Лицензирование, обеспечение качества и аккредитация институтов и/или программ




 

Министерство образования и науки является органом управления, ответственным за оценку вузов и образовательных программ в Казахстане. МОН РК определяет общую политику и стратегию. МОН РК учредило ряд государственных агентств и комитетов в целях мониторинга и улучшения качества системы высшего образования. Все они отвечают перед Министерством, и вне зависимости от их функций право окончательного принятия решения принадлежит МОН.

В Казахстане разработана полноценная правовая база, направленная на урегулирование вопросов качества высшего образования. Ее формирует ряд нормативных документов, регулирующих процесс внешней оценки:

- Правила лицензирования образовательной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РК (2000 год);

- Положение о государственной аттестации организаций образования, утвержденное постановлением Правительства РК (1999 год);

- Правила государственной аккредитации организаций образования – Постановление Правительства (2001 год). В дополнение к перечисленным, имеется ряд других документов (инструкции, методологические рекомендации и т.д.).

В настоящее время оценка вузов и программ проводится посредством внешней и внутренней оценки качества образования. Внешняя оценка включает государственный контроль в высшем образовании посредством лицензирования, государственной аттестации и аккредитации. Новый инструмент внутреннего контроля – всеобщее национальное промежуточное тестирование, которое проходят все студенты второго курса (в медицинских вузах – третьего курса). Только те, кто сдал это тестирование, имеют право продолжать обучение [ Байтурбаева А.Т., Чумаченко Т.Н. Приоритеты в сфере образования в рамках стратегии «Казахстан-2050». Вестник КазНПУ. 2013. ].

Лицензирование определяет специфические стандарты и квалификационные требования для образовательной деятельности. Выдача лицензии означает, что созданные в вузе условия соответствуют тем, что необходимы для реализации деятельности в сфере высшего образования. Лицензии выдаются Комитетом по контролю в сфере образования и науки. Продолжительность не ограничена. Лицензия может быть приостановлена или отозвана. Государственная аттестация вузов проводится раз в пять лет комиссией, под руководством представителя МОН РК. Аттестация оценивает эффективность и компетентность вуза. В результате аттестации определяется, отвечает ли вуз государственным обязательным образовательным стандартам по уровню, содержанию и качеству предоставляемых услуг образования, а также квалификационным требованиям. Аккредитация – это процесс, при котором аккредитационный орган оценивает качество услуг, оказываемых вузом для официального признания его как отвечающего определенным критериям и стандартам. Результатом этого процесса, как правило, выступает присуждение определенного статуса. В настоящее время аккредитация осуществляется аккредитационными центрами – государственными или независимыми. Внутренняя оценка качества образования – это зона ответственности самих вузов, она включает систему менеджмента качества, различные процедуры самооценки и мониторинг академических достижений. Оценка деятельности вуза также включает опрос студентов о качестве процесса обучения. Процедуры обеспечения качества и механизмы аккредитации одинаковы для государственных и частных вузов. В последние годы значительные усилия были предприняты в целях обеспечения качества вузов и оказываемых ими образовательных услуг, направленные на применение децентрализованного подхода к обеспечению качества. Результатом стало учреждение нескольких государственных агентств и, позднее, независимых агентств (например, аккредитационных центров).

В настоящее время усиливается тенденция движения от контроля качества к обеспечению качества. Национальная система оценки качества образования (НСОКО) начнет функционировать в полной мере в 2010 году. Ее цель – проведение полной оценки образования на всех уровнях. НСОКО предназначена для осуществления исследований и анализа, обеспечения информации, которая может быть использована как основа для процессов принятия решений на государственном и институциональном уровнях. Ее деятельность будет вносить вклад в конкурентоспособность национальной системы образования на основе сравнительного анализа международных уровней.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, поручениями Президента страны Правительству по сокращению контрольно-надзорных функций в 2011 году было принято решение о введении независимой аккредитации, причем оно было закреплено на законодательном уровне.

Сейчас в пяти институциональных реформах Президент Нурсултан Назарбаев снова последовательно развивает свою линию и в пятой реформе говорит о подотчетности и прозрачности Правительства своему народу и передаче части функций негосударственному сектору. Там, где он может исполнять эти функции.

в соответствии с Болонской декларацией, которую Казахстан подписал в 2010 году в качестве 47-го члена, проведение процедуры аккредитации независимыми от министерств образования некоммерческими структурами является одним из пяти обязательных условий выполнения принятых Казахстаном обязательств.

Один раз в два-три года министры, ответственные за образование, обязательно встречаются на Болонской конференции, где представляются итоговые результаты внедрения принципов Болонского процесса в различных странах.

14–15 мая 2015 года состоялась Ереванская конференция министров образования Европейского региона, в которой принимали участие свыше 100 делегаций из 47 стран – участниц Болонского процесса, а также около 20 министров образования. Представители нашего агентства были в составе официальной казахстанской делегации.

По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация IV Болонского политического форума. В ходе Ереванской конференции были представлены основные результаты деятельности в области обеспечения качества, использования ECTS-кредитов, систем квалификаций, признания предшествующего обучения, которые были заложены в Рабочем плане на 2012–2015 годы. На этом мероприятии подробно обсуждались общие вопросы европейского высшего образования: количество европейских студентов, превысившее 37,5 миллионов человек, трехуровневая структура: бакалавр – магистр – PhD, которая введена в Казахстане, квалификации, система обеспечения качества, эффективность результатов обучения, мобильность студентов и интернационализация.

Благодаря введению системы независимой аккредитации у нас в стране, в выступлениях докладчиков, в опубликованном докладе «Европейская зона высшего образования в 2015 году: отчет о внедрении Болонского процесса», в разделе 3 (Обеспечение качества), Казахстан выглядит совсем неплохо, так как многие показатели по внедрению аккредитации выполнены.

Только в нескольких государствах в зоне Европейского высшего образования проводится аккредитация агентствами, которые связаны с министерствами: это Россия, Венгрия, которые сейчас перестраивают свою деятельность.

Подписание Болонской декларации – это ответственность страны за выполнение обязательств. На этой конференции с большим трудом была принята Беларусь в качестве 48-го члена Болонского процесса, ряд министров потребовал обязательного выполнения «дорожной карты» по внедрению принципов Болонского процесса. Причем на следующей конференции, которая будет проводиться в Париже в 2018 году, Республика Беларусь должна будет представить подробный отчет о выполнении обязательств, при невыполнении она будет выведена из членства.

Европейский регистр прямо отмечает, что только в Казахстане работает такое большое число зарубежных агентств. Дело в том, что Казахстан в свое время создал все необходимые условия для возникновения аккредитационных агентств и даже впустил на рынок иностранные компании. Если рассматривать ту же Европу, то только шесть стран впускают на свой рынок зарубежные агентства, это Германия, Польша, Румыния, Болгария и Армения. Но это совсем не означает, что любое агентство может работать на образовательном рынке Казахстана, оно должно быть включено в Национальный реестр.

Требования к аккредитационным агентствам разработало министерство. На основе рекомендаций Республиканского аккредитационного совета МОН РК издает приказ о включении аккредитационных органов в реестр. В Национальном реестре таких агентств сейчас десять, в том числе два национальных: Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образования (НКАОКО) и Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР). А также восемь зарубежных агентств: три немецких – AСQUIN (Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества), ASIIN (Аккредитационное агентство по образовательным программам в инженерии, компьютерным и естественным наукам и математике), FIBAA (Фонд по аккредитации международодного бизнес-администрирования), три американских – ABET (Аккредитационный совет по инженерии и технологиям), MSACS (Ассоциация вузов и школ Средних штатов), ACВSP (Аккредитационный совет по вузам и программам в сфере бизнеса), австрийское AQ Austria (Австрийское агентство по обеспечению качества и аккредитации) и британское IMarEST (Институт по морской инженерии, науке и технологиям). Это ведущие зарубежные аккредитационные агентства, которые имеют международное признание. Например, ABET проводит аккредитацию программ таких вузов, как Гарвардский и Стэнфордский университеты. Поэтому неправильно говорить о том, что рынок аккредитации в Казахстане еще не готов и не может эффективно работать. Можно говорить о том, что рынок аккредитационных услуг уже сформирован и достаточно разнообразен, система аккредитации работает и развивается.

У каждого аккредитационного агентства есть собственные стандарты качества, которые зарегистрированы Комитетом интеллектуальной собственности МЮ РК. Они разработаны на основе европейских подходов к качеству образования. Учебное заведение, которое собирается пройти аккредитацию, отправляет заявку, которая рассматривается в агентстве. Представитель агентства иногда выезжает в вуз для получения дополнительной информации об учебном заведении. В случае заключения договора на основе стандартов университет готовит отчет о самооценке. В нем отражают миссию университета, описывают менеджмент вуза, какие технологии он использует в преподавании, как ставят оценки, какие студенты обучаются и кто их обучает, какова материально-техническая база, как работодатели включены в учебный процесс, их отзывы о выпускниках. Здесь трудно все перечислить, но обычно этот отчет включает в себя все стороны деятельности вуза или колледжа.

Для того чтобы подготовить этот отчет, учебное заведение формирует команду, а мы проводим для нее обучающие семинары, представляем руководства для написания отчетов. Команда присылает нам отчет о самооценке, мы проводим экспертизу и представляем свои замечания для устранения. С первого раза обычно ни один вуз не представляет идеального отчета. Поэтому первый этап аккредитации – самый сложный и важный, это огромная работа преподавателей, сотрудников, руководства по наведению порядка у себя дома, а также одновременное улучшение их деятельности. Хочу сделать акцент на том, что процедура аккредитации оказывает решающее влияние на формирование культуры качества и ценностей у ППС, сотрудников и студентов.

В команду экспертов, которая посещает вуз, входят профессиональные работники вузов, профессора, доценты, руководители структурных подразделений, проректоры и даже ректоры вузов или директора колледжей. Агентства очень внимательно относимся к формированию этих команд, каждый из экспертов подписывает кодекс чести эксперта, в котором обязуется быть объективным и несет обязательства по недопущению конфликта интересов. Отбираем только профессионалов, обучаем их. Кроме того, у нас разработана большая база документов по внешнему аудиту, написанию отчетов и других материалов, которыми они пользуются. Время приезда экспертной команды мы определяем совместно с вузом, только тогда, когда вуз готов, то есть после утверждения отчета о самооценке.

Экспертная группа готовит отчет по внешнему визиту, на основе которого аккредитационный совет агентства выносит одно из трех решений: полная аккредитация сроком на пять лет, условная аккредитация на срок до трех лет с требованием исправить выявленные недочеты и вердикт о неполучении аккредитации. Члены аккредитационного совета работают на общественных началах и представляют вузы, работодателей и студентов.

В случае отказа в аккредитации казахстанским вузам в таких университетах не смогут обучаться обладатели государственных образовательных грантов. То есть фактически вуз лишается возможности получить государственный образовательный заказ, если министерство не поменяет этот главный механизм аккредитации. В любом процессе, в котором затрачиваются большие усилия, вовлекаются в процесс целые коллективы, всегда должны быть награды и поощрения, поэтому в мире этот механизм мотивации широко используется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: