Взаимодействие СМИ и общества. Треугольник Й. Галтунга.




Данная схема описывает взаимодействие СМИ с тремя основными социальными институтами, без которых средства массовой информации не смогут существовать. Согласно теории Й. Галтунга, СМИ находится на равном расстоянии от трех сфер общества – государства, рынка (или бизнеса) и гражданского общества. Почему именно эти три института взяты Галтунгом за основу? С ростом современной демократии и партийной структуры пресса стала частью гражданского общества, а вещание по-прежнему тесно связано с государством. Во второй половине XX века средства массовой информации - как печатные, так и электронные - стали ориентироваться на рынки капитала. Так образовалась современная система СМИ.

Галтунг считал, что тип общества определяет близость СМИ к одному из этих институтов. В авторитарном (тоталитарном) обществе СМИ зависят от государства (страны со средиземноморской моделью: Франция, Греция, Италия, Португалия). В демократическом обществе СМИ в первую очередь ориентируется на мнения даже самых низших слоев общества (относятся страны североевропейской модели: Австрия, Бельгия, Дания, Германия). В либеральном обществе СМИ коммерчески ориентированы, зависят от рекламы и рекламодателя (страны североатлантической модели: США, Канада, Великобритания, Ирландия).

Но, так как общество (и власть в обществе) изменяется в течение времени, СМИ имеет тенденцию мигрировать в этом треугольнике, приближаясь то к одному полюсу, то к другому. Например, Советский Союз был тоталитарным государством, где СМИ выполняли роль «государственного рупора». Власть полностью контролировала медийный контент, не позволяя просачиваться «вредной» для государства информации. Как происходит перемещение СМИ внутри треугольника, показано на рисунке (черный круг – СМИ)

 

Смена власти в СССР повлекла за собой смену режима, и Россия стала страной с демократической формой общественного устройства. Вследствие этого СМИ из «рупора власти» превратились в «посредника» между государством и обществом. Следует также учесть, что СМИ в современной России ориентируется не только на гражданское общество, но и на капитал (продемонстрировано на схеме – в равной степени тяготеет к обоим полюсам).

Основное направление СМИ предполагает переход от близости к государству - через близость к капиталу – к гражданскому обществу (по часовой стрелке). Но только в случае равноудаленности от всех сил, оказавшись в центре треугольника, СМИ смогут выполнять свои функции «четвертой власти», подчеркивает Галтунг.

Первая схема – схема идеального общества, где власть, капитал, гражданское общество и СМИ сотрудничают и влияют друг на друга. Как и прочие системы, эта – лишь идеальная модель, от которой современные СМИ достаточно далеки. Сложно дать этой модели какое-либо название, как сложно назвать систему СМИ России (Многие исследователи (в т.ч. М.И. Макеенко называет современную российскую систему гибридной, но официального названия у нее нет). Галтунг описал идеальную систему, где отношения между обществом, государством и капиталом построены на взаимовыгодном сотрудничестве, а СМИ является посредником между всеми областями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: