Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.
Затем располагается оглавление, выполненное по образцу.
Раздел «Введение» начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
После постановки проблемы следует обоснование актуальности исследования: нужно ответить на вопрос почему данную проблему нужно изучать в настоящее время.
Затем необходимо определить объект и предмет исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Как правило, объект больше предмета или, крайне редко, может быть равен ему, но никогда не бывает меньше предмета.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Затем описываются методы работы – это различного рода мероприятия, способствующие решению поставленных задач и достижению цели. Они вытекают из поставленных задач.
Важным моментом в исследовательской работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
ü не включает в себя слишком много положений;
ü не содержит не однозначных понятий;
ü выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
ü проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
ü имеет правильное стилистическое оформление.
Раздел «Описание работы» посвящается раскрытию ее содержания. Первая глава строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и из этого сделаны обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
ü определить, уточнит используемые в работе термины и понятия;
ü изложить основные подходы, направления по изучаемой теме, выявить, что известно поданному вопросу в науке.
ü обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления.
Целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т.д.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
ü выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
ü выводы должны соответствовать поставленным задачам;
ü выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
ü выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В конце следует поместить список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
ФИО ученика, класс ______________________________________________________
ФИО эксперта ___________________________________________________________
Название проекта ________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ФИО руководителя проекта ________________________________________________
По каждому критерию необходимо обвести соответствующий балл. Если работа коллективная, оценить личный вклад каждого и выставить ему итоговою оценку.
Для проектной работы
Актуальность и формулировка проблемы, обоснованность востребованности работы | 1 2 3 4 5 | |
Постановка цели как решения проблемы проекта | 1 2 3 4 5 | |
Постановка задач проекта как способов достижения цели | 1 2 3 4 5 | |
Корректность и обоснованность выбора метода (методов) решения проблемы | 1 2 3 4 5 | |
Качество проектного продукта (качество технического решения) | 1 2 3 4 5 | |
Структурированность проектной папки (четкость и последовательность текста) | 1 2 3 4 5 | |
Качество текста (стиль, убедительность, понятность) | 1 2 3 4 5 | |
Качество оформления проектной папки | 1 2 3 4 5 | |
Качество оформления презентации или стенда, отражающих результаты работы над проектом, дизайн | 1 2 3 4 5 | |
Качество выступления (логичность, последовательность) и ответов на вопросы (аргументация, самостоятельность и неординарность суждений и выводов) | 1 2 3 4 5 | |
Практическая ценность проектного продукта | 1 2 3 4 5 | |
Оригинальность и новизна | 1 2 3 4 5 | |
Самостоятельность выполнения | 1 2 3 4 5 | |
ИТОГО | ||
Личное впечатление эксперта |