Детское проектирование
Типы проектов в ДОО
1. По методу, доминирующему в проекте
– Исследовательский
– Информационный
- Практико-ориентированный
Творческий
- Игровой, приключенческий-
2. По количеству участников проекта:
-Индивидуальный
- В паре
- В группе
- Фронтальный
3.. По продолжительности реализации проекта
- Краткосрочный
- Средней продолжительности
- Долгосрочный
4. По характеру контактов
- Внутри одной возрастной группы
- В контакте с др. возрастной группой
- Внутри ОУ
- Открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями
5. По характеру участия ребенка в проектировании
- Заказчик проекта
- Эксперт
- Исполнитель проекта
- Участник проекта от зарождения идеи до получения результата
6. По характеру содержания проекта
- Ребенок и его семья
- Ребенок и природа
- Ребенок и рукотворный мир
- Ребенок, общество и его культурные ценности
Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать
наиболее актуальную и посильную для него задачу на
определенный отрезок времени (фаза проектирования,
концептуальная стадия и стадия моделирования).
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования
системы).
• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
• В каких источниках можно найти информацию.
• Какие предметы использовать (принадлежности,
оборудование).
• С какими предметами научиться работать для достижения
цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы).
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).
Продолжительность проектов в ДОУ
(по Л. С. Киселевой)
Вид проекта | Продолжительность |
1. Краткосрочный проект | Одно или несколько занятий: 1-2 недели — месяц |
2. Проект средней продолжительности | 2—4-6 месяцев |
3 Долгосрочный проект | Учебный год |
Методический материал для работы на концептуальной стадии проектирования.
Этап определения целей (по Л. С. Киселевой)
Задачи развития (общие)
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Младший дошкольный возраст
Задачи исследовательской деятельности:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.
Формирование проектно-исследователъских умений и навыков:
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• формирование способности предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности:
Ф и з и ч е с к о е р а з в и т и е:
• стимулирование естественного процесса развития двигательных
способностей и качеств;
• формирование осознанных представлений о необходимости
заботиться о своем здоровье.
С о ц и а л ь н о е р а з в и т и е:
• расширение представления о способах общения;
• формирование навыков общения.
П о з н а в а т е л.ь н о е р а з в и т и е:
• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
• сознательное применение сенсорных эталонов в решений практических задач.
Образовательные проекты в детском саду
Э с т е т и ч е с к о е р а з в и т и е:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
• овладение художественной деятельностью.
Старший. дошкольный возраст
Задачи исследовательской деятельности:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и Самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Задачи обучения:
• развивать поисковую, деятельность, интеллектуальную инициативу;
• развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование;
• формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
• произвольность в поведении и продуктивной деятельности;
• потребность в создании собственной картины мира;
• навыки коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследователъских умений и навыков:
• умение выявить проблему;
• самостоятельный поиск нужного решения;
• умение выбрать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно использовать его;
• самостоятельный анализ полученных результатов.
Линии развития личности:
Ф и з и ч е с к о е р а з в и т и е:
· развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
С о ц и а л ь н о е р а з в и т и е:
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• повышение уровня коммуникативной компетентности;
• осознание функций речи.
Познавательное развитие:
•. систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию,
речевому планированию, логическим операциям.
Э с т е т и ч е с к о е р а з в и т и е:
• углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
• овладение различными видами художественной деятельности;
• развитие способности к эстетической оценке.