все проверки ГИТ обязаны проводить в строгом соответствии с законом о защите прав организаций и предпринимателей при проверках (№294-ФЗ от 26.12.2008).




Задание 3

Для защиты своих трудовых прав работники могут обращаться в государственную инспекцию труда, прокуратуру или напрямую с иском в суд. Однако, чтобы рассчитывать на положительный результат, необходимо иметь хорошую доказательную базу. С этим могут возникнуть проблемы. Например, учет рабочего времени, который обязан вести работодатель, в 99 случаях из 100 носит формальный характер и не учитывает реальных переработок. Если это так, то доказать переработки будет невозможно, проверка ничего не выявит.

Кто-то может возразить, что вступать в конфликт с работодателем чревато увольнением. Однако надо понимать, что уволить сотрудника за отказ как от оплачиваемой, так и от неоплачиваемой работы в неурочное время или выходные, нельзя. Увольнение сотрудника без его согласия, особенно если тот «работает строго по правилам», процесс крайне сложный и затратный для работодателя. В большинстве случаев проще договориться.

Переговоры как самостоятельная форма защиты трудовых прав работников необходимы в силу следующих причин. Во-первых, большинство работников, несмотря на недовольство неправомерными действиями работодателя, боятся обращаться за защитой своих трудовых прав как в органы по рассмотрению трудовых споров, так и в контрольно-надзорные органы, так как даже в случае разрешения спора в его пользу, работник после снова остается один на один с работодателем. Во-вторых, часто случается так, что права работника нарушаются действиями его непосредственного руководителя, например, начальником отдела или цеха; вышестоящий же руководитель в такой ситуации может восстановить нарушенные права работника в случае обращения к нему последнего. В-третьих, непосредственные переговоры позволяют разрешить споры, которые явились следствием явного недоразумения, ошибки, признаваемых работодателем. В-четвертых, даже если в ходе непосредственных переговоров стороны не придут к соглашению, работнику станет известна и понятна позиция работодателя по существу спора, что облегчит принятие решения о дальнейших формах и средствах защиты. И, наконец, в- пятых, этого требуют международные стандарты, закрепленные в Рекомендации МОТ № 130.

В результате проведения процедуры медиации по индивидуальному трудовому спору о праве спор может быть урегулирован, разногласие устранено, но права работника могут так и остаться нарушенными, а возможность их защиты – потеряна. Поэтому, по нашему мнению, сложно говорить об эффективности медиации как формы защиты трудовых прав работников.

Сторонники упразднения КТС называют такие ее недостатки, как, во- первых, некомпетентность ее членов, что влечет нарушение с их стороны норм как материального, так и процессуального права и, следовательно, вынесение не- правильных решений. Во-вторых, это опосредованная заинтересованность членов КТС, которая «проявляется в интересе представителей работников «помочь» работнику, а представителя работодателя – «помочь» своему работодателю»283. И, в- третьих, «поскольку комиссия состоит из равного числа представителей от работников и от работодателя, то спор, вероятнее всего, так и не будет решен»284 и работнику все равно придется обратиться в суд. Таким образом, по мнению этой группы ученых, обращение работника в КТС не приведет ни к чему, кроме затяги- вания процесса рассмотрения спора. Однако с таким подходим трудно согласиться, поскольку есть и очевидные достоинства рассмотрения спора между работником и работодателем непосредственно в организации. Это в первую очередь связано с тем, что члены КТС хо- рошо осведомлены о специфике трудовых отношений у данного работодателя, что существенно облегчает решение задачи обоснования своей позиции каждой из сторон. Кроме того, КТС более активно, чем суды, станет выяснять причины воз- никновения споров и принимать меры к их устранению 285. Достоинством КТС яв- ляется и относительная простота обращения и оперативность рассмотрения инди- видуального трудового спора. Кроме того, это наименее затратная форма защиты для обеих сторон: спор во многих случаях может быть рассмотрен без отрыва ра- ботника от работы, а работодатель в случае принятия решения не в его пользу, не понесет расходов, связанных с рассмотрением спора.

Задача 1

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

· осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства;

· анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

· осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;

· направляет соответствующую информацию в органыисполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

· проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

· обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

· анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

· ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

· осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Основные права государственных инспекторов труда установлены ст. 357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

1. в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

2. запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

все проверки ГИТ обязаны проводить в строгом соответствии с законом о защите прав организаций и предпринимателей при проверках (№294-ФЗ от 26.12.2008).

По общему правилу такие проверки проводятся не чаще раза в три года (9 статья закона). Но есть некоторые виды деятельности, которые предоставляют инспекторам право наведываться с проверкой и чаще:

· здравоохранение;

· образование;

· социальная сфера;

· теплоснабжение;

· электроэнергетика;

· энергосбережение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: