации отдельных мероприятий организационно правового и экономического характера на российском и региональном рынках.

Объективная необходимость включения государства в экономические процессы заключается в следующем:

1. Необходимость обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, т.е. продукция следующего круга воспроизводства должна быть лучше предыдущей. Основная цель заключается в улучшении качества при снижении издержек, то есть развитие инновационной деятельности.

2. Обеспечение долговременности интересов населения. Появляются основные производства, способные создать новые рабочие места.

3. Поддержание баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране (в основном за счет налоговой системы).

4. Обеспечение единства и целостности территориального пространства страны.

Границы госуд. Вмешательства и факторы их определения

Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
1) Во-первых, это правильная организация денежного обращения.
2) Во вторых, предоставление государством общественных товаров.

3) В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние
эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

3 Госуд. сектор экономики. Основные принципы, формы и методы гос. регулирования. Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

§ при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);

§ государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

§ государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

§ государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

§ усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы: прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).Косвенные регуляторы не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

4 Экономические функции государства (правительства):

§ обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

§ зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;

§ перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

§ финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

§ изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

§ контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

§ финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

5 Недостатки гос. регулирования экономики. Проблема дерегулирования.

Выделяют следующие причины фиаско государства в регулировании экономики. 1. Различие возможностей получения информации. Люди с высокими доходами информированы лучше остальных. Они создают лоббистские группы, влияющие на политические решения. Получая политическую ренту, эти люди максимизируют свою прибыль. Такое неравенство в получении информации объясняется феноменом, получившем название «рациональное игнорирование», Рациональное игнорирование — это уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. 2. Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения). 3. Несовместимость во времени (несоразмерность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства.

К недостаткам государственного регулирования относится проблема внутренних и внешних лагов. Внутренний лаг — это промежуток времени с момента возникновения какого-либо экономического явления или процесса до момента принятия государственными органами управления ответной меры.. Внешний лаг — это период времени с момента принятия какой-либо меры до момента проявления результатов этого решения.

Суть дерегулирования -- максимально устранить влияние государства на рынок, чтобы обеспечить злобную и жесткую конкуренцию всех со всеми и тем самым вынудить использовать новые технологии. Новые технологии позволяют получать большее разнообразие товаров при меньших ценах. Новые технологии обеспечиваются инвестициями. Инвестиции приходят только туда, где инвесторы имеют возможность рискнуть в обмен на возможные прибыли. В регулируемых отраслях прибыль нормируется, поэтому у инвесторов нет стимула к риску.

Трудность дерегулирования Важно отметить, что занятие дерегулированием исключительно невыигрышно с точки зрения широкой публики:

· Успехи будут чрезвычайно распределены и доступны только как "статистика". Не будет никаких отдельных выигравших лиц или организаций, поэтому не будет консолидированных союзников. Выигрывать будет все общество в целом;

· Успехи, видимые по общеэкономической статистике, будут трактоваться не как "результат дерегулирования", а как "естественный ход вещей" или даже как полученные "вопреки дерегулированию";

· Любые частные неудачи в дерегулируемых отраслях (а они всенепременно будут -- например, банкротства неэффективных компаний или даже просто случайные технические аварии, которые произошли бы в любом случае регулирования) будут широко подхвачены падкой на скандалы прессой и поданы как "результат дерегулирования". Любые колебания рынка будут отслежены только в момент повышения цен, которое немедленно будет подано как "результат дерегулирования". Любое мошенничество также будет подаваться как "результат дерегулирования";

· Отраслевые бизнесы, как ни странно, часто выступают именно за регулирование: это дает им спасение от жесткой конкуренции и связанных с ней рыночных рисков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: