Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.
Хроники, описывающие жизнь французского короля Роберта II вплоть до его смерти в 1031 г., отмечают тот факт что он распределял вино и хлеб в каждой из своих резиденций нищим, количество которых варьировалось от 300 до 1000 человек, а в последний год жизни он раздавал милостыню 100-200 нищим ежедневно.
Но все же наибольшую опасность представляли массовые эпидемические заболевания. Прежде всего это эпидемии «горячки», которую, как ныне считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибком спорыньи — эта болезнь появилась в Европе в конце X в.
Именно горячечная болезнь лежала в основе появления особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Движение отшельничества XI в. ввело почитание св. Антония. Отшельники Дофине (область Франции) заявили в 1070 г., что они якобы получили из Константинополя мощи святого. В Дофине в то время свирепствовала горячка. Возникло убеждение, что мощи святого могут ее излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа, а его филиалы были даже в Венгрии и Святой земле.
Антониты (или антонины) принимали в своих аббатствах-госпиталях больных, а госпиталь в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа получил название госпиталя «увечных». Легендарным основателем ордена стал проповедник Фульк из Нейи, прославившийся своими гневными обличениями ростовщиков, скупающих продовольствие в голодное время. Примечательно также, что наиболее фанатичными участниками первого крестового похода 1096 г. в Святую землю были как раз бедные крестьяне из районов, в наибольшей степени пострадавших в 1094 г. от эпидемии «священного огня» — Германии, рейнских областей и восточной Франции.
Конечно же здесь следует учитывать и методы лечения больных. В горячке видели «священный огонь» (ignis sacer, ignis infernalis), кару свыше. Снедаемых жаром больных пользовали всегда одними и теми же средствами: крестными ходами, молебнами, проповедями в церквах, молитвами, обращенными к святым целителям и т. п.
На рубеже XI-XII вв. эпидемия горячки постепенно сошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности — с увеличением периода продовольственного предвидения и снижением опасности употребления в пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг. происходило потепление климата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.
Однако на смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Болезнь эта, как считает целый ряд исследователей (например, Е. Дюпуи), была известна еще в период античности. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет.
Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой. Король Людовик VIII (1187-1226) пожаловал по завещанию по 100 су каждому из 2 тысяч лепрозориев французского королевства. В одном только Парижском диоцезе их число доходило до 43 (в том числе: Бур-ла-Рен, Корбей, Сен-Валер, Шан-Пурри [«Гнилое поле»] и Шарантон). Кроме того, два самых крупных лепрозория королевства — Сен-Жермен и Сен-Лазар — находились в непосредственной близости от Парижа. В XII в. в Англии и Шотландии с их полуторамиллионным населением было открыто 220 лепрозориев.
Отношение к увечным, прокаженным, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства — от ужаса до восхищения. Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно милосерден и человеколюбив.
Так, лепрозории должны были находиться на расстоянии «полета камня» (выпущенного из метательной машины) от города с тем, чтобы могло осуществляться «братское милосердие» по отношению к прокаженным. Страх перед прокаженным проявился и в его фактическом изгнании из мира людей. Прокаженный отлучен от мира, однако его бытие по-прежнему остается напоминанием о Боге, так как несет на себе знак его гнева и, одновременно, отмечено его милостью.
III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пищи и источники питьевой воды).
Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзиратели — «попечители здоровья». В 1374 г. власти Милана создали за пределами города «чумной дом» для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Ра-гузе, Марселе путешественники и купцы подвергались изоляции и наблюдению (карантину) в течение 40 дней «на воздухе и под солнечным светом». В начале XV в. в ряде крупных европейских городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были учреждены должности «городских физиков» (врачей), выполнявших противоэпидемические функции, выработаны правила («регламенты»), имевшие целью предотвратить занесение и распространение заразных болезней. В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение городов доброкачественной водой.
Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами. Бертольд Регенсбургский в XIII в. поместил все состояния мира в единую семью Христову, исключив из нее евреев, жонглеров и бродяг, составлявших, по его мнению, «семью дьявола». Изгоями становились и люди, имевшие от рождения физические недостатки. Так, католическая церковь запретила допускать к священству физически неполноценных. В 1346 г. при основании коллежа Девы Марии в Париже Жан де Юбан исключил из числа стипендиатов «юношей с телесными повреждениями».
Отверженным в средневековом обществе оказывался и чужестранец, как носитель неизвестности и беспокойства. Людовик Святой в «Установлениях», в главе «О чужестранных людях», стремился определить их положение: «Чужестранец — человек, не признанных в здешних краях». На кого не распространялись отношения верности, подданства, кто не присягал своему господину, тот был в феодальном обществе «ничьим человеком».
Таким образом, средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.
Контрольные вопросы к разделу:
1. Почему именно христианская церковь в период раннего и классического средневековья оказывается основным носителем и организатором благотворительности?
2. Каковы были последствия падения Западной Римской империи и какое влияние оказали варварские нашествия на дальнейшее развитие европейской цивилизации?
3. Какую цель преследует милостыня и каковы основные правила ее подачи?
4. Почему призывы церкви защищать и помогать нуждающимся, обращенные к власть имущим, носили чаще всего отвлеченный характер?
5. Почему нищенствующие монашеские ордена противопоставляли себя традиционным орденам?
6. Какая идеологическая основа подводилась под необходимость искупления грехов?
7. Почему мечты о «золотом веке» были обращены в прошлое?
8. Каков характер экономики и каковы цели труда в период средневековья?
9. В чем причины голодных катастроф и эпидемий? Какую роль в борьбе с голодом и эпидемиями играла церковь и государственная власть?
10. Каково отношение к неизлечимо больным людям и почему?