Классификация счетов по назначению и структуре




1.1Основные счета

По назначению (по выполняемым функциям) можно выделить следующие группы счетов:

- основные:

· инвентарные;

· денежные;

· фондовые;

· расчетные.

- регулирующие:

· дополнительные;

· контрарные;

· контрарно-дополнительные;

- операционные:

· собирательно-распределительные;

· калькуляционные;

· сопоставляющие.

- финансово-результативные:

· прибыли и убытки;

· нераспределенная прибыль.

Основные счета предназначены для накопления информации о движении имущества и капитала организации, а также ведения расчетов с дебиторами и кредиторами. Основными их называют потому, что учитываемые на них объекты служат основой хозяйственной деятельности предприятия.

Инвентарные счета –счета активные. На этих счетах учитывают материальные ценности организации, которые можно пересчитать, увидеть в натуре. По дебету счетов отражается поступление объектов, а по кредиту - их выбытие. На этих счетах сальдо конечное и начальное всегда дебетовые. К ним относятся счета 01, 03, 04, 07, 10, 43.

Фондовые счета – счета пассивные. Предназначены для учета источников формирования собственного капитала. По кредиту счетов отражается увеличение капитала за счет собственных средств, а по дебету – уменьшение, сальдо счетов всегда кредитовое.

Расчетные счета - предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами организации. Для правильного отражения в отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов (дебетовая и кредитовая задолженность должны формироваться в учете обособленно).

Образование или увеличение задолженности перед кредиторами отражается по кредиту счетов: 60, 66, 67, 70.

Образование или увеличение задолженности дебиторов перед организацией отражается по дебету счетов расчета с дебиторами: 62, 71, 73.

Погашение или зачет дебиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами, а кредиторская задолженность - по дебету счетов расчета с кредиторами.

Если остаток дебиторской задолженности отражается по дебету соответствующего счета расчетов с дебиторами, а остаток кредиторской задолженности по кредиту соответствующего счета расчета с кредиторами, то счета расчетов с дебиторами заполняются как активные, а счета расчетов с кредиторами – как пассивные.

Такие счета расчетов как счет 75 «Расчеты с учредителями», счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» и счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», а также счета 68 и 69 являются чисто активно-пассивными.

На субсчете75-1 – ведется учет расчетов с дебиторами – учредителями;

субсчет 75-2 – предназначен для ведения расчетов с кредиторами – учредителями по выплате доходов.

Развернутое сальдо на активно-пассивных счетах обеспечивается наличием субсчетов, на которых обобщается однородные по структуре итоговые показатели.

Пример. Ведение учета на инвентарных счетах.

Дано:

1. На начало месяца на складе размещена готовая продукция на сумму 48 000 рублей.

2. Движение готовой продукции в текущем периоде представлено в таблице:

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция
Дебет Кредит
  Списана готовая продукция на склад 34 000    
  Часть готовой продукции отгружено покупателю 55 000    
  Часть готовой продукции на складе признано бракованной 7 000    
  Из производства на склад поступила очередная партия готовой продукции 28 000    
  Возвращена покупателем на склад ошибочно отгруженная продукция 10 500    
  В конце месяца вся оставшаяся готовая продукция отгружена покупателю ?    

Требуется рассчитать стоимость готовой продукции, отгруженной в конце месяца, при условии, что СК счета 43 должно быть равно 0.

Последовательность выполнения:

· составить корреспонденцию счетов;

· открыть счет 43;

· разнести хозяйственные операции по сторонам счета;

· составить уравнение и определить недостающую сумму.

Счет 43 «Готовая продукция»

Дебет Кредит
СН = 48 000  
1. 34 000 2. 55 000
4. 28 000 3. 7 000
5. 10 500 6.?
72 500  
   

СН + ΔД – ΔК = 0

ΔК = СН + ΔД = 48 000 + 72 500 = 120 500

? = 120 500 – 55 000 – 7 000 = 58 500

6. 58 500

Задача. Ведение учета на фондовых счетах.

Дано:

1.Сальдо начальное счета 80 составляет 310 000 р.

2. В течение декабря текущего года операции, связанные с уставным капиталом, отражены в выписке из журнала хозяйственных операций:

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция
Дебет Кредит
  Увеличен уставный капитал за счет средств добавочного капитала 10 000    
  Возвращен вклад учредителя из уставного капитала 45 000    
  Часть нераспределенной прибыли перечислена на увеличение уставного капитала 22 000    
  Увеличение уставного капитала за счет взносов учредителей 30 000    

Требуется определить значение уставного капитал на конец месяца

Счет №80 «Уставный капитал»

Дебет Кредит
  СН = 310 000
2. 45 000 1. 10 000
  3. 22 000
  4. 30 000
ΔД = 45 000 ΔК = 62 000
  СК = 327 000

1.2 Регулирующие счета

Регулирующие счета применяются для корректировки оценки объектов, учтенных на основных счетах. Счета либо увеличивают оценку объекта, указанную на основном счете, либо уменьшают ее. В зависимости от этого подразделяются на дополнительные и контрарные.

Дополнительные счета увеличивают оценку объекта, которая указана на основном счете. Например, счет 80 «Уставный капитал» – счет основной, на нем отражена номинальная стоимость акций. Счет 83 «Добавочный капитал» является дополнительным к нему. На этом счете отражается эмиссионный доход, полученный от продажи акций.

Дано: Организация выпустила 1 300 шт. обыкновенных акций. Номинальная стоимость акций составляет 100 рублей за штуку. Распродать акции удалось по рыночной цене - 130 рублей за штуку. Требуется рассчитать величину уставного и добавочного капитала и уставный капитал в целом.

Последовательность выполнения:

1.Определяется сумма уставного капитала:

УК = 1 300 х 100 = 130 000 руб.

2.Определяется стоимость проданных акций:

ЦР=1300*130=169000 руб.

3.Устанавливается величина добавочного капитала:

ДК= 169000-130000=39000 руб.

Расчет:

УК 130 000
ДК 39 000
Итого 169 000

Счета дополнительные имеют прямую связь с основными счетами: если основной счет активный, то и дополнительный к нему будет тоже активным.

Пример. Дополнительный а ктивный счет.

Счет №15 – дополнительный к счету №10. На счете 15 учитываются транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой, разгрузкой и складированием материалов, а их покупная стоимость отражается на счете 10.

Дано:

1.Покупная стоимость материалов равна 15 000 рублей.

2.Транспортно-заготовительные расходы составляют 900 рублей.

10-1 «Сырье и материалы») 15 «Заготовительные расходы»
Дебет Кредит
СН = 15 000
+

   
   
   

 

Дебет Кредит
СН = 900  
   
   
   

 

Следовательно, в конечном итоге фактическая себестоимость сырья и материалов составит 15 900 рублей и получена из стоимости их приобретения и транспортно-заготовительных расходов.

Таким образом, с помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка, отраженная на основном счете, доводится до суммы их фактической стоимости.

Контрарные счета – противоположны дополнительным и уменьшают оценку объекта, указанную на основном счете.

Если основной счет активный, то контрарный к нему будет пассивным, то есть контр активным и наоборот.

Пример контр активного счета

Дано: С Д = 140 000, С К = 20 000
   

 

Определить остаточную стоимость ОС, подлежащую отражению в балансе:

Ответ: Остаточная стоимость ОС(F0) = 120 000 руб.(140000-20000).

Пример. Контр- пассивного счета

Дано: С Д = 500 000, С К = 160 000
   

 

где счет 81 – собственные акции (доли), выкупленные у акционеров

Определить сумму уставного капитала

Ответ: Уставный капитал равен 340 000 руб.(500000-160000)

Контрарно-дополнительные счета могут, как увеличивать, так и уменьшать оценку объектов, отраженную на основном счете.

Например, счет 16 по отношению к счету10 является контрарно дополнительным.

Если остаток на счете 16 отражен по дебету, то указанная сумма прибавляется к сумме счета 10. Если остаток на счете 16 указан по кредиту, то сумма отнимается от суммы, указанной на счете 10. Используется, когда учет поступления материальных ценностей ведется по учетным ценам.

Счета учета оценочных резервов, счет 14.

1.3Операционные счета

Операционные счета – предназначены для учета хозяйственных процессов и выявления их результатов.

Эта группа объединяет счета распределительные, калькуляционные и сопоставляющие. Распределительные счета используются для отражения хозяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами с целью правильного определения себестоимости продукции (работ, услуг).

Счета подразделяются на собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные.

1.3.1Распределительные счета

Собирательно-распределительные счета. На них учитывают косвенные расходы, которые нельзя сразу отнести на конкретный объект учета. Это счета 25, 26, 44.

Распределительные счета активные. Их особенность состоит в том, что по окончании отчетного периода счета закрываются. Затраты, собранные по дебету счетов, распределяются между отдельными объектами учета пропорционально принятым базам распределения.

Экономическое содержание записей по счету 25»Общепроизводственные расходы»: по дебету счета учитываются расходы, связанные с обслуживанием производственных подразделений основного и вспомогательного производства. Учитываются следующие статьи расходов: амортизация производственного оборудования и транспортных средств; расходы на ремонт; затраты по эксплуатации оборудования и заработная плата рабочих, обслуживающих машины и механизмы с отчислениями на социальные нужды; содержание аппарата управления участками и цехами; содержание зданий, цехов и сооружений; затраты на проведение испытаний и исследований; охрана труда работников цеха и др.

Бухгалтерская проводка: Д25, К02; 10; 70; 69.

В конце месяца по кредиту счета 25 производится списание распределенных расходов в дебет счетов 20, 23, 21.

За базу распределения принимается либо сумма прямых затрат по видам продукции, либо сумма заработной платы основных производственных рабочих и др.

Коэффициент распределения определяется по формуле

Кр = åкосвенных затрат = 0,8
з/п О + з/п О
А Б

Косвенные расходы, относимые на продукцию А = КР

Косвенные расходы, относимые на продукцию Б = КР*

Пример. Дано: выписка из регистрационного журнала хозяйственных операций по затратам:

Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
1. Начислена заработная плата: а) рабочим бухгалтерии; б) наладчикам оборудования.   10 000 15 000    
2. Начислены социальные отчисления по заработной плате: в) рабочим бухгалтерии; г) наладчикам оборудования     3 400 5 100        
3.Из кассы оплачены почтовые расходы канцелярии      
4. Списан инвентарь в отдел кадров      
5. Списаны запасные части на ремонт оборудования 1 000    
6. Принят к оплате счет за юридические услуги 1 300 (без НДС)    
7. Оплачены юридические услуги 1 300    
8. Начислена амортизация по оборудованию производственного назначения      
9. Принят к оплате счет за установленную сигнализацию в цехе 1 500    
10. В конце месяца списаны на затраты производства: общепроизводственные расходы 22 960    
общехозяйственные расходы 17 040    

Требуется:

1. Выполнить корреспонденцию счетов по ХО

2. Закрыть счета 25 и 26

Алгоритм решения:

  1.Составляется корреспонденция счетов
  2. Открываются счета 25 и 26;
  3. Разносятся хозяйственные операции по счетам
  4. Определяются обороты по кредиту счетов

Счет 25

Дебет Кредит
   
1. 15 000 2. 5 100 5. 1 000 8. 360 9. 1 500   10. 22 960
22 960 22 960

Счет 26

Дебет Кредит
   
1. 10 000 2. 3 400 3. 240 4. 800 6. 1 300 7. 1 300   11. 17 040
17 040 17 040

1.3.2 Калькуляционные счета

Калькуляционные счета. Предназначены для отражения производственных затрат, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а также для учета расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, т.е. основных средств и нематериальных активов.

На калькуляционных счетах по учету производственных расходов формируются затраты основного, вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства (20, 21, 23, 29). По способу отнесения на себестоимость продукции производственные расходы делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы связаны с производством определенного вида продукции (работ, услуг) и могут быть прямо и непосредственно отнесены на их себестоимость. Прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции (работ, услуг), списываются в дебет счета 20 с кредита счетов учетов производственных расходов, расчетов с рабочими по оплате труда и др.

Расходы по вспомогательному производству в конце месяца списываются на счет 20 с кредита счетов 23, 21, 29.

Также в конце месяца на счет 20 списываются косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производственных подразделений и организации в целом (суммы с кредита счетов 25, 26).

Схема счета 20 «Основное производство»

Счет 20

Дебет Кредит
СН – незавершенное производство на начало отчетного периода  
Текущие затраты отчетного периода (прямые и косвенные расходы) Фактическая себестоимость готовой продукции, вышедшей из производства и поступившей на склад
СК – незавершенное производство на конец отчетного периода  

Пример. Дана выписка из журнала хозяйственных операций по затратам, связанным с производством продукции двух видов. Требуется определить фактическую себестоимость продукции, списанной на склад.

Наименование хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
  Списаны материалы со склада на производство изделий: А Б     80 000 60 000     20.1 20.2    
  Ремонт офиса 20 000    
  Начислена заработная плата рабочим основного производства по изделию А 100 000 20.1  
  Начислены социальные отчисления во внебюджетные фонды по изделию А 34 000 20.1  
  Начислена заработная плата рабочим основного производства по изделию Б 80 000 20.2  
  Начислены социальные отчисления во внебюджетные фонды по изделию Б 27 200 20.2  
  Начислена заработная плата служащим 70 000    
  Начислены социальные отчисления во внебюджетные фонды по ЗП, начисленной служащим 23 800    
  Принят к оплате счет поставщика за электроэнергию по продукции:      
  А 50 000 20.1  
  Б 70 000 20.2  
  Прочие общехозяйственные расходы 30 000    
  Списаны общехозяйственные расходы      
  А 79 900 20.1  
  Б 63 900 20.2  
  Определена фактическая себестоимость изделия Апри условии, что незавершенное производство по изделию на начало отчетного периода = 40 000 руб., а на конец = 0 руб.      
  Определена фактическая себестоимость изделия Б, незавершенное производство по изделию на начало отчетного периода = 0 руб., а на конец = 60 000 руб. 177 200    
  Списана готовая продукция (изделие А) в оценке по фактической себестоимости     20.1
  Списана готовая продукция (изделие Б) в оценке по фактической себестоимости     20.2
Кр =   = 0,799  
180 000  
               

АКр = 0,799х100 000 = 79 900 руб.

БКр = 0,799х80 000 = 63 900 руб.

Счет 26

Дебет Кредит
   
20 000 70 000 23 800 30 000 79 900 63 900
   

 

 

Счет 20 (А)

Дебет Кредит
40 000  
  3839 00
   
   

Счет 20 (Б)

Дебет Кредит
   
237 200  
   
   

1.3.2.1 Характеристика счета 08»Вложения во внеоборотные активы»

В бухгалтерском учете предприятия текущие затраты на производство продукции (работ, услуг) и капитальные вложения учитываются раздельно. В соответствии с этим в Плане счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций для ведения учета капитальных вложений предусмотрен счет 08 с соответствующими субсчетами:

· субсчет 08-1»Приобретение земельных участков» предназначен для учета затрат, связанных с приобретением земельных участков под капитальное строительство;

· субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств»- на этом субсчете заказчики учитывает затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования и др. расходы, предусмотренные сметами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется строительство подрядными организациями или ведется хозяйственным способом);

· субсчет 08-4»Приобретение нематериальных активов» концентрирует затраты, связанные с приобретение нематериальных активов. По дебету субсчета отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость нематериальных активов.

Сформированная на счете 08 первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 в дебет счетов 01, 03, 04 и др.

Пример. Оценка стоимости основных средств, приобретенных путем покупки:

 

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
  Оплачено поставщику за автопогрузчик 45 000    
  Отражена сумма НДС в стоимости автопогрузчика 6 864    
  Получен автопогрузчик 38 136 08.3  
  Принят к оплате счет за доставку 1 000 08.3  
  Отражен входной НДС      
  Оплачено из кассы за разгрузку автопогрузчика, выполненную самостоятельно   08.3  
  Принят к оплате счет за монтаж и установку 4 500 08.3  
  Введен в эксплуатацию автопогрузчик 44 136 (первоначальная стоимость)   08.3
  Отражена сумма НДС к зачету бюджетом 7 044    

1.4 Характеристика сопоставляющих счетов

Сопоставляющие счета 90»Продажи» и 91»Прочие доходы и расходы»

предназначены для обобщения доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности организации и прочими поступлениями и определения финансового результата.

Доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала организации.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации»).

Выручка отражается на счете 90 «Продажи», субсчет 90.1 »Выручка» и признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающей из конкретного договора;

· сумма выручки может быть определена;

· право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретных операций произойдет увеличение экономических выгод организации;

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

К счету 90 могут быть открыты субсчета:

90-1Выручка. На нем учитывают поступление активов, признанных выручкой.

90-2Себестоимость продаж. Учитывают себестоимость продаж, по которым на счете 90-1 признана выручка.

90-3Налог на добавленную стоимость. Учитывают сумму налога на добавленную стоимость, причитающуюся к получению от покупателя (заказчика).

90-4Акцизы. Учитывают сумму акцизов, включенную в цену проданной продукции.

90-5Экспортные пошлины. Отражается сумма экспортных пошлин.

90-9Прибыль/Убыток от продаж, предназначенный для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный период.

Схема счета 90»Продажи»

Счет 90 «Продажи»

Дебет Кредит
90-2 90-3 90-1
90-4 90-5  
(расходы) (доход)

 

Записи по субсчетам, кроме 90-9, производят накопительно в течение отчетного года. Однако ежемесячно путем сопоставления совокупных дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 производится определение финансового результат (прибыли или убытка) от продаж. Этот финансовый результат ежемесячно отражается на субсчете 90-9 и затем списывается на счет 99. Таким образом, счет 90 сальдо на конец месяца не имеет.

Аналитический учетпо счету 90 ведется по каждому виду произведенных товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг

Пример ведения записей на счете:

Счет 90 «Продажи»

Дебет Кредит
90-2 90-3 90-4 80 00 90-1 – выручка 100 000
90-9 – 20 000  
100 000 100 000
     

Дебет 90-9,Кредит 99 – 20 000 (получена прибыль)

Дебет 99, Кредит 90-0 9– 20 000 (получен убыток)

Чтобы определить финансовый результат от реальных продаж, нужно подсчитать обороты по Дебету и Кредиту субсчетов, а затем выровнять их. Если дополнительная сумма по выравниванию оборотов окажется в Дебете счета 90, то это означает, что получена прибыль, если окажется в Кредите, то имеется убыток.

прибыль   убыток
необходимо списать на счет 99   необходимо списать на счет 99
Дебет 90-9 Кредит 99   Кредит 99 Дебет 90-9
         

Пример.

В журнале регистрации даны затраты, связанные с реализацией продукции:

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
  Списана на склад готовая продукция 162 000    
  Отражена выручка от реализации продукции (без НДС) 186 000   90-1
  Списана себестоимость готовой продукции 162 000 90-2  
  Оплачена из кассы доставка продукции покупателю 2 000 90-2  
  Отражен финансовый результат от реализованной продукции 22 000 90-9  

Алгоритм решения:

1) составляется корреспонденция счетов;

2) открывается счет 90 и по сторонам счета разносятся все известные суммы;

3) находится недостающая сумма по 5 операции, которая и будет являться прибылью (или убытком)

Дебет Кредит
90-2 – 162 000 90-2 – 2 000 90-9 – 22 000 90-1 – 186 000
186 000 186 000

От реализации готовой продукции получена прибыль в размере 22 000 рублей, которая списывается на счет 99 проводкой:

Дебет 90-9, Кредит 99 – 22 000 рублей

1.4.1 Характеристика счет 91»Прочие доходы и расходы»

На счете 91 ведется учет следующих доходов и расходов:

1) поступления от реализации излишних материальных ценностей;

2) аренда основных средств;

3) операции с ценными бумагами;

4) штрафы и неустойки, выплаченные и полученные;

5) проценты по займам, полученные и выплаченные;

6) стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к целевому использованию;

7) положительная или отрицательная курсовая разница по валютным операциям.

В течение месяца указанные доходы и расходы отражаются на счете 91: доходы – по кредиту субсчета 91-1, а расходы – по дебету субсчета 91-2.

В конце месяца счет 91 закрывается путем сопоставления совокупного дебетового и кредитового оборотов по субсчетам с перенесением остатка на субсчет 91-9. Итоговый финансовый результат, полученный на счете 91-9, списывается на счет 99 следующим образом. Если сумма остатка отражена в дебете субсчета 91-9, то выполняется бухгалтерская запись: Дебет 91-1, Кредит 99 – получена прибыль от прочих поступлений. Если остаток отражен в кредите субсчета 91-9, то имеет место убыток: Дебет 99, Кредит 91-9 – получен убыток от прочих операций.

Пример. Ведение учета доходов и расходов на счете 91:

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
  Выплачен штраф за несоблюдение условий договора 1 400 91-2  
  Списана отрицательная курсовая разница по валютному счету   91-2  
  Получены доходы по ценным бумагам 3 500   91-1
  Перечислена плата за аренду 1 700 91-2  
  НДС в арендной плате      
  Получены проценты за предоставление займа 2 000   91-1
  Списано сальдо на счет 99 1 600 91-9  

Алгоритм решения:

1. Составить корреспонденцию счетов;

2. Определить недостающую сумму по пятой операции;

3. Открыть счет 91, разнести суммы хозяйственных операций по сторонам счета, определить сальдо.

Счет 91

Дебет Кредит
   
1 400 1 700 1 600 3 500 2 000
5 500 5 500

Дебет 91-9, Кредит 99 – 1 600 руб. –получена прибыль.

Отражена сумма НДС, подлежащая вычету бюджетом:

Дебет 68, Кредит 19 – 260 руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: