Стили разрешения межличностных конфликтов в малых группах




. Уклонение - данный стиль связан с тем, что человек пытается уйти от конфликта, старается не отводить ему большую ценность. Это происходит возможно из-за того что недостаточно условий для его разрешения. По словам: Роберта Блэйк и Джейн Мутон, одним из способов разрешения конфликта является: «не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы».

. Сглаживание - этот стиль отличается поведением, которое диктует убеждение, что нет смысла сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда. «Сглаживатель» пытается не выпустить «наверх» признаки конфликта, призывая к солидарности. В конечном итоге может наступить мир, но проблема остается, а эмоции будут накапливаться.

. Принуждение или противоборство. Характерным для этого стиля являются попытки заставить принять свою точку зрения, используя всевозможные средства. Наотрез отвергаются любое сотрудничество, чужое мнение не интересно.

. Компромисс - этот стиль требует уступок от конфликтующих сторон, до того момента, когда благодаря взаимным уступкам находится приемлемое решение для обеих сторон. Он характеризуется принятием противоположной точки зрения другой, но лишь до определенной степени. Способность приходить к компромиссу высоко оценивается в управленческих ситуациях, потому что это сводит к минимуму недоброжелательность и предоставляет возможность как можно быстрее разрешить конфликт, удовлетворив при этом обе стороны. Но использование этого стиля на раннем этапе конфликта, который возник по важному решению может помешать диагнозу самой проблемы и уменьшить время поиска альтернатив.

. Приспособление - этот стиль предполагает, что субъект готов перестать отстаивать свои интересы для сохранения взаимоотношений, которые ставятся важнее предмета и объекта разногласий.

. Сотрудничество - характеризуется совместным выступлением сторон для разрешения проблемы. При таком стиле поведения правомерными считаются разные точки зрения на проблему. Этот стиль дает возможность понять истоки разногласий и найти скорейший выход из кризиса, который является приемлемым для обеих сторон без ущемления интересов.

. Решение проблемы. Данное поведение является признаком того что конфликтующие стороны готовы ознакомиться с противоположными точками зрения, что бы понять истоки конфликта и найти способ решения, подходящий обеим сторонам. Те, кто пользуются этим стилем стараются скорее найти наилучший вариант разрешения конфликта. Блэйк и Мутон отмечают, что «…расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, имеющим отличный от вашего взгляд». Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно.

Все названные выше стили поведения в завершающей фазе конфликта могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.

Межличностный конфликт предполагает прямой контакт между оппонентами, непосредственное взаимодействие. Такая своеобразная «погруженность» в конфликт ослабляет действие механизмов рефлексии, ведет к искажению восприятия ситуации. К психологическим особенностям конфликта можно отнести следующие моменты.

1. Недостаточная осознанность мотивов поведения, своих и оппонента. Наверное, точнее было бы говорить о своеобразной мифологизации мотивов, их конструировании под влиянием различных факторов. Типичными примерами мифологизации являются:

– иллюзия собственного благородства (я отстаиваю в борьбе правое дело, истину, добро и справедливость);

– гипертрофирование чужих недостатков (принцип соломинки в чужом глазу);

– двойной стандарт оценки (что можно мне, абсолютно недопустимо со стороны оппонента);

– упрощение конфликтной ситуации, перевод ее в одно измерение противостояния и борьбы;

– осознанная, или, чаще, неосознанная подмена объекта конфликта, усиливающая мотивацию конфликтного поведения.

2. Подмена мотивов конфликтного поведения, чаще всего связанная с действием механизма проекции – переноса внутреннего психологического состояния на оценку других объектов или людей (либо приписывание своих мотивов другим). В основе этого могут лежать:

– подавленные потребности;

– неразрешенные проблемы прошлого (например, детские комплексы);

– комплекс неполноценности;

– собственные внутренне неприемлемые качества или черты личности, существование которых человек не хочет признать и переносит вовне.

Причины межличностных конфликтов очень разнообразны и обусловлены действием самых разнообразных переменных: от социокультурных особенностей индивидов до несовпадения их психологических типов.

А. В. Липницкий выделяет следующие группы основных причин конфликтов:

«1) ограниченность ресурсов – их качественная и количественная сторона;

2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы;

3) различия в целях;

4) различия в представлениях и ценностях;

5) различия в манере поведения и жизненном опыте;

6) неудовлетворительные коммуникации;

7) личностные особенности участников столкновений»[1].

Разумеется, любой перечень причин будет принципиально неполон. Поэтому для понимания сути межличностного конфликта целесообразно рассмотреть внутренний механизм его формирования.

 

Вопрос

Межгрупповые конфликты

Противоборствующие стороны — группы (малые, средине и микрогруппы). В основе — столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они».

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.

3. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. Соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

4. Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее.

В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: