Начальный период в развитии древнерусской литературы




(конец X в. по ХI в.)

Языческая Русь не знала литературы. Около полутора столетий Русь была языческим государством. Язычество – древние народные верования. Термин ''язычество'' происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или “языки”. Язычество на Руси представляет собой обожествление природы земледельцами. Русичи поклонялись воде, священной “матери сырой земле”. Ее олицетворяла богиня плодородия Макошь.

Художественное слово в то время бытовало только в устной форме: это предания о мудрых князьях, храбрых воинах, легенды о языческих богах. После принятия христианства на Руси появились книги. Первые книги переводные. С греческого языка переводят религиозные, философские, исторические произведения. Книги создавались очень долго, читались медленно, читателей у этих книг было очень мало - в основном это были князья и монахи. Оригинальные, непереводные русские книги появились на Руси только в ХI веке. Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров: хождения, жития. В формировании древнерусской литературы, большую роль сыграл фольклор. Фольклор был основным источником древнерусской литературы. Древнерусская литература заимствовала у фольклора образы, сюжеты.

 

 

Литература Киевской Руси (середина XI в. – первая треть XII в.)

Киевская Русь – раннефеодальное древнерусское государство IX-XII в. сложилось это государство в результате объединения земель полян, славян, кривичей. Через славянские земли проходил большой водный путь. Из Северной Европы в страны Востока. Путь который назывался из “варяг в греки” т. е. из Скандинавии в Византию. В 882 г. князь Олег объединил русские земли и это год образования Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств того времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII веке в ней было более 200 городов. Древнейшие города - Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск. Киевская Русь занимала огромную территорию от Балтийского до Черного морей. От Киевской Руси ведут начало три народа: русские, украинцы и белорусы.

В конце Х века Киевская Русь достигла культурного и политического расцвета. Этому расцвету способствовало принятие христианства. Киевский князь Владимир в 982г. крестился в греческом городе Корсунь по византийскому обряду. Он познакомился с мусульманской, католической, иудейской религиями, но выбрал православие. В 988г. последовало массовое крещение в Днепре. По приказу Владимира были уничтожены языческие идолы. Так, Перуна (бог грозы) привязали к хвосту коня и волочили с горы, а после кинули в Днепр. Владимир приказал на месте языческих кумиров построить церкви. Князь Владимир канонизирован Русской православной церковью как святой. Народ не сразу преодолел языческие верования, становление христианства было сложным процессом. Обряды, обычаи языческой культуры, продолжали сохраняться в народе. Некоторые из них вошли в христианскую культуру, например встреча масленицы, Нового года. Христианская религия вначале была принята боярами, князьями, но постепенно утверждается и среди простого народа.

С христианством распространяется письменность, открываются первые школы в Киевском государстве, которые были созданы князем Владимиром. В летописи сообщалось: “Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”. В летописи указано, что матери, отдавая детей в эти школы, оплакивали их, как мертвецов. Первые школы были открыты при монастырях. Дело отца продолжил его сын Ярослав Мудрый. Он расширил круг людей, обучавшихся грамоте. По его приказу священники должны были” по городам и иным местам ” учить людей, ибо “ велика ведь бывает польза от учения книжного” В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей. В Киеве в XI-XII1 в. действовал женский монастырь, который носил имя апостола Андрея Первозванного. Монастырь был основан великим киевским князем в конце XI в. Всеволодом Ярославичем. В монастыре приняла пострижение его дочь Анна, ставшая первой его игуменьей. При монастыре была основана первая на Руси школа для девочек. Многие исследователи считают, что это первая школа для девочек и в Европе. В школе девочек обучали писанию, пению, учились шить. Монастырь был разрушен Батыем в 1240 г. Школы в Киевской Руси еще не были популярны. Самым распространенным в этот период было индивидуальное обучение. Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. Но в целом уровень грамотности населения не только в этот период, но и в целом в Древней Руси был очень низким.

При монастырях во Владимире, Рязани, Суздале, Муроме и др. городах собираются библиотеки. Новгородская библиотека сохранила много древнейших славянских рукописей. Древнейшие памятники датированы XI веком. Написаны на старославянском языке. Основные жанры литературы этого времени это повести, слова, поучения, жития, хождения и летописи. Ведущим жанром становится историческая повесть, достоверно изображающая события. Центральным героем исторических повестей является князь, воин, защитник страны, строитель храмов, просветитель. Такому князю противопоставляется князь-преступник, ведущий междоусобные войны, стремящийся добыть себе власть силой, например, князь Святополк из-за власти идет на убийство своих братьев – Бориса и Глеба. В середине XI веке на Руси зарождается жанр летописи. Летописание является показателем высокого культурного уровня, достигнутого древней Русью. Летописи - важнейший жанр древнерусской литературы, незнакомый другим литературам. Повествование велось по годам, а рассказ каждого года начинался со словами “ В лето ”. В древнерусской литературе слово “лето” означало и сезон года и сам год. Ученые монахи в летописи сообщали о тех событиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Описывались военные походы киевского князя, набеги степных кочевников, неурожаи и т. д. Нумерация годов отличалась от современной. Например, крещение Руси датировалось в летописи не 988 годом, а 6496 годом. Византийские греки, а вслед за ними и другие православные народы вели отсчет лет не от Рождества Христова, как сейчас, а от сотворения мира. Считалось, что оно произошло за 5508лет, до рождения Христова, принятые в большинстве стран мира, надо от даты от сотворения мира, отнять 5508 лет. Нынешнее летоисчисление было введено в России в 1700 году Петром I.

Каждый летописец сначала переписывал все, что было написано до него, а потом писал о тех событиях, современником которых он был. Летописи пополнялись и получался летописный свод (сборник) Русская летопись – это коллективный труд. Русские летописи составляются до XVI века. В XVI веке летопись сменяется хронографами. Начинали летопись писать по приказу князя. Летописцы отражали народную точку зрения, критиковали недостатки князей. Эту особенность древнерусской литературы “писать правду”- отмечал Пушкин. Д. Лихачев относил летопись к числу “объединяющих жанров”. В летопись вошли исторические повести, жития, поучения, различные документы. В составе летописи до нас дошли многие другие памятники, это и “Поучение В. Мономаха” и “Хождение за три моря А. Никитина”.

Последующий летописец продолжал труд своего предшественника, он или дополнял или сокращал уже написанную часть летописи. Трудно установить историю древнейшего русского летописания. До нас дошли своды летописей более позднего времени – Лаврентьевская летопись 1377г, Ипатьевская летопись – 20 г. XV века и Новгородская - 30г. XV века.

История возникновения русской летописи основана на гипотезе. Наиболее авторитетной считается гипотеза академика Шахматова. По утверждению Шахматова устные исторические предания существовали задолго до летописания. С возникновением письменности появляются первые записи исторических событий. Летописание как жанр, видимо, возникает в годы правления Ярослава Мудрого.(1019-1054) Русь, принявшая христианство, стремится к самостоятельности, а Византия противится этому. Ярослав Мудрый, чтобы освободиться из-под византийского влияния, строит русские церкви, а в 1051 г. назначает русского митрополита Илариона на эту должность, до этого всегда назначали греков. Ярослав добивается канонизации русских святых – Бориса и Глеба. Первые эти записи названы “Сказание о распространении христианства на Руси”, которое были составлено в 1039г. Это рассказы о крещении Руси, рассказы о Борисе и Глебе, похвала Ярославу Мудрому. Следующий этап в развитии русского летописания приходится на 60-70гг XI века. Этот этап Шахматов связывает с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря - Никона. Никон повествует о первых русских князьях – Олеге, Игоре, Владимире. Эти записи сделаны в 1059г и этот свод Шахматов предложил назвать “Начальным сводом”. Эти записи были сделаны до 1095г. Летописец придал своему изложению публицистический характер. Он упрекает князя за междоусобные войны, за то, что они не заботятся о Руси. В начале XII века, видимо, около 1113 г. “Начальный свод ” был вновь переработан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В науке труд Нестора по первым ее словам был назван “Повесть временных лет”.

 

 

“Повесть временных лет”

Летопись дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи XIV в. Названа по имени монаха Лаврентия, который переписал эту летопись. Эта летопись хранится в Санкт–Петербурге. “Повесть временных лет”дошла и в составе Ипатьевской летописи XV в. Этот список хорошо сохранился и ближе к первоначальному списку. Ипатьевская летопись хранится в Костроме в Ипатьевском монастыре. Список найден Карамзиным.

Нестор обращается к истории Руси: “откуда есть, пошла Русская земля”. Он связал русскую историю со всемирной. Происхождение Руси дано на фоне развития всей мировой истории. Определено место русского народа среди других народов мира, говорится об образовании русского государства, о письменности, перечисляются народы, платящие дань русичам. Нестор подчеркивает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и процветают. В летописи указано, что к VI веке славяне занимали огромные территории от Вислы до Дуная. В VI веке началось великое расселение славян, их разделение на южных, западных и восточных. Восточные славяне расселились у берегов Днепра и его притоков: Рось, Сулу, Десна. Здесь образовался союз племен: поляне, северяне, древляне, вятичи, кривичи, славяне, волыняне и другие. К IX в. сложилось государство Русь со столицей Киев. Жители Руси стали называться руссами или россами. Первые сведения о руссах встречаются у византийских авторов (VI в и у арабских путешественников VIII-IX в) “Повесть временных лет” создавалась в период, когда Русь утратила свое единство и летопись должна была напомнить князьям о единстве русских земель. “Повесть временных лет” начинается с библейской легенды о всемирном потопе, о том, как Ной разделил земли между сыновьями: Симом (восток – Персия, Сирия Вавилон и др.) Хамом (Юг-Египет, Эфиопия и другие) Иафетом (север и запад: Албания, Армения, Колхида, славянские земли). Братья обещали жить в мире. Это был злободневный намек на русскую действительность начала XII века, когда русские князья-братья постоянно воевали друг с другом. Далее автор повествует о славянских племенах, о их обычаях, нравах. Среди племен выделяются поляне. Это тихое, миролюбивое племя. Они уважали своих матерей, сестер. Поляне изображены как христиане. А древляне, вятичи, северяне как язычники. Повествуется об основании Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. По имени старшего брата город назван Киевом. Все эти события в “Повести временных лет” не датированы. Первая дата, указанная в летописи - это 852г. С этого года Русь упоминается в греческом летописании. Первоначально славянские племена жили в мире и в согласии, но потом стали нападать друг на друга, воевать и утратили свою независимость. Славяне вынуждены были платить дань варягам. В 862г варяг Рюрик основал династию Рюриковичей, которая правила на Руси до XVI в. До прихода Рюрика, в Древней Руси существовало несколько мелких княжеств. В 882г Рюрик с братьями объединил земли в единое государство. Рюрик правил Киевом и Новгородом, его брат Трувор в Изборске, а Синеус в Белозере. Братья стремились объединить русские земли и это им удалось. Но к XII веку единство Руси было в прошлом. На Русь нападали половцы, и только единая страна могла победить врага. Объединить страну могли князья, и автор надеется на их благоразумие. В летописи охарактеризованы первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Более 30 лет княжил Олег. Это мужественный, мудрый воин. Под 907 г. рассказывается о походе Олеге на столицу Византии - Константинополь. Олег с большим и мощным войском двинулся в поход. Он на корабле подплыл к заливу Суд, на берегу которого стоял город. Греки перегородили ему путь цепями. По приказу Олега корабли поставили на колеса и пустили по земле. Олег победил и заключил выгодный для Руси договор. Тексты мирных договоров между Русью и Византией сохранились в “Повести временных лет”. Это первые дошедшие до нас международные договоры молодого русского государства. По требованию Олега, греки сшили ему дорогие паруса. В знак одержанной победы Олег прибил на вратах Царьграда свой щит. Этот ритуал в те времена означал славу победителя и позор проигравшего. Князь Олег был прозван вещим, но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. дана легенда о смерти Олега от своего коня. Волхвы предсказали князю смерть от любимого коня. Он приказал увезти коня. Прошло несколько лет и князь узнает, что сумел перехитрить судьбу, да еще посмеялся над предсказаниями волхвов: “Не верно говорят волхвы, все то ложь, конь умер, а я жив”. Олег решил посмотреть на останки коня. Он ступил на череп коня, а оттуда выползла змея и смертельно его ужалила. К этой легенде обращается и Пушкин в “Песне о вещем Олеге”. В “Повести временных лет” сообщается, что Олег умер в Киеве, его похоронили на горе Щековице. Другие летописцы указывают еще три места захоронения великого князья: у киевских жидовских ворот, Ладогу и смерть Олега за морем. Все эти места объясняются тем, что “могилой” на Руси называлось не само захоронение, а холм, насыпанный для отправления тризны по герою, поэтому на Руси могло существовать несколько таких могил, так как тризну по русскому князю справляли в разных местах. Олег остался в русской истории как объединитель Северной и Южной Руси в одно государство. Во время его правления Русь заявила о себе как о новой сильной стране.

Нестор с гордостью описывает подвиги первых русских князей и с горечью говорит о их ошибках и слабостях. Объективность летописца проявляется в летописи о смерти князя Игоря. Каждый год осенью русские князья отправлялись собирать дань с подвластным им племенем. Это называлось “полюдьем”. Осенью 945 г. Игорь поехал к древлянам за данью. Столица древлян - Искоростень находилась недалеко от Киева. Искоростень – город полян. Игорь взял дань, но по дороге подумал, что мог взять больше. С малой дружиной, он повернул обратно. Древляне собрались на вече. Они решили, что надо Игоря убить, а то русский князь их погубит. “Ведь если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его” Древляне убили Игоря и его дружинников. Бесславно умер Игорь, его погубила его собственная жадность.

Гибель мужа потрясла княжну Ольгу. Вскоре к ней явились древлянские послы. На ладьях приплыли 20 лучших мужей. Пришли они к ней в Киев и говорят: “Мужа мы твоего убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Древлянскую землю. Пойди замуж за князя, за нашего Мала” В древнерусском государстве победитель, убийца князя-правителя, мог вместе с властью взять в жены и вдову убитого. Так, обеспечивалась законная преемственность власти. Ольга решила жестоко отомстить древлянам за смерть мужа. Одних по ее приказу живыми закопали в землю. Других – заперли в баню и ее подожгли. Третьих перебили у могилы князя Игоря, когда Ольга совершала тризну, т.е. большой поминальный пир. Древляне напились и их перебили. Около 500 древлян погибло от мечей киевских воинов. Далее Ольга со своим войском отправилась на войну. Взять Искоростень сразу не удалось. Она простояла все лето у города и придумала, как уничтожить город своих врагов. Ольга предложила древлянам заключить мир, с условием, что они ей заплатят дань. Она попросила с каждого двора по три голубя и по три воробья. К лапкам птиц привязали трутовик и их отпустили. Птицы полетели в свои гнезда. Весь Искоростень запылал в огне от пожара, так как птицы уже в воздухе загорелись. Обезумевшие люди бросились за крепостные стены, но тут дружина Ольги их убивала. Город был сожжен, многие погибли, а часть населения попала в плен. Древляне оказались бессильны перед княгиней Ольгой, и они вынужденно подчинились этой мудрой женщине. Она действовала по законам своего сурового времени, когда месть за родного человека считалась делом священным. Ольга в летописи представлена, как мудрая правительница. Она не оружием и силой, а умом устанавливает на Руси порядок. В русском княжеском роду - Ольга первая кто приняла христианство. Летописец подчеркивает, что ум, мудрость, смекалка в Древней Руси ценились так же высоко, как мужество, сила и отвага.

Под 964 г. в “Повести временных лет” повествуется о сыне Игоря и Ольги – князе Святославе. Это мужественный, сильный воин. Он собирал дружину и стал ходить в походы, воевать. Святослав не брал с собой ни котлов, ни шатров, мясо не варил, обходился малым. Спал под открытым небом, а под голову седло. Святослав всегда предупреждал врагов: “Хочу на вас идти”. Описан поход Святослава на Царьград. Он, как всегда, предупредил греков, что идет брать их столицу. Открытость Святослава противопоставляется хитрости византийцев. Греки спросили у князя сколько у него воинов, якобы для того, чтобы подготовить дань. А в действительности узнали о численности войска Святослава. Греки выставили стотысячное войско и не выплатили дань. Перед боем Святослав своей речью воодушевил воинов. Он призывает не посрамить русскую землю. Или победа или смерть. Святослав одержал победу и греки стали ему платить дань. Позже он погибает в бою с печенегами. Печенежский князь Куря делает из черепа Святослава чашу. В “Повести временных лет” Святослав представлен как самый воинственный князь. Война его обычная стихия. Он постоянно воевал, завоевывал чужие земли, в это время на Русь нападали и некому защитить стариков и детей. Киевляне упрекали его за это. Летописец относится к Святославу двойственно: восхищаясь его отвагой, заботой о дружине, он осуждает его завоевательные походы. Образ Святослава - это образ живого человека со своими достоинствами и недостатками. Смерть Святослава, считает летописец, закономерна это следствие отказа принять христианство. Его мать, княгиня Ольга, приняла христианство, а он остался глух к ее просьбам и не последовал примеру своей матери. Святослав удивляется и говорит: “ Как мне одному принять чужую веру? А дружина моя смеяться начнет ”, - и жил, следуя языческим обычаям, но не запрещал христианство. Незадолго до своей смерти, Святослав раздает земли своим сыновьям. Ярополку – Киев, Олегу - Древлянские земли, а Владимиру достается Новгород.

После смерти отца между братьями началась борьба. Победил Владимир и в 980 г он стал правителем Руси. В “Повести временных лет” вначале князь Владимир представлен как язычник. У него было несколько жен и 800 наложниц. Но приняв в Корсуне христианство, он женится на полоцкой княжне Рогдене. Она вначале отказала Владимиру, не хотела за него замуж, Владимир был сыном князя Святослава и ключницы (рабыни) Малуши. Тогда Владимир захватил Полоцк и насильно взял ее в жены. Владимир принял христианство, и порвал с прошлым. Как христианин он отменил смертную казнь. Князь понял, что только бог может или даровать человеку жизнь или лишать его жизни. Прежний многоженец стал примерным семьянином. Он устраивал щедрые пиры. Пища раздавалась больным и убогим. Народ любил своего князя за его щедрость и в былинах он назван “красным солнышком”. Владимир был еще и одаренным полководцем. Велики его военные заслуги. Он победил половцев, хазар, печенегов. Но в “Повести временных лет” князь Владимир прославляется, прежде всего - как князь - креститель.

1037 г. повествует о Ярославе Мудром. Ярослав Мудрый - один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он сумел после смерти отца -- князя Владимира объединить русские земли. Ярослав добился канонизации своих братьев. Князь был начитанным человеком своего времени. Он очень любил книги. По его приказу с греческого языка переводили на славянский, строили церкви: Софийский собор, монастырь святого Георгия, святой Ирины. При его правлении вера христианская все расширялась. Ярослав положил начало составлению на Руси писанного закона, издав “Правду Ярослава”, с которой начинается знаменитая “Русская Правда”- сборник правовых норм Древней Руси. Оригинал утрачен. Памятник дошел в рукописи. Первооткрыватель Русской Правды - историк В.Н. Татищев. Дошло более ста списков. “Русская Правда”-- главный источник правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Ярослав Мудрый победил печенегов. При его правлении молодая христианская Русь стала известна в Европе. Сам он женился на дочери короля Швеции. При крещении ее назвали Ириной. В браке родились девять детей. Князь своих дочерей выдал замуж за королей Венгрии, Норвегии, Франции. Ярослав Мудрый таким образом, устанавливал международные отношения.

В “Повести временных лет” рядом с князьями изображены и простые воины, люди из народа. Под 997 г. повествуется о мудром старце из города Белгорода. Когда князь Владимир с дружиной ушел в северные земли, печенеги осадили город. Осада длилась долго, люди умирали от голода. Горожане решили сдаться. И тогда один старец попросил еще немного продержаться. По его просьбе выкопали два колодца и опустили два чана – один с киселем, другой с медовой водой. Старец велел позвать 2-3 печенегов. Пришли они и увидели, что у белгородцев огромные запасы меда, киселя. Горожан кормит сама земля. И тогда печенеги ушли. В этом рассказе прославляется ум, находка, смекалка русского человека. В «Сказании о белгородском киселе» проявилась особенность древнерусской литературы – жизнеутверждение, отсутствие отчаяния и уныния. В другом рассказе повествуется о победе русского юноши Кожемяки над печенежским богатырем. Печенежский богатырь своим гигантским ростом наводил на всех ужас. Но скромный юноша Кожемяка победил врага и спас Русь от набегов печенегов.

Основной мотив “Повести временных лет” – это любовь к родине. “Не погубите землю отцов и дедов своих”- постоянно звучит в повести. Нестор призывает князей жить в мире. Ведь все они родственники по крови. Русские князья должны объединиться и вместе выступить против поганых – уверен автор. Слово “поганый” в те времена означало язычник, не христианин. Погаными называли печенегов, половцев. Лучших князей Нестор восхваляет, а тех, чья деятельность шла вразрез интересам государства, он осуждает.

“Повесть временных лет” - первое дошедшее до нас историческое сочинение древнерусской литературы. Летопись описывает факты из года в год. На первом плане в летописи всегда дела князя, его идеальный облик. Описаны также обычаи, нравы людей. Рассказы по объему небольшие. “Повесть временных лет” поражает своей стройностью, ясностью, сдержанностью. Летопись всегда рассказывает о главном, важном, оставляя без внимания все мелочи. Язык памятника богатый, точный, использован живой разговорный древнерусский язык. ХI-ХII в. Д. Лихачев считал, что “Повесть временных лет” не просто сборник фактов русской истории, это литературно изложенная история Руси. “Повесть временных лет” сыграла важную роль в развитии летописей. Для литературы 18-19в памятник служил источником сюжетов, образов. Так, Сумароков в трагедиях “Синав и Трувор”, “Хорев” обращается к древнерусским сюжетам. Рылеев в своих “Думах” создает галерею древнерусских князей: Олег, Владимир, Святослав. Великому князю Пушкин посвящает “Песнь о вещем Олеге”, а в “Борисе Годунове ” создает величавый по своей духовной красоте образ летописца Пимена. “Повесть временных лет” воспитывает патриотические чувства, уважение к своему прошлому.

 

 

Слово о полку Игореве”

 

“Слово о полку Игореве” - одно из самых прекрасных, сложных и загадочных произведений русской литературы. Текст “Слова” был найден в конце 80-х годов 18 век обер-прокурором Священного синода, ценителем и собирателем рукописей графом Алексеем Мусин-Пушкин первым опубликовал “Поучение Владимира Мономаха,” и свод древнерусского права – “Русская правда” Мусин-Пушкин в Спасо - Ярославском монастыре приобрел рукописный сборник, в котором оказалось неизвестное анонимное красноречие древне русской литературы- “Слово о полку Игореве” В 1800 году вышло печатное издание “Слова” с переводом на современном русском языке, со вступительной статьей и комментариями. “Слова” была также специально для Екатерины 11 сделана копия. Это копия была написана от руки. В 1812г оригинал “Слова” и большая часть экземпляров первого издания сгорели в Московском пожаре. Сохранялся опубликованный текст и список, сделанный для Екатерины. В “Слове” изображено реальное историческое событие, о которых рассказано так же в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. Со второй трети 12 веке. Русь особенно страдала от половцев. Киевский князь Святослав и девять русских князей выступил в 1184г. против половцев и нанесли им сокрушительное поражение. Приглашали принять участие в походе и молодого Новгород-Северского князя Игоря. В это время была весенняя распутица, а войско Игоря не успело прибыть к сражения. Игорь боялся, что ему не поверят, подумают, что он заключил союз с Кончаком, половецким ханом. И князь Игорь решает действовать самостоятельность, не поставив в известность Святослава Киевского. А Святослав готовил новый объединенный поход русских князей против половцев. В этом решении Игоря выступить в одиночку – проявляется его недальновидность как военного деятеля. Игорем руководит стремление к личной славе и воинской чести, Игорь хотел отодвинуть половцев и укрепить южные границы Руси. Конечно, в этом желании проявляются его патриотические чувства, но на первом плане- личные интересы.

Весной 1185г. 23 апреля вместе с князьями Игорь выступил против половцев. С ним были его старший сын Владимир, брат Всеволод, племянник Святослав. Войско стало свидетелем солнечного затмения, произошедшее 1 мая 1185 года. Это природное явление зафиксировано и в летописях. Объяснялось затмение как плохое предзнаменование свыше: “Се знамение не на добро бывает”. Но Игорь не повернул назад. Князь, полагаясь на волю Божию, продолжает поход. При первом столкновении с половцами войско Игоря победило. Они разбили несколько отрядов, взяли богатую добычу и пленных. Игорь с войском остался ночевать в степи половецкой. А на утро увидели, что Кончак собрал основное войско, во много превосходившее княжеские дружины. В Ипатьевской летописи говорится, что конная дружина Игоря могла прорваться и ускакать. Но Игорь не оставил пеших ратников - простых крестьян: “Ежели побежим и уйдем сами, а черных людей оставим, то перед Богом будет нам грешно уйти, предавших; или умрем, или живым будем, не сходя с места. Два дня сражались храбрые русские дружины, на третий день войско Игоря было разгромлено. Сам князь, Всеволод и Владимир попали в плен. Кончак сразу же напал на Русь и захватил многие русские города. Поражение Игоря имело несчастные последствия для Руси. Как пишет автор: “Отворились ворота на Русскую землю”.

Находясь в половецком плену, Игорь призвал из Руси священника для покаяния. Ведь он погубил войско, свел на нет прежние победы над половцами, и враги стали разорять страну. В плену Игорь пользовался относительной свободой. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь отказывается от этого “неславного пути”. Половцы возвращаются с очередного набега, где они потерпели неудачу. Они решили перебить русских пленных, чтобы их некормить. Игорь принял предложение Лавра. Надо было спасать оставшихся в живых воинов. Когда половцы заснули, русские покинули стан половцев. 11 дней добирался Игорь до родных мест. Все эти дни половцы преследовали его, но ему удалось бежать. Игорь отправляется не в свое княжество, а в Киев.

В “Слове” переплетаются две темы: государственная и личная “Автор Слова” пишет и о судьбе всей Руси. Он с болью отмечает, что князья разобщены и поэтому не могут победить внешних врагов. Автор также пишет о князе Игоре, его жене и других князьях.

Автор создал свое произведение по горячим следам событий. Автор не соблюдает строгой последовательности событий, не указывает дат, не излагает подробно факты. Его интересуют самые значительные эпизоды, которые раскрывают характеры героев, позволяют ему выразить свое отношение к происходящему.

Определим жанр “Слова о полку Игореве”. В древнерусской литературе “словом” называли торжественную речь. Сам автор называет свое произведение и «словом», и «повестью», и песней. В современной науке “Слово о полку Игореве” рассматривается как произведение, в котором сочетаются рассказ об исторических событиях (воинская повесть) песня как жанр лирики, в которой выражаются внутренние переживания автора, ораторская речь с призывом сохранить мир и единство Руси. Соединение эпического и лирического начала в ”Слове”, позволяет называть его поэмой. И так жанр “Слова” одновременно и ораторское слово, и песнь, и воинская повесть. Такой жанр определил его композицию, сложную, но стройную.

Вступление. В этой части автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна - певца XI века. Боян прославлял Ярослава Мудрого, его брата Мстислава, который ради единства Руси отказался от киевского престола. Боян сам слагал свои песни, которые и пел. В своих песнях Боян восхвалял славных князей. При всем своем уважении к Бoяну, автору “Слова” чужды его песни. Песни Бoяна - это хвала русским князьям, а автор “Слова” осуждает современных ему князей. Пушкин писал по этому поводу: “неизвестный творец,,Слова” объявил, что будет петь по- своему, по-новому.

Основная часть. Это поход Игоря, состоящий из ряда эпизодов: выступление Игоря в поход, первое столкновение с половцами, решающее сражение и поражение Игоря: Далее описан вещий сон киевского князя Святослава. В Киеве князь видит страшный сон: его накрывают погребальным покрывалом, на грудь сыпят жемчуг - символ слез. Его сон оказывается вещим. Бояре сообщают великому князю о поражении Игоря. Князь размышляет о том, что сделали Игорь и Всеволод и произносит “золотое слово”. В его слове звучит прямое осуждение Игоря и Всеволода. Он упрекает русских князей в том, что они рано начали искать себе славы и своим поражением нанесли зло всей русской земле. В “золотом слове ”Святослав призывает князей прекратить все распри. Но не откликнулись князья на призыв Святослава, ни объединились и вместе не встали на защиту Руси и как следствие – полное поражение.

Далее автор передает плач Ярославны. Ефросинья Ярославна – жена князя Игоря. С городской стены старого Путивля на заре слышится ее голос. Ярославна не размышляет, сурово не судит, как Святослав, она печалится, говорит, что может, как птица полететь к своему князю, исцелить его кровавые раны. Ярославна обращается не к людям, которые бессильны ей помочь, а к стихиям природы: ветру, Днепру, солнцу. Она упрекает их в том, что они жестоки к ее милому и заклинает их помочь вернуть ей Игоря. Она просит Днепр перенести его на русскую сторону и она оботрет его кровавые раны. Ярославна скорбит и о муже и о всех русских воинах. Ее плач написан в традициях русского фольклора. Плач – заклинание Ярославны выразил горе и страдание всех русских женщин, их печаль, их боль. Это и страдание Глебовны, жены Всеволода, и матери утонувшего Ростислава, и всех русских женщин, которым нужна мирная жизнь. Заклинание Ярославны усмирило силы природы, они помогают князю Игорю и он возвращается на родину. Все радуются его возвращению. Торжественно и празднично заканчивается “Слово”. “Здравицей” всем князьям и их дружинам, которые не жалеют сил в борьбе против внешних врагов. Радостный конец “Слова” противоположен печальному началу. В такой концовке выражена уверенность, что объединенная и сильная Русь победит врагов.

Образы князей. В “Слове” действую исторические лица. Это князь Игорь, его брат Всеволод, в конце памятника упоминается сын Игоря - Владимира о племяннике Игоря – Олеге в “Слове” ничего не говорится. О нем повествует летопись. Автор,,Слова” показывает и сильные и слабые их стороны. Автор не сомневается в их мужестве. Это смелые, сильные князья, любящие свою родину. Но князь Игорь свою личную княжескую честь и славу поставил выше чести и славы Руси и в результате жестокое поражение. И автор осуждает его честолюбивое желание добиться славы, его эгоистическую политику, его безрассудство, его решение одному пойти на половцев. Игорь говорил: «мы собе, а вы собе». Автор уверен, что нельзя жить по такому принципу, напротив-надо объединяться. Он обращается к временам деда Игоря - Олега, который всегда разжигал междоусобицы. При его правлении Русь пришла в упадок. В прошлых и настоящих раздорах, автор видит причины тяжелого положения Руси. Идеал мудрого и могущественного правителя воплощён в образе Святослава. Этот образ идеализирован. В своём “золотом слове” Святослав осудил сепаративный поход Игоря и Всеволода. Великий князь киевский осуждает их за то, что они выступили в одиночку, решив: “Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим! ''Святослав скорбит о поражении и упрекает князей, что они ему не в помощ в правлении Русью. ''Восхваляя Святослава, автор призывает каждого князя, чтобы они были ему в помощь в правлении отечеством.

Смелым, мужественным представлен в “Слове” брат князя Игоря ― Всеволод. Он может веслами Волгу расплескать, а Дон шлемами вычерпать. В изображении Всеволода, автор использует гиперболы. Подобно русским былиным богатырям, буй-тур (так его называли) Всеволод скачет по полю, поражая врагов. В бою он забывает и о своих ранах, и о княжеском престоле, и о красавице- жене Глебовне. Всеволод сравнивается с солнцем, светом, с соколом, а враги – с черными воронами, с тучами, с тьмой. Подчёркивая храбрость и мужество Всеволода и Игоря, автор отмечает, что этих качеств недостаточно для победы. Только объединив свои силы, князья могут вернуть Руси её былую славу и могущество.

Женские образы.

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жён русских воинов. Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской. В “Слове” создан обаятельный образ русской женщины – Ярославны. Ярославна - дочь Ярослава Владимировича – властитель богатого Галицкого княжества, находившегося в Прикарпатье. Она - вторая жена Игоря, который вступил в брак с ней 1184г. Ярославна любит своего мужа, но счастье супружеской жизни длилось всего год. Уже в 1185г. Игорь отправился в поход и попал в плен. Тяжело молодой женщине отправлять мужа в поход. Но она осознаёт то, что её муж - князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе. С тревогой ждёт Ярославна вестей. И вот узнаёт, что войско разбито, а её милый ладо в плену. Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своём плаче Ярославна думает и переживает не только о своём муже, но и о всех воинах. В её скорби выражена скорбь всех жён и матерей русских воинов. Автору удалось создать прекрасный образ русской женщины. Автору чужд взгляд на женщину, имевший место в Древней Руси. Многие в древности считали, что “женщина сосуд дьявола, источник всех бед и несчастий мужчины. Напротив, в “Слове” Ярославна представлена как верная и преданная помощница мужа. Она проявляет мужество, желая быть рядом с мужем в опасности. Ярославна готова лететь птицей и облегчить любимому страдания. В её образе обобщены лучшие черты характера дре<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: