Сущность и причины конфликтного взаимодействия




Всякий конфликт в первую очередь есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами: индивидами, социальными группами, общностями, государствами, цивилизациями. При этом в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов. Исходя из этого, можно дать следующее определение: конфликт – есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Социальная психология в первую очередь сосредоточивает внимание на таких аспектах конфликта, как:

- осознание ситуации конфликта его участниками;

- выделение социально-психологических составляющих, которые предопределяют внутреннюю характеристику конфликта, т.е. совокупность мотивов, реальных интересов, ценностей, побуждающих человека или группу лиц участвовать в развязывании разногласий;

- выяснение причин и стадий формирования субъективного образа конфликтной ситуации.

Социальные и индивидуальные причины возникновения конфликта успешно выясняются при наличии адекватной понятийной схемы, характеризующей конфликт. В социальной психологии в основном сложилось представление о конфликте, его структуре, динамике, функции и типологии.

Относительно структуры конфликта, то можно выделить следующие его основные элементы:

участники конфликта, которые называются оппонентами (от лат. opponens - тот, что отрицает), соперниками, противниками и представляют не менее двух сторон;

позиция сторон (внутренняя и внешняя);

конфликтная ситуация;

инцидент, то есть действие, которое направлено на создание конфликта;

объект конфликта (реально имеющаяся объективная причина, по которой оппоненты вступают в «борьбу»);

предмет конфликта (и внутренняя причина, например, личная неприязнь, которую имеет каждый оппонент, который вступает в конфликт);

развитие и разрешение конфликта.

Поскольку в конфликте участвуют отдельные лица, прежде всего защищающие не собственные интересы, а интересы группы, то оппоненты, которые вступают в конфликт, имеют разный «вес», «силу», которые и определяют возможность победы. Указанную характеристику «силы» в теории и практике конфликта называют рангом оппонента. При этом оппонентом первого ранга становится человек, который действует от своего имени и преследует в конфликте достижения личных целей.

Участником второго ранга является «личность», которая отстаивает в конфликте интересы малой группы. Участником третьего ранга называют структуру (или отдельную личность), состоящую из взаимосвязанных групп (например организация), преследующую в этом конфликте общую цель. Можно выделить и четвертый ранг, при котором оппонент имеет возможность говорить от имени социальной системы, олицетворять собой культуру, нравственность и др.

Также ведут речь и о так называемом нулевом ранге, который воплощает особенности нарушителя определенных социальных норм. В ходе разрешения конфликта сознательно или бессознательно оппоненты пытаются повысить свой ранг и снизить ранг противоположной стороны вплоть до нулевого.

По непосредственным социально-психологическим причинам, выделяют такие виды межличностных конфликтов:

- конфликты, вызванные недоразумениями в передаче и восприятии информации (отсутствие или недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности информации; различия в интерпретации информации; непохожесть в порядке и способах оценки информации);

- конфликты, вызванные особенностями взаимодействия (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления;

отсутствие обратной связи; часто повторяющиеся негативные поступки, различия в критериях оценки идей и поведения и т.д.);

- конфликты, возникшие на уровне служебно-коммуникативного взаимодействия, т.е. «вертикальные» и «горизонтальные» (первые могут быть типа «работник - руководитель» или наоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые - типа «работник - работник », инициатива может идти от одного из сотрудников или же от обоих одновременно).

По признаку «объективность - субъективность причины» конфликты разделяют на: деловые (в основе делового конфликта лежит вполне конкретная объективная причина, связанная с предметно-деловыми разногласиями) и эмоциональные (источники эмоциональных конфликтов кроются, прежде всего, в личностно-прагматических интересах оппонентов, их психологической несовместимости.

Конфликты между двумя участниками (так называемые диадные конфликты) являются наиболее распространенным типом межличностного делового или эмоционального конфликта, где в роли оппонентов встают два человека, каждый из которых является субъектом - носителем определенных ценностей, интересов и мнений. И именно диадный конфликт отличается эмоциональным запалом и напряженностью, протекает, как правило, в открытой форме.

Этот конфликт обычно возникает на почве личных симпатий - антипатий, но в определенной группе эмоциональные отношения между людьми всегда оказываются тесно переплетенными с деловыми, карьерными и другими интересами.

Относительно конфликтов между личностью и группой, то они оказываются как противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сформированными в группе нормами поведения.

Известны и другие признаки, по которым классифицируют межличностные конфликты:

- по признаку «продолжительность течения» (конфликты разделяют на кратковременные и затяжные);

- по степени их влияния на эмоциональное состояние и деятельность оппонентов (конфликты, которые нарушают эмоциональную и деловую стабильность участников недоразумения, и разрушительные конфликты).

Среди общих причин возникновения конфликтов, связанных с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностного взаимодействия, можно назвать следующие:

ценностные факторы (принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и т.п.);

особенности отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);

поведенческие факторы (ущемлению интересов, подрыва самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т.д.);

незнание тех или иных характерных, психологических свойств другого лица;

неправильное толкование мыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чего создается поверхностное представление о собеседнике; психологическая скованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества; психологическая насыщенность, когда однообразие лиц, условий работы, ритма труда вызывает негативные эмоции); несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других.

Динамика протекания конфликта зависит от поведения его оппонентов.

Известны такие формы протекания конфликта:

открытый конфликт, который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенным столкновением сторон;

скрытый конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);

так называемый «слепой» конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличия);

«неизвестный» конфликт (реальные противоречия маскируются, а на поверхности отношений остается слабо выраженная неприязнь).

Одновременно каждая форма течения конфликта имеет свой специфический тип поведения и взаимоотношения людей. На стадии, когда состояние напряженности скрыто, чрезвычайно важно почувствовать момент осознания ситуации как конфликтной, то есть момент понимания того, что противоречие, которое возникло, привычным образом не разрешится.

Именно такое осознание и определение ситуации, как конфликтной, становится своеобразным пусковым психологическим механизмом, который отсекает все стратегии и формы поведения, которые не соответствуют состоянию конфликта, и «включает» тот запас стратегий поведения, который помогает достичь цели, решить проблему.

На этой стадии, которая вызывает различные эмоции, неодинаковое отношение к конфликту оппонентов, предлагаются некоторые варианты, формы совместных действий:

уход от конфликтной ситуации (осознав ситуацию как конфликтную, оценив ее возможные результаты, один из оппонентов может принять решение о выходе из системы отношений, что сложилась);

переговоры или «торг», поиски компромиссов. В форме открытого конфликта каждая из сторон расценивает собственные ресурсы как значительные и считает, что есть резерв их усиления.

Для того, чтобы достичь максимума желаемого, разрабатываются и предлагаются определенные формы действий:

-демонстрация усиления собственных ресурсов (тактика заключается в том, что одна из сторон дает понять своим оппонентам, что у нее есть реальная возможность увеличить свои ресурсы таким образом, что они значительно перекроют ресурсы другой стороны; безусловно, на такое действие оппонент может реагировать по - разному, а именно: он выходит из конфликтной ситуации, ведь собственные возможности могут показаться меньшими; мобилизует дополнительный потенциал, отыскивает пути усиления собственных ресурсов);

-выжидания, сохранение предыдущего состояния (эта тактика часто применяется, чтобы получить дополнительную информацию от оппонентов, их ресурсы и т.д.);

-риск (сторона, которая использует подобную тактику, применяет серию быстрых, непрерывных, максимально эффективных действий, на которые невозможно не ответить, создавая тем самым своему оппоненту условия неожиданности, дефицита времени, которые в соотношении с дефицитом информации заставляют делать грубые промахи и ошибки);

-принуждение (тактика используется сильной стороной и стороной, которая имеет больше возможностей для усиления собственных ресурсов).

При этом выбор способов и методов преодоления конфликта зависит как от объективной ситуации, психического состояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть будет ли он способствовать более глубокому пониманию проблемы, а следовательно и развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот, приведет к расшатыванию и несогласованности взаимодействия.


19. Социометрия: теоретическая концепция, методика (содержание, возможности и ограничения ее применения). Соотношение лидерства и социометрического статуса члена группы.

Социометрия - это метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания межличных отношений между их членами. Техника заключается в том, что проводится опрос по поводу наличия интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности. Техника такого исследования позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы, в которых отражены «субъективные измерения» отношения в группе, коллективе, организации.

Социометрия как метод исследования была предложена американским социальным психологом Джекобом Морено и первоначально строилась на выяснении эмоциональных «притяжений» и «отталкиваний» между людьми, использовалась для формирования групп, групповой терапии, исследования малых групп, их сплоченности. Недостатком этой версии социометрического метода является ориентация исключительно на эмоциональные отношения как якобы лежащие в основе всех социальных отношений. Разработка и использование социометрических методов направлены на исследование межличностных отношений различного содержания - формальных и неформальных, не только эмоциональных, но и рациональных, деловых, ролевых - через восприятие и оценку этих отношений участниками. Социограмма как отражение этого восприятия позволяет количественно описать структуру и динамику отношений социальной общности, выделить в ней основные элементы, например реальные рабочие группы, определить положение этих групп и индивидов в структуре.

Социометрический метод является одним из видов опросов, имеющий целью количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах и коллективах путем фиксации среди их членов связей предпочтение ситуации выбора. Социометрический метод является одним из специальных методов социальной психологии. Вместе с тем он широко применяется в последнее десятилетие в прикладной социологии в качестве основного и вспомогательного наряду с другими методами социологических исследований. Область применения социометрического метода ограничено. С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеется непосредственный контакт, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода. Другое ограничение применения данного метода связано с выделяемыми критериями, которые не мо гут отразить полную картину внутри групповых отношений. Численность малых групп колеблется у разных авторов от 2-3 до 20-40 человек, однако, основной критерий - непосредственные контакты. Иногда используется понятие «группы членства», т.е. группы, включающие в себя всех формально входящих в нее людей. Межличностные отношения могут изучаться на поведенческом и вербально - прожективном уровне. В первом случае изучение осуществляется при помощи наблюдения, во втором - опросов. При применении социометрии существуют этические ограничения - недопустимость использования ее результатов, касающегося отдельного индивида, т.е. его «социометрического статуса», без добровольного его согласия. Основные инструменты социометрики: социометрические тесты, социометрические матрицы, социометрические индексы и социометрические графы.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры – это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: