Схема расселения германских племен




Александр

Патрушев

 

ГЕРМАНСКАЯ

ИСТОРИЯ

Москва

Издательство «Весь мир»


 

УДК 94(430)

ББК 63.3(4)

П20

 

Редактор О.М. Фролова

 

Патрушев А.И.

П 20 Германская история. М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 256 с. - (Весь Мир Знаний).

ISBN 5-7777-0210-4

 

Уложить в небольшой объем издания всю гер­манскую историю, насчитывающую свыше двух тысяч лет, — задача, казалось бы, невыполнимая. Однако ее успешно решил автор этой книги, сумевший живо и увлекательно рассказать об основных вехах ис­тории Германии. Перед читателем разворачивается волнующая панорама событий — начиная с древней­ших времен, когда в Европе появились племена гер­манцев, и вплоть до XXI в., когда мы можем говорить уже о новой, единой Германии. История любой стра­ны уникальна. Эта книга — о своеобразии развития германской истории, ее динамике и направленности.

Издание, снабженное картами и списком литера­туры, предназначено для самой широкой читатель­ской аудитории.

 

УДК 94(430)

ББК 63.3(4)

 

Весь Мир ЗнанийТМ - зарегистрированный торговый

знак Издательства «Весь Мир» (№ 180520 от 8.10.1999)

 

ISBN S5-7777-0210-4 © Издательство «Весь Мир», 2003


Что такое германская история?

Германская история насчитывает уже свыше двух ты­сяч лет, и на этом долгом пути она претерпела вели­кое множество событий, которые определили разви­тие страны, придав ее движению своеобразную ок­раску, динамику и направленность.

Но вначале поставим вопрос: а можно ли вообще говорить о немецкой истории? И что, собственно го­воря, под этим следует понимать? Вопрос странный только на первый взгляд. Ведь рассказ о прошлом всегда предполагает реконструирование своего предмета. Для этого есть много вариантов. Это может быть история народа, нации, государства или собы­тий, происходивших в определенное время на опре­деленной территории, это может быть история куль­туры или социальных процессов в том или ином об­ществе. Но ни в один период прошлой немецкой ис­тории понятия «народ», «нация», «территория» и «государство» не совпадали так, как это было в Ан­глии или во Франции. «Германии» долгое время не существовало ни как государства, ни как определен­ного географического региона, ни как политической нации. Территориальное, языковое, культурное про-


странство, на котором разворачивалась история нем­цев, долго не имело точно очерченных границ.

Конечно, со времени раздела огромной империи Карла Великого в IX в. происходило постепенное обособление франков от «немцев», проживавших восточное Рейна. Уже вскоре после этого заговорили о «королевстве тевтонов». Но почти сразу немцы ста­ли только одним из народов, населявших громадную империю, которая раскинулась от Балтийского моря до Сицилии.

В этой «Священной Римской империи герман­ской нации» немцы не были организованы ни в государство, ни в нацию. Они проживали в «Гер­мании» без каких-либо определенных границ. Из­давна бок о бок существовали многочисленные не­мецкие территориальные государства. Население было лояльно к их власти, а не к расплывчатой «Гер­мании». Не являлись немцы единым народом и в культурном отношении, конфессионально раз­деленные, с партикуляристским баварским, прус­ским, швабским, саксонским самосознанием, ло­кально объединенные во множество владений, го­родов и резиденций. Даже большинство немецких диалектов оставалось почти непонятным вне облас­ти их распределения.

Национальное сознание зародилось в эпоху Ре­формации в XVI в., когда появился общенемецкий литературный язык на базе саксонского диалекта. Но по-прежнему не было национально-государст­венного единства. В 1796 г. Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер скептически вопрошали: «Герма­ния? Но где она находится?» А спустя полвека Генрих


Гейне саркастически заметил, что Германия сущест­вует только в «воздушном царстве грез».

Многовековая политическая раздробленность и географическая неопределенность «Германии» ве­ли к тому, что характерной чертой немцев стала идеа­лизация прошлого, которое выступало как бы моде­лью и для представлений о будущем. Из подправлен­ной истории «Священной Римской империи» вырисо­вывались смутные очертания великолепного рейха, который когда-нибудь непременно возникнет и пре­творит в жизнь самые дерзкие мечты. Но если даже высказывались сомнения относительно возможности немцев после длительной раздробленности создать все-таки единое национальное государство, то тут же проявлялась высокомерная уверенность в том, что немцам суждена не узконациональная, а космополи­тическая миссия - стать духовной родиной всего об­разованного и культурного человечества.

Когда в итоге нового территориального устройст­ва Европы после Наполеоновских войн была опреде­лена и «Германия», то под этим понятием подразуме­вался рыхлый и аморфный Германский союз (1815-66). И разве относились к «Германии» миллионы по­ляков, чехов, хорватов, итальянцев, которые были подданными государств, образующих этот союз? В то же время иностранные монархи, владевшие некото­рыми землями союза - короли Англии, Дании, Нидерландов, были такими же «германскими князья­ми», что и чистокровные немцы. В этот период не­мецкие патриоты и националисты стремились к до­стижению государственного единства. Это и стало главной целью рожденного революцией 1848 г. об-


щегерманского Франкфуртского парламента. Но ис­тория пошла по иному пути. Неудача революции при­вела к тому, что победил малогерманский вариант объединения страны под эгидой Пруссии и с исклю­чением Австрии из нового государства.

Строго говоря, понятие «германская история» применимо к двум периодам: 1871-1945 гг. и современной ФРГ (с 1990 г.). Созданная Бисмарком великопрусская кайзеровская империя имела все «национальные» символы и атрибуты: почтовые марки и банкноты с пометкой «Германия», общена­циональное законодательство, парламент, прави­тельство и императора.

Нацию формирует политическая воля, нацио­нальная идея. Такое политическое сознание появи­лось прежде всего в Пруссии. Поэтому в XIX в. немец­кую историю понимали и описывали как путь от воз­вышения Пруссии в XVII-XVIII вв. через Германский союз к объединению в 1871 г. Казалось, что под руко­водством Пруссии народ, нация и государство обре­ли наконец гармоническое единство. Но что случи­лось с народом, нацией и государством «немцев» в 1945 г. после краха германского национал-социа­листического рейха? Окончательно отделились авст­рийцы как самостоятельная государственно-полити­ческая нация. Сами немцы были разделены на два отдельных государства, впрочем, не потеряв чувства принадлежности к одному народу, как показали со­бытия 1989-90 гг.

Несомненно, что за последние полтора века нем­цы, наконец, стали немцами. С Германией ассоциируется теперь не только географическое пространство,


а в первую очередь политическое содержание, кото­рое нашло отражение в преамбуле Основного закона ФРГ. Неслучайно после объединения двух немецких государств выдающийся политический деятель Вилли Брандт верно подметил, что теперь части одного цело­го должны вырасти вместе. Но это не второе рождение старого национального государства и национализма прошлых времен. Германия стала одним из столпов Европейского союза, проводит политику европейской интеграции, имеет стабильную демократию. Она пе­режила такую же трансформацию исторического со­знания, как и другие европейские страны.

Впрочем, как и прежде, звучат опасения, что Гер­мания слишком велика для маленькой Европы, что немцы опять захотят быть теми немцами, которые, по выражению Гёте, «усложняют все себе и другим». И не стоит забывать, что немцы не похожи ни на ко­го, кроме немцев. Трудно сказать, по какому пути пойдет история в дальнейшем. Да и не дело это исто­рика - размышлять о прогнозах на будущее. Его за­дача - понять и попытаться объяснить события про­шлого. Так давайте посмотрим, какие вехи определя­ли германскую историю за двадцать столетий, какие события и процессы в ней происходили.

 

МИР ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

Германцы, пестрая смесь различных племен, получи­ли свое имя, значение которого так и остается неяс­ным, благодаря римлянам, которые, в свою очередь, вероятно, взяли его из языка кельтов,


Схема расселения германских племен

 

В Европу германцы пришли из Центральной Азии и во втором тысячелетии до н.э. расселились между Вислой и Эльбой, в Скандинавии, Ютландии и Нижней Саксонии. Они почти не занимались зем­леделием, а главным образом осуществляли воен­ные походы и грабительские набеги, в ходе которых постепенно расселялись на все более обширных территориях. В конце II в. до н.э. кимвры и тевтоны появились на границах Римской империи. Римляне вначале принимали их за галлов, т.е. кельтов, но быстро заметили, что имеют дело с новым и не­известным им до сего времени народом. Уже через


полвека Цезарь в своих «Записках» определенно различал кельтов и германцев.

Но если большинство кельтов было в основном ассимилировано греко-римской цивилизацией, то с германцами дело обстояло иначе. Когда древнеримский историк Тацит после многих неудачных по­ходов римских легионов за Рейн писал свою извест­ную книгу о германцах, он изображал чужой варвар­ский мир, от которого, однако, исходило очарование простоты нравов и высокой морали в отличие от рас­пущенности римлян. Впрочем, Тацит, порицавший пороки римлян, скорее всего преувеличивал добро­детели германцев, утверждая, что это «особый, со­хранивший изначальную чистоту и лишь на себя са­мого похожий народ».

По сведениям Тацита, германцы проживали в не­больших поселениях, разбросанных среди густых ле­сов, болот и песчаных пустошей, заросших вереском. Общество их было построено по иерархическому принципу и состояло из знати, свободных простолю­динов, полусвободных литов и несвободных шальков. Земледелием занимались лишь две последние группы, в которые входили прежде захваченные пленники и их потомство. У некоторых более круп­ных племен стали появляться избираемые короли, утверждавшие, будто их предки происходили от бо­гов. Во главе других племен стояли военные предво­дители или герцоги, власть которых не претендовала на божественное происхождение.

Германцы почитали богов, представления о кото­рых претерпевали изменения. Нередко в результате межплеменных столкновений победители присваи-


вали себе богов побежденного племени, как бы за­хватывая их в плен. Германские боги удивительно напоминали простых смертных. Им не были чужды такие чувства, как гнев, ярость, они отличались воин­ственным духом, испытывали страсти и даже погиба­ли. Главный из них - бог-воитель Вотан, царствую­щий в загробной Валгалле, куда попадают павшие в бою воины. Среди других богов выделялись пове­литель грома и молнии Тор (Донар) с его страшным молотом, хитрый и коварный бог огня Локи, прекрас­ный бог весны и плодородия Бальдр. Все они живут в мире крови и огня, ярости и мести, неистовства и ужаса, в мире, где каждым управляет неотвратимая судьба. Боги германцев плели заговоры и совершали преступления, терпели поражения и одерживали по­беды. Мрачная поэзия первой песни древнегерманского эпоса «Эдда» рисует нашествие темных сил, в борьбе с которыми гибнут боги и люди. Все исчеза­ет во всепожирающем великом пожаре. Но затем об­новленный мир возродится, вернется из царства мертвых светлый Бальдр, наступит время спокойст­вия и изобилия.

Картина, созданная самими германцами, отра­жает те трудности, с которыми они столкнулись на пути своей христианизации. Потребовался мощный внешний и внутренний переворот, прежде чем представление о любящем и сострадающем Боге, идея милосердия и прощения заменили прежний мир жестокой борьбы, в котором знали только честь или позор.

Германская мифология повествует нам о народе, жившем в условиях суровой и бедной природы. Это


был мир, которым управляли духи и скрытые силы, где обитали злые и добрые карлики и исполины, но не было муз и сильфид. Впрочем, роль женщин как в обществе, так и в религии у германцев была го­раздо весомее, чем в античном мире. Для германцев в женщине таилось нечто вещее и священное. Невоз­можно представить себе воинственную и властную германскую Брунгильду, запертую в гинекее. Усми­рить ее смогли только сверхъестественные силы и волшебный пояс Зигфрида.

Германцы вступили на сцену истории тогда, когда они покинули свои северные поселения и начали продвигаться на юг. Они не только вытесняли или ас­симилировали местное кельтско-иллирийское насе­ление, но и перенимали его более высокую культуру. Ко времени правления Цезаря германцы на западе достигли берегов Рейна, на юге прорвались через тюрингские горы и спустились в Богемию, на востоке они остановились перед непроходимыми болотами между Вислой и Припятью.

Какие причины толкнули германцев к переселе­нию? Ответить на этот вопрос можно лишь предполо­жительно. Прежде всего надо учесть климатические изменения, связанные с резким похолоданием в Юж­ной Скандинавии. Понижение температуры в сред­нем на один-два градуса на протяжении одного сто­летия ведет к такому изменению флоры и фауны, что жизнь людей и без того трудная, становится невыно­симой. Сыграли свою роль и субъективные мотивы - жажда захватов, добыча богатств и воинственные на­клонности, к которым примешивались и религиоз­ные представления.


Продвижение германцев к югу не было прямоли­нейным и неуклонным. Между временем, когда кимвры и тевтоны появились на римской границе, и эпохой, на протяжении которой свои территории заселили предки немецкого народа - племена франков, саксов, тюрингов, швабов, баюваров, про­легли семь веков войн и конфликтов. Большинство племен растворилось во тьме прошлого. Обычно это были временные объединения для военных похо­дов, которые возникали так же быстро, как и распа­дались. Поскольку средств пропитания не хватало, то кочевавшие племена и группы оставались не­большими. Самые крупные этносы эпохи переселе­ния насчитывали обычно несколько десятков тысяч воинов, а вместе с женщинами, детьми, стариками и невольниками их число колебалось в пределах 100-120 тыс. человек.

Широко известным было племя херусков, засе­ливших Вестфалию. Одним из их вождей был знаме­нитый Герман (латинизированная форма имени - Арминий), возглавивший борьбу против Рима. В юности он воспитывался в этом городе, участвовал в походах римских легионов и даже получил рим­ское гражданство под именем Гай Юлий Арминий. В 9 г. н.э. он наголову разгромил в Тевтобургском ле­су три легиона проконсула Публия Вара. Это, как принято считать, положило конец планам императо­ра Августа продвинуть римскую границу до Эльбы. Строго говоря, битва в Тевтобургском лесу была лишь одним из бесчисленных пограничных столкно­вений. И в дальнейшем римляне неоднократно пы­тались достичь берегов Эльбы, но все их походы ус­-


пеха не имели. В конце концов Рим прекратил не­удачную и дорогостоящую войну и приступил к ук­реплению границы по Дунаю и Рейну. В его власти осталась юго-западная часть Германии от Кобленца до Регенсбурга, еще населенная дикими кельтами, а главным образом — медведями, кабанами и оле­нями. Вдоль всей границы римляне соорудили лимес - укрепленный вал с рвами и сторожевыми башнями, который строился более ста лет.

Покорить германские племена удалось не римля­нам, а создателю новой империи, простиравшейся от испанской Барселоны до Магдебурга, от устья Рейна до Центральной Италии, франкскому королю, а за­тем - императору Карлу Великому (747-814). В каролингской Германии постепенно сложилась сословно-статусная система, в которой положение человека определяли его происхождение и род занятий. Большинство крестьян медленно, но неуклонно превра­щалось в полузависимых, а затем - лично несвобод­ных людей. Значительное распространение получил в те беспокойные времена институт «опеки», когда крестьяне добровольно шли под власть господина, обещавшего им защиту и покровительство.

Империя Карла Великого развалилась после смерти его преемника Людовика Благочестивого в 840 г. Внуки Карла, по Верденскому договору 843 г., поделили империю на три части.

В исторической литературе долгое время не было четкого разграничения между понятиями «герман­ский», «франкский» и «немецкий». Даже сегодня в популярных произведениях встречается утвержде­ние, будто «первым немецким императором» был




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: