Вопрос: Субъективный идеализм Д.Беркли. Агностицизм Д.Юма




Английский философ Джордж Беркли (1685-1753 гг.), основываясь на точке зрения сенсуализма (все знания из ощущений), пришел к выводу, что человек имеет дело только со своими ощущениями, источником которых является бог. Вещи - это комбинации наших ощущений, существовать - значит быть воспринимаемым. Общие идеи, прежде всего, идея субстанции, в лучшем случае бесполезное удвоение мира, в худшем - это химеры разума, отвращающие его от бога.

Другой английский философ Дэвид Юм (1711-1776 гг.) утверждал, что наши ощущения - это предел человеческих возможностей, ибо мы не можем заглянуть за них и ответить на вопрос: что или кто порождает ощущения? Все знания (за исключением математических) могут быть оценены не с точки зрения их достоверности, а с точки зрения их практической полезности. Это философия агностицизма, т.е. философия принципиальной непознаваемости мира.


Вопрос: Классическая немецкая философия. Гносеология и этика И.Канта

Условия возникновения и источники классической немецкой философии.

К середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции и Англии в Германию.

По богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов в развитии европейской философии.

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение

Т.о., немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем:

1.повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности;

2.особое внимание уделила проблеме развития;

3.значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

4.взглянула на историю как на целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804).

И. КАНТ.

Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.

Различает 2 уровня:

1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).

2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).

2 периода в творчестве Канта:

1) Докритический

2) Критический

В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).

1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”:

Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы.

Однажды созданный мир не меняется.

Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона.

(Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик.

В критическом периоде переходит на позиции дуализма.

Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком.

1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.

Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности.

Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно

Процесс познания имеет 2 стороны:

1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.

2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.

Процесс познания проходит 3 ступени:

1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).

2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.

3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.

Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:

1. космологическая (идея о внешнем мире);

2. психологическая (идея о душе);

3. теологическая (идея о боге).

На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):

- мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен в пространстве и времени;

- мир состоит из простых частей; - мир делится до бесконечности.

- в мире всё существует по необходимости; - в мире есть свобода.

В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.

Агностицизм Канта.

(Если подвести итоги).

Выдвигает 2 основания:

1. Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной.

2. Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пр: что мир бесконечен и что он конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие области, которые недоступны научному познанию. Непознаваемую сущность мира Кант обозначил термином «вещь в себе».

Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).

В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.

3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.

Основные достижения Канта:

1. дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона;

2. выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

3. выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

4. сформулировал моральный закон («категорический императив»);

5. выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

17 вопрос: Г.В.Гегель. учение об абсолютной идее, система и метод.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования «Мирового духа» («Мирового разума», «Абсолютной идеи») и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диалектики:

1. Все – человек, предметы, явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, и т.п.).

2. Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействию.

3. Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1. Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия).

2. Данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность.

3. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития.

4. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие.

«Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме.

В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия:

1. Абсолютно (логическая?) идея – мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они – результаты мышления, логической идеи; это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.

Деятельность абсолютной идеи в мышлении; цель – в самопонимании.

2. Развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи – процесс ее движения к истине.

3 основных закона развития:

1) Переход количества в качество и обратно;

2) Единство и борьба противоположностей;

3) Отрицание отрицания.

Идея проходит в своем развитии 3 ступени:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: