Построение учебного курса.




Руководство по организации самостоятельной работы студентов

При изучении философии

Курс философии, предлагаемый вниманию студентов, соответствует образовательному стандарту. Программой курса предусматривается изучение философии в течение учебного семестра. По окончании семестра сдается экзамен, в течение семестра предполагается проведение контроля по трём модулям: 1) «Введение в философию. Исторические типы философствования», 2) «Онтология. Гносеология», 3) «Философская антропология. Социальная философия». Данные методические указания по философии содержат тематику лекционного курса, планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу для подготовки к семинарским занятиям, список основной и дополнительной литературы по курсу философии, темы рефератов, контрольные вопросы.

Философия как учебная дисциплина принадлежит сфере гуманитарного знания. По сути, философия венчает ряд гуманитарного знания, а если обратиться к философскому наследию Аристотеля, то и знание вообще. Философия выполняет мировоззренческую функцию и является одновременно одним из типов мировоззрения. Примечательно, что среди многочисленных функций философии особое значение, как отмечают студенты, приобретают следующие функции: мировоззренческая, познавательная и воспитательная. Специфичность философии выражается в том, что наиболее полное представление о ней никак не ограничивается характеристикой ее только как учебного предмета и определенного знания. Философия представляет собой особый духовный мир, одну из форм общественного сознания. Наряду с мифом, религией, наукой, искусством, жизненным опытом, философия отражает мир в присущих ей предельно общих основаниях и выражает свое представление о нем в такого же рода характеристиках, понятиях, категориях. И вместе с тем именно философия, со свойственной ей устремленностью к поиску и созиданию мудрости, способна объединить различные формы общественного сознания, проявить взаимодействие с ними (например, философия религии, философия искусства, философия науки, философия права и т.д.). Философия способна предстать и как искусство мыслить и даже жить. Необходимость знания философии, специфики её проблем и типов философствования становится все более очевидной в связи с обострением проблем разного уровня и характера: личностных, межличностных, социокультурных, межнациональных, глобальных. Если принять во внимание и то, что каждый человек способен предстать мыслителем, то сфера применения философии еще более расширяется, а интерес к ней растает.

Войти в мир философии и приобщиться к нему помогут лекции и семинарские занятия. На лекциях по философии преподаватель систематично излагает темы курса, раскрывая вопросы, давая рекомендации по литературе и способам овладения материалом, формулируя выводы. Для удобства восприятия текста лекции в конспекте рекомендуется оставлять широкие поля. На полях можно записывать вопросы, возникающие по ходу лекции, отмечать важные моменты, фиксировать дополнительную литературу, делать иные необходимые записи, например, из справочной литературы. Культура ведения конспектов лекций и записей при подготовке к семинарским занятиям весьма существенна для результативности овладения основами философского знания. Ведение рабочей тетради предполагает возможность дополнять и уточнять тексты лекций пометками, схемами, вклейками, таблицами и т.д. на семинарских занятиях. Студенту рекомендуется либо оставлять 2-3 чистые страницы после каждой лекции и в соответствии с планом семинаров, либо ведение отдельной рабочей тетради для семинарских занятий.

Семинары по философии представляет собой вид учебных занятий, на которых его участники обсуждают тему, вынесенную на занятие, и доклады по темам, участвуют в дискуссиях, мозговых штурмах и других видах работы, предлагаемых преподавателями.

Тема семинарского занятия соответствует теме лекции, кроме тем по истории философии, вынесенных на самостоятельное обучение. Задачей семинарского занятия является расширение представлений студентов по той или иной теме, закрепление лекционного материала и развитие культуры мышления. Именно участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы, самим участникам поставить возникшие вопросы для обсуждения в аудитории, сделать сообщение, выступить с докладом, т.е. наилучшим образом проявить активность и свои знания по предмету. Важным фактором успешного участия в семинарском занятии является умение вести диалог, дискутировать, быть терпимее и уважительнее к другому мнению, аргументировано излагать собственную позицию по тому или иному вопросу.

Подготовка к семинарскому занятию должна быть систематической, записи по вопросам грамотными, четкими, понятными. Готовясь к семинарскому занятию, следует привлечь конспект лекции, основную и дополнительную литературу по теме, хрестоматии, философские словари, энциклопедии, журналы, освежить в памяти знания по иным гуманитарным предметам (филологии, истории, культурологии, обществознанию и т.д.). В качестве напоминания студентам еще раз указываем на литературу справочного содержания. Ее помощь при подготовке к занятиям весьма полезна. Рекомендуется использовать преимущественно новую справочную литературу 2000-х гг. издания.

Полезно вырабатывать навыки самостоятельной работы. Ее необходимость обусловлена подготовкой к семинарскому занятию, работой над темой реферата, подготовкой к зачету и экзамену. Самостоятельная работа заключается, прежде всего, в стремлении подобрать необходимую литературу и в процессе работы над ней выделить то существенное, что необходимо для раскрытия вопроса. Умение студентов правильно организовать свою самостоятельную работу заключается также в подготовке докладов и написании рефератов. В помощь организации такой работы существуют специальные методические указания, к которым следует обращаться.

Курс философии включает в себя разделы, совокупность которых представляет структуру философского знания. Раскрыть содержание разделов – задача учебного процесса.

Начинается курс философии с темы 1 «Введение в философию». Данная тема заслуживает особого внимания, поскольку лекция и семинарское занятие по теме формируют представление о философии, ее смысле и значении. Затем на протяжении первого семестра внимание сосредоточивается на историко-философских вопросах, которые составляют раздел «Исторические типы философствования». Тематика данного раздела позволяет студентам познакомиться с историей философской мысли, проследить специфику ее развития в различные исторические эпохи и в различных мировых регионах. Хронологические рамки раздела весьма широки: от древности до современности. Знакомство с развитием философской мысли, а также способами ее выражения, характерными для различных философов, философских школ и направлений, необходимо для дальнейшего рассмотрения теоретических вопросов, составляющих суть философских учений.

Специфика изучения тем по истории философии позволит студентам проявить максимальную активность и приобрести необходимый базовый материал для освоения теоретического курса философии. Подготовка к семинарским занятиям по данному разделу включает в себя работу не только с литературой о мыслителях и их воззрениях, но и работу непосредственно с философским текстом. Приобщение к хрестоматийному материалу, содержащему отрывки из произведений, либо к собственному произведению философа, наилучшим образом позволяет проникнуть в суть размышлений, проследить ход философских построений того или иного мыслителя, понять особенность философского мировоззрения. В этой связи рекомендуется конспектирование философских текстов. Оно необходимо для более полного освещения вопросов семинарского занятия и их дискуссионного обсуждения. Данный вид работы позволяет приобрести определенные навыки работы с философским текстом, которые необходимы также для работы над докладом и рефератом.

После уяснения содержания философского мировоззрения, следует обратить внимание на существующие типы этого мировоззрения (материализм, идеализм и их разновидности; монизм, дуализм, плюрализм). В процессе знакомства с историей философии необходимо научиться ориентироваться в типах философского мировоззрения и уметь их выделять.

Вторая часть программы – это теория философии. В соответствии с программой, лекционный курс и семинарские занятия включают следующие разделы: онтология, гносеология, антропология, социальная философия. В процессе работы над темами данных разделов следует овладеть категориально-понятийным аппаратом философии, обратить внимание на общетеоретические основы философии (принципы и законы диалектики), на существующие подходы к раскрытию философских вопросов.

В целях регулярного контроля за качеством полученных знаний преподавателем проводятся следующие виды текущего и промежуточного контроля:

- терминологические диктанты по конкретным темам;

- письменные самостоятельные работы по разделам;

- устные фронтальные опросы по темам семинаров;

- тестирования по пройденным разделам курса, в том числе, Интернет-тестирование и тестирование на бумажных носителях;

- контроль по модулям.

Участие студентов в разных формах контроля и участие в семинарских занятиях позволит им набрать баллы для получения зачёта.

При изучении курса философии предусматриваются следующие виды работ:

1. Теоретическое изучение курса (лекции).

2. Самостоятельное изучение теоретического материала (работа с учебной и дополнительной литературой).

3. Подготовка к практическим и семинарским занятиям (выполнение заданий теоретического и практического характера.)

4. Модули.

5. Самостоятельные работы.

6. Интернет-тренажёры.

7. Творческие работы.

8. Контрольные работы.

9. Написание реферата.

10. Консультации.

11. Зачет или экзамен.

 

Основными формами контроля знаний являются контрольные и самостоятельные работы, тестирование, собеседования во время семинаров, обсуждение сообщений и рефератов, а также зачеты и экзамены.

 

Построение учебного курса.

Обучение философии в ОрелГАУ ведется по рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения.

Изучение дисциплины осуществляется по модульному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (модули). Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий. Модульное формирование курса позволяет осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на отдельные виды учебного процесса, расширяя долю самостоятельной работы студентов.

В начале семестра студентам сообщается: количество модулей в семестре, какие разделы дисциплины входят в каждый модуль, график проведения отчета по модулю, условия допуска к отчету, выдаются вопросы для самоконтроля при подготовке к отчету по теме модуля. Все перечисленные элементы утверждаются на заседании кафедры в начале семестра.

Контроль по модулям проводится в форме тестирований, устных собеседований с преподавателем или контрольных работ по теме. Выбор формы контроля определяется содержанием учебного материала, входящего в модуль, уровнем подготовленности группы, видами работы на практических и семинарских занятиях.

Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов, их форму, сроки и максимальную оценку их в рейтинговых баллах устанавливает на своем заседании кафедры философии. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан информировать группу об этом решении кафедры на первом занятии в семестре.

Безупречное усвоение изучаемых студентом в семестре разделов философии оценивается в 100 рейтинговых баллов (в таблице 1 дано соответствие рейтинговых баллов академическим оценкам).

 

Таблица 1. Шкала пересчета рейтинговых баллов в традиционные академические оценки.

Балльная оценка От 0 до 54 От 55 до 69 От 70 до 84 От 85 до 100
Академическая оценка неудовлетворительно удовлетворительно хорошо отлично
Зачет Не зачтено Зачтено

 

По результатам промежуточных этапов контроля в семестре (отчетам по темам модулей) максимальное количество рейтинговых баллов, которое может набрать студент равно 40. Также студент в течение семестра может набрать дополнительно еще 20 баллов за выступления и краткие ответы на практических и семинарских занятиях, написание и защиту реферата.

Кроме того, предусматривается система поощрительных баллов (всего 15) за участие студентов в научно-исследовательской работе, внеаудиторной работе.

Если суммарный результат, набранный в течение семестра, равен 55 баллам и выше, то студент имеет право получить зачет или экзаменационную оценку (по шкале) без участия в итоговом аттестационном испытании.

Студент, по уважительной причине пропустивший контрольные мероприятия в течение семестра, может сдать отчеты по индивидуальному графику на зачетной неделе в конце семестра.

На экзамене студент может набрать до 40 баллов. Общие баллы, набранные в течение семестра, суммируются, и выставляется итоговая оценка согласно шкале таблицы 1.

Использование 100 – балльной шкалы обеспечивает более высокую степень дифференциации оценки (например, оценке «отлично» соответствует диапазон от 85 до100 баллов). Особенно это заметно при изучении разделов, завершающихся контрольной или проверочной работой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: