Характеристика времени:
1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений.
2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.
3) Развитие промышленности. Торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитие материального производства => развитие техники, математики, механики. Естествознания, и т.д.
4) Религия – не такое значимое место => свобода мысли; находятся старые произведения философов? переосмысливаются.
Характерные черты:
1. Переворот системы ценностей. Человек – высшая ценность, индивидуализм.
2. Выдающиеся люди – цельные, универсальные, масштабные натуры. => Ставили масштабные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.
3. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку.
4. Опытное естествознание.
5. Общая идея – гуманизм.
6. Отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие Эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви.Связана с изучением вновь открытых произведений классической древности.
(Отвергая абстрактный, надклассовый подход к гуманизму, марксизм связал его с революционной борьбой пролетариата за построение коммунистического общества, создающего предпосылки для всестороннего развития человека. Практическое осуществление – социализм).
Пантеизм – религиозно-философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистическая тенденция проявляется в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии возрождения и материалистической системы Спинозы, отождествившей понятие Бог и природа. Неоднократно выступал как форма перехода от теизма к материализму.
Гуманизм – человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека.
Художники Эпохи Возрождения: видят человека как самостоятельную эстетическую ценность, человек в центре внимания. Художники приближают человека к богу.
Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога.
Вопрос: Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия ф. Бэкона
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли.
Социальные предпосылки:
1. Прогресс в экономике, технике, рост производительности труда? Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма.
2. Преобразования в социальной и политической сфере.? Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.
3. Жизнь рождает новых гениев.? Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Галилей.
Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества.
Главенствующее место в науке – механика (применение механистического метода? прогресс в познании физического мира).
Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти усугубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием.
Благодаря развитию этих наук принципы научности мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.
Последующее развитие новоевропейской философии протекало в творческом противостоянии эмпирической и рационалистической традиции, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления.
Хотя в сущности, и эмпиризм (сенсуализм), и рационализм были воодушевлены общей задачей борьбы с традицией, олицетворявшей мир жизни и культуры европейского Средневековья.
Схоластика – тип религиозной философии; характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Против схоластики выступали гуманисты Возрождения.
Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.
Основной принцип рационализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» – разделяли как материалисты, усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и идеалисты, видевшие в чувственном знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром.
Преодолевая ограниченность сенсуализма, диалектический материализм раскрывает подлинную роль и диалектику чувственной и рациональной форм познания.