Акмеология субъекта деятельности




Акмеология —научная дис­циплина, в центре внимания которой находится взрослый чело­век, динамика его развития как индивида, личности, субъекта де­ятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуально­сти.

Современные исследования по акмеологии можно, с некоторой долей условности, сгруппировать по следующим основным напра­влениям: акмеология индивида, акмеология личности, акмеология субъекта деятельности, акмеология индивидуальности.

Большие работы проведены, особенно в последние годы, в области акмеологии субъекта деятельности. В центре внимания здесь оказались проблемы профессионализма деятель­ности, вопросы достижения человеком вершин профессионального мастерства. Развитие данного направления акмеологии в первую очередь связано с исследованиями А. А. Бодалева, А.А.Деркача, В. Г. Зазыкина, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, Г. И.Марасанова, А.К.Марковой, А.А.Реана, А.П.Ситникова и др.

Акмеологическое понимание субъекта. Упрощенно можно пола­гать, что деятельность:

• всегда принадлежит субъекту (когда деятельность рассматри­вается как труд, то личность — не всегда субъект);

• является взаимодействием субъекта и объекта (пока не рассмат­ривается взаимодействие личности и деятельности, приводящее к развитию личности);

• всегда творческая — не всякая деятельность (например, труд) является творческой;

• всегда самостоятельна (если субъект не коллектив).

Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности — общении, деятельности, познании. В этом вари­анте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности:

1)деятельность является реальной, и ее продукция, как правило,отчуждается от человека;

2) человек сам созидает условия своей деятельности;

3)психическая составляющая реальной деятельности имеет структуру, включающую цели, мотивы, направленность личности.

Субъект — организатор реальной деятельности, своей внутренней личностной системы активности. Понятие "субъект" применяется также к коллективу как субъекту деятельности и жизненного пути. Объектом изучения акмеологии является субъект, определяющий развитие своей сущности, подъем на новый уровень. Субъект [3]:

•самоорганизует свои способности;

• организует время и пространство, в которых связываются внут­ренняя активность и объективная деятельность с субъектным спо­собом ее осуществления;

• учитывает в процессе труда заданные условия, требование (норм) деятельности для получения субъективно удовлетворяющего результата.

Функционирование личности в качестве субъекта деятельности включает: природные, психические, личностные составляющие (спо­собности, мотивы, волю и т. п.); социальные условия, требования дея­тельности (норм труда); способы организации деятельности самим человеком; профессии. Собственную "логику", структуру деятель­ности, выстраивает и согласует с требованиями труда, профессии. Стратегию жизни определяет субъект.

Центральным понятием акмеологического подхода выступает понятие «профессиональная деятельность». Н.В.Кузьмина подчёркивает: «Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завершающейся созиданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как решение задач репродуктивных и творческих-интуитивное, сознательное, сверхсознательное.... В связи с этим мы вводим понятия: уровень продуктивности, вершины деятельности, факторы продуктивности».

К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, в понятие деятельности включают направленность субъекта на удовлетворение своих потребностей и достижение поставленной цели. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что деятельность - это особая целостная система, включающая различные компоненты: мотивы, цели, задачи, действия, результат.

С.Л. Рубинштейн, развивая положение о единстве психики, деятельности и сознания, отмечает, что психика и сознание, формируясь в деятельности, проявляются в поведении человека, что все эти понятия «образуют органическое целое - не тождество, но единство».

В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфически м механизмом удовлетворения потребностей человека, как организма и как члена общества. Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить всю свою деятельность достижению целей, которые могут не только не удовлетворять сиюминутную потребность, но не редко и противоречит ей. Во-вторых, деятельность объективирует внутренний мир личности, делает его доступным наблюдение со стороны. Как известно, психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности, наблюдаться не могут. Только в деятельности человека обнаруживаются мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Именно по внешним проявлениям мы судим о личности. В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит т.н. «вторую природу», создает материальные и духовные ценности. В-четвертых, деятельность как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности. В-пятых, деятельность не только проявляется вовне, переносится на объект, изменяя его, но одновременно она усваивается личностью и влечет за собой изменения в ее психике. Например, в деформации личности профессионала, поскольку человек усваивает не только профессиональное содержание, но и нравственную сущность деятельности. В-шестых, де ятельность не только удовлетворяет потребности и оказывает воздействие на оба полюса - личность и объект, на который направлена активность, но и реализует социальные роли, поскольку личность, осуществляя деятельность, выполняет различные социальные роли. Собственно-психологический анализ заключается выделением из деятельности ее предмета (то на что она направлена), цели (предполагаемый результат деятельности), мотивы (мысли и чувства, побуждающие к активности), действия, результат деятельности. Эта схема относится ко всем видам деятельности.

Существуют разные основания профессиональной деятельности. Ее классифицируют по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами); по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств); по мотивам: альтруистическая, эгоистическая; по результатам: завершенная, незавершенная и т.д.

Основным видом деятельности человека является профессиональная деятельность - социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд. Существует множество определений труда и трудовой деятельности. К.К. Платонов считает, что труд человека представляет собой единство психического и физического. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки, его мировоззренческие принципы. Труд, считает С.Л. Рубинштейн, это выполнение определенного задания, где весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата. Он отмечает, что труд требует планирования и контроля исполнения, поэтому он всегда включает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины. Цель же трудовой деятельности лежит в ее продукте. Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата.

Е.А. Климов отмечает, что наиболее общим признаком соответствия человека профессиональной трудовой деятельности является ее успешность и удовлетворенность избранным трудовым путем, преобладание благоприятных функциональных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой). Среди наиболее важных структурных компонентов пригодности к профессиональной деятельности он выделяет следующие: гражданские качества (отношения к обществу, моральный облик).

Таким образом, любая профессиональная деятельность стихийно формирует профессионально значимые качества, личность изменяется в результате приобретения профессиональных знаний, умений навыков и профессиональных привычек.

Для осуществления профессиональной деятельности необходимо наличие ряда специфических способностей, которые совершенствуются в ней, преобразуя, изменяя, развивая и формируя личность человека.

К составляющим профессиональной деятельности относится: моторика (движения, координация движений, статистика); в) умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда (исполнительский аспект); умения, навыки, действия организационно-производственные, коммуникативные, социально - Бездейственные; умения информационно-преобразовательные (исполнительский аспект); умения, навыки, действия саморегуляционные; прием информации: внимание, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия их, профессиональная специфика; переработка информации и принятие решений: память, ее профессиональная специфика, представления (включая и представления воображения), их профессиональная специфика: мышление, его профессиональная специфика, понимание как проявление мышления и его профессиональная специфика, сложные качества ума (возможно, его профессиональная специфика; принятие решений, профессиональная специфика принятия решений); гностические умения, навыки, действия: разновидности гностических действий и их профессиональная специфика (распознает, следит, отбраковывает, находит причины неисправностей, разбирается в нестандартных операциях и др.).

Кроме того, в структуру профессиональной деятельности входит информированность, знания, опыт, культура профессионала; специфические черты, отраженные в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных словесных характеристиках, порожденных и бытующих в данной профессиональной общности и еще не отраженных в словаре науки; области теоретического знания, в которых профессионалы считают важным иметь ориентировку; профессиональные (специфические) знания о предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда, достижения успеха, об условиях своего профессионального развития; психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области. Важным моментом ориентировки и исполнения профессиональной деятельности является осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии: осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (как все это осознается в профессиональной общности, как это фактически выглядит в отношении данного работника в смысле его соответствия профессии).

Таким образом, можно сделать вывод, что структурные компоненты профессиональной деятельности включают в себя аспекты, которые определяются уровнем квалификации (уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивацией личности (ее профессиональной направленностью), ее эмоциональностью, коммуникативными навыками, уровнем развития психических процессов, специальными профессиональными способностями и условиями работы.

Большой вклад в разработку проблемы профессиональной деятельности как процесса становления и развития профессионала внесли исследования отечественных акмеологов А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, и др. Данные авторы описывали профессиональную деятельность как целостный, непрерывный процесс развития субъекта этой деятельности, выделяя как высшую точку развития -достижение профессионализма. Такой подход позволил осуществить анализ условий, факторов и закономерностей достижения человеком профессионализма при наличии противоречий между способностями, качествами, мотивами личности и требованиями конкретной профессиональной деятельности. Возникновение данного подхода во многом было обусловлено актуальными потребностями практики, необходимостью оптимизации и повышения продуктивности профессиональной деятельности. В качестве психологической структуры профессионализма рассматривается единство мотивационно-смысловой сферы, операциональной сферы и профессионально-важных психологических качеств. Психолого - акмеологическая модель личностно-профессионального развития включает две подструктуры - развитие профессионализма личности и развитие профессионализма деятельности. А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин дают следующие определения. «Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста». В акмеологии личностно-профессиональное развитие рассматривается как поэтапный процесс взаимосогласования требований профессии к человеку и человека к профессии, ведущий к достижению высоких профессиональных результатов, повышению продуктивности и успешности профессиональной деятельности, развитию ее психологических компонентов.

Профессионализм всегда характеризуется высокой эффективностью (продуктивностью). Ведущими акмеологами (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) были выделены следующие уровни продуктивности профессионализма:

высокий (творческо-мастерский) - высокопродуктивная деятельность - отличается высокими показателями личностно-профессионального развития, способствует сохранению здоровья специалиста и развивает его как личность, характеризуется постоянной рефлексией субъекта по поводу особенностей своей личности, способностью анализировать черты своего характера, мотивы поведения, результативность усилий в различных видах деятельности, стремлением к самореализации в профессиональной деятельности;

средний (репродуктивно-исполнительский) - среднепродуктивная деятельность - средние показатели личностно-профессионального развития, мало внимания уделяется сохранению здоровья, саморазвитию и самосовершенствованию специалиста, нет выраженного стремления к достижению социально-значимых целей, характеризуется устойчивым интересом субъекта к своему внутреннему миру, анализирует свои поступки, осознает необходимость целенаправленного саморазвития, но реально преобладает стихийное развитие;

низкий (формально-исполнительский) - непродуктивная деятельность - низкие показатели личностно-профессионального развития, отсутствует стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, отсутствуют социально-значимые цели, интерес к собственному внутреннему миру выражен слабо, не проявляет активности в самопознании, не анализирует поступки, не считает нужным заниматься саморазвитием.

Важной акмеологической задачей, имеющей отношение к проблеме достижения профессионализма является выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие профессионала. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями. А.А. Деркач даёт следующее определение: «акмеологическая технология - совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма». В.Н. Тарасова подчёркивает: «акмеологические технологии оптимизируют процессы саморазвития личности и повышают эффективность профессиональной деятельности».

Личностно-профессиональное развитие определяется психолого-акмеологическими условиями - значимыми обстоятельствами, от которых зависит успешность профессиональной деятельности и акмеологическими факторами - причинами, лежащими в основе достижения профессионализма.

Выделяются три вида акмеологических факторов:

объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата;

субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности; к ним относятся мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество; мера их проявления, то есть личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта профессиональной деятельности, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому процессу;

объективно - субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой (Н.В.Кузьмина и А.А. Реан).

Таким образом, профессиональная деятельность рассматривается нами с точки зрения акмеологического подхода, как целостный, непрерывный процесс личностно-профессионального становления и развития профессионализма субъекта этой деятельности. В качестве основных структурных компонентов профессиональной деятельности выделяются операционный (уровень знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивационный (профессиональная направленность личности), когнитивный (уровень развития психических процессов, необходимых для выполнения деятельности), коммуникативный (коммуникативные навыки индивида), эмоциональный (эмоциональная устойчивость и саморегуляция) и поведенческий компоненты. Значимое место в структуре профессиональной деятельности отводится профессиональным способностям - совокупности достаточно стойких индивидуально-психологических качеств личности человека, которые определяют успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.

Уровни выполнения профессиональной деятельности подразделяются по основанию ее продуктивности на высокий (уровень профессионального мастерства), средний (репродуктивно-исполнительский) и низкий (формально-исполнительский).

Достижение высокого уровня профессионализма, характеризующегося продуктивностью осуществления профессиональной деятельности, обусловливается рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов - специфических способностей, знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств личности, условий организации деятельности и межличностных отношений.

Тут еще можно добавить про самоактуализацию и самореализацию.

Самоактуализация как деятельность во внешнем плане, самореализация как мыслительная, когнитивная деятельность. (хотя есть и другие подходы к их определению, в частности в ранних работах Морозовой – они синонимы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: