Неразвитость транспортной инфраструктуры.




Начиная с XI века крупные светские и особенно цер­ковные сеньоры, государи, а также города создавали запа­сы и во время недорода или голода осуществляли экстра­ординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

Хроники, описывающие жизнь французского короля Роберта II вплоть до его смерти в 1031 г., отмечают тот факт что он распределял вино и хлеб в каждой из своих рези­денций нищим, количество которых варьировалось от 300 до 1000 человек, а в последний год жизни он раздавал милостыню 100-200 нищим ежедневно.

Но все же наибольшую опасность представляли мас­совые эпидемические заболевания. Прежде всего это эпи­демии «горячки», которую, как ныне считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибком споры­ньи — эта болезнь появилась в Европе в конце X в.

Именно горячечная болезнь лежала в основе появле­ния особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Движение отшельниче­ства XI в. ввело почитание св. Антония. Отшельники До­фине (область Франции) заявили в 1070 г., что они якобы получили из Константинополя мощи святого. В Дофине в то время свирепствовала горячка. Возникло убеждение, что мощи святого могут ее излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа, а его филиалы были даже в Венгрии и Святой земле.

Антониты (или антонины) принимали в своих аббат­ствах-госпиталях больных, а госпиталь в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа получил название госпиталя «увечных». Леген­дарным основателем ордена стал проповедник Фульк из Нейи, прославившийся своими гневными обличениями ростовщиков, скупающих продовольствие в голодное вре­мя. Примечательно также, что наиболее фанатичными уча­стниками первого крестового похода 1096 г. в Святую землю были как раз бедные крестьяне из районов, в наи­большей степени пострадавших в 1094 г. от эпидемии «свя­щенного огня» — Германии, рейнских областей и восточ­ной Франции.

Конечно же здесь следует учитывать и методы лече­ния больных. В горячке видели «священный огонь» (ignis sacer, ignis infernalis), кару свыше. Снедаемых жаром боль­ных пользовали всегда одними и теми же средствами: кре­стными ходами, молебнами, проповедями в церквах, мо­литвами, обращенными к святым целителям и т. п.

На рубеже XI-XII вв. эпидемия горячки постепенно сошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности — с увеличением периода продо­вольственного предвидения и снижением опасности упот­ребления в пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг. происходило потепление кли­мата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.

Однако на смену горячечной болезни пришла не ме­нее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов обще­ние с очагами инфекции на Востоке. Болезнь эта, как счи­тает целый ряд исследователей (например, Е. Дюпуи), была известна еще в период античности. Проказа обрекала че­ловека на медленную, мучительную смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет.

Следствием распространения проказы стало появле­ние специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католичес­кой церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой. Король Людовик VIII (1187-1226) по­жаловал по завещанию по 100 су каждому из 2 тысяч леп­розориев французского королевства. В одном только Па­рижском диоцезе их число доходило до 43 (в том числе: Бур-ла-Рен, Корбей, Сен-Валер, Шан-Пурри [«Гнилое поле»] и Шарантон). Кроме того, два самых крупных леп­розория королевства — Сен-Жермен и Сен-Лазар — нахо­дились в непосредственной близости от Парижа. В XII в. в Англии и Шотландии с их полуторамиллионным насе­лением было открыто 220 лепрозориев.

Отношение к увечным, прокаженным, вообще к пост­радавшим от всяческих болезней людям оказывалось край­не неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства — от ужаса до восхищения. Хрис­тианский мир раннего и классического средневековья не был особенно милосерден и человеколюбив.

Так, лепрозории должны были находиться на рассто­янии «полета камня» (выпущенного из метательной маши­ны) от города с тем, чтобы могло осуществляться «братс­кое милосердие» по отношению к прокаженным. Страх перед прокаженным проявился и в его фактическом изгна­нии из мира людей. Прокаженный отлучен от мира, одна­ко его бытие по-прежнему остается напоминанием о Боге, так как несет на себе знак его гнева и, одновременно, от­мечено его милостью.

III Латеранский собор 1179 г., разрешив стро­ить на территории лепрозориев часовни и кладбища, пре­допределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран так­же только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пищи и источники питьевой воды).

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзирате­ли — «попечители здоровья». В 1374 г. власти Милана со­здали за пределами города «чумной дом» для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Ра-гузе, Марселе путешественники и купцы подвергались изо­ляции и наблюдению (карантину) в течение 40 дней «на воздухе и под солнечным светом». В начале XV в. в ряде крупных европейских городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были учреждены должности «городских физиков» (врачей), выполнявших противоэпидемические функции, выработаны правила («регламенты»), имевшие целью пре­дотвратить занесение и распространение заразных болез­ней. В связи с задачей предупреждения эпидемий про­водились некоторые общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение городов добро­качественной водой.

Изгнанные из общества люди пополняли число бро­дяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами. Бертольд Регенсбургский в XIII в. поместил все состояния мира в единую семью Христову, исключив из нее евреев, жонглеров и бродяг, составлявших, по его мне­нию, «семью дьявола». Изгоями становились и люди, имев­шие от рождения физические недостатки. Так, католичес­кая церковь запретила допускать к священству физически неполноценных. В 1346 г. при основании коллежа Девы Марии в Париже Жан де Юбан исключил из числа стипен­диатов «юношей с телесными повреждениями».

Отвержен­ным в средневековом обществе оказывался и чужестранец, как носитель неизвестности и беспокойства. Людовик Святой в «Установлениях», в главе «О чужестранных лю­дях», стремился определить их положение: «Чужестра­нец — человек, не признанных в здешних краях». На кого не распространялись отношения верности, подданства, кто не присягал своему господину, тот был в феодальном об­ществе «ничьим человеком».

Таким образом, средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация ни­щенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отноше­ние к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилиза­ции во многом диктовался необходимостью выживания.

Контрольные вопросы к разделу:

1. Почему именно христианская церковь в период ран­него и классического средневековья оказывается основным носителем и организатором благотворительности?

2. Каковы были последствия падения Западной Рим­ской империи и какое влияние оказали варварские наше­ствия на дальнейшее развитие европейской цивилизации?

3. Какую цель преследует милостыня и каковы основ­ные правила ее подачи?

4. Почему призывы церкви защищать и помогать нуж­дающимся, обращенные к власть имущим, носили чаще всего отвлеченный характер?

5. Почему нищенствующие монашеские ордена про­тивопоставляли себя традиционным орденам?

6. Какая идеологическая основа подводилась под не­обходимость искупления грехов?

7. Почему мечты о «золотом веке» были обращены в прошлое?

8. Каков характер экономики и каковы цели труда в период средневековья?

9. В чем причины голодных катастроф и эпидемий? Какую роль в борьбе с голодом и эпидемиями играла цер­ковь и государственная власть?

10. Каково отношение к неизлечимо больным людям и почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: