Теории информационного общества. Критерии информационного общества. Информационная деятельность и информационные профессии.




1. Научная деятельность (Компьютерное моделирование физических и общественных процессов)

2. Связь и телекоммуникации

3. Автоматизация проектирования (Машиностроение, Электроника, Вычислительная техника, Архитектура и строительство)

4. Автоматизация управления производством, робототехника. (Энергетика, Атомная энергетика, Химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, электроника, транспорт)

5. Исследования земли (Геоинформационные технологии, метереология, картография, геодезия, геофизика, горное дело)

6. Государственное и корпоративное управление

7. Финансы и банковское дело

8. Военное дело

9. Правоохранительные органы

10. Медицина

11. Компьютеризация бытовой техники

12. Образование (Обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, системы дистанционного обучения)

13. Социология и политология

14. Развлечения

В современных исследованиях по интересующей нас проблеме можно выделить пять типов определения информационного общества, и все они связаны с параметрами идентификации новизны:
технологическое: В центре технологических концепций лежит множество технологических инноваций, появившихся в конце 1970-х годов. Идея состоит в том, что такой объемтехнологических новаций должен привести к социальному переустройству, ибо его воздействие на общество очень значительно.
Элвин Тоффлер (Toffler, 1980) свою мысль выразил в запоминающейся метафоре: мир постепенно формируется тремя волнами технологических инноваций, которые, как высокий прилив, нельзя остановить. Первой была сельскохозяйственная революция, второй — промышленная. Теперь на нас надвигается третья волна — информационная революция, которая предвещает новый образ жизни, что, утверждает Тоффлер, будет просто замечательно, правда, в том случае, если мы удержимся на гребне этой волны.
экономическое: Этот подход предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности. Если человек может предположить увеличение доли информационного бизнеса в валовом национальном продукте (ВНП), то вполне логично он может прийти к выводу, что экономика стала информационной. Если в экономической сфере информационная активность превалирует над деятельностью в области сельского хозяйства и промышленности, то, следовательно, мы можем говорить об информационном обществе.

связанное со сферой занятости: Этот подход тесно связывается с работами Даниела Белла (Bell, 1973), являющегося крупнейшим теоретиком «постиндустриального общества» (этот термин практически синонимичен термину «информационное общество» и именно в этом смысле используется в работах Белла). Здесь рассматривается структура занятости населения и модели наблюдаемых изменений. Предполагается, что мы вступаем в информационное общество, когда большинство занятых работает в информационной сфере. Снижение занятости в сфере производства и увеличение в сфере услуг рассматривается как замещение физического труда трудом «беловоротничковым». Поскольку «сырьем» для нефизического труда является информация (она противопоставляется физической силе, навыкам ручного труда и его «машинным» характеристикам), существенное увеличение доли труда в информационной сфере может рассматриваться как возникновение информационного общества.

пространственное: Некоторые концепции информационного общества, хотя и опираются на экономику и социологию, основываются на географическом принципе. Главный акцент делается на информационные сети, которые связывают различные в пространственном отношении места, а потому могут оказать глубокое воздействие на организацию времени и пространства. В последние годы эта концепция приобрела особую популярность, так как информационные сети стали играть значительную роль в социальной организации.Стало привычным выделять в качестве центрального момента информационных сетей их способность связать между собой разные точки внутри и вне офиса, города, региона, континента и даже всего мира. Однако, следуя той же логике, мы вполне можем вообразить «проводниковое общество», функционирующее на национальном, международном и глобальном уровнях, поскольку электричество доступно всем, кто имеет соответствующее оборудование,.
Никто не будет отрицать, что информационные сети — важная отличительная черта

современных обществ: спутники дают возможность мгновенной связи со всем миром, базы данных одинаково доступны из любой точки планеты, факсовые аппараты и локальные компьютерные сети стали обыденностью в современном бизнесе. Но здесь мы снова сталкиваемся с неточностью дефиниций. Вопрос, что действительно является сетью, очень серьезен и касается не только того, каким образом проводить различия между разными уровнями сетей, но и как найти ту стартовую точку, после обнаружения которой можно сказать, что мы живем в сетевом (информационном) обществе.

культурное: Концепцию информационного общества, использующую этот критерий, признать, пожалуй, легче всего, но зато она еще хуже прочих поддается измерениям, причем не только количественным, но и качественным.
Современная культура явно более информационно-насыщенной, чем любая предшествующая. Можно утверждать, что мы существуем в медиа-среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения — или попытках обмена и отказа от получения — сообщений о нас самих и о других. Причем любое сообщение многократно истолковывается, ему придаются разные смыслы, что требует новой информации для их восприятия или отторжения.

 

 

4. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информация как товар. Принцип «свободы доступа» к информации. Международные конвенции о свободе доступа к информации. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Свобода информации — понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование средств массовой информации (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.[1]

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст. 19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, — это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Свобода информации, как свобода выражения своих мыслей, не зависит от носителя и способа передачи информации: устно, письменно, печатно, через Интернет или в форме художественного творчества. Таким образом, правовая охрана этой свободы распространяется как на содержание информации, так и на средства её выражения.[2] Свобода информации может быть связана с приватностью в контексте Интернета и современных информационных технологий. [3]

Вместе с тем, свобода информации может быть ограничена, как для соблюдения других прав личности (тайна связи, защита от вмешательства в личную и семейную жизнь), так и для защиты интересов общества (ограничения в период действия чрезвычайного или военного положения).

Конституция Российской Федерации

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 29 Конституции РФ объединяет право получать, производить и распространять информацию с правом на свободу слова и свободу средств массовой информации. При этом указываются как средства для соблюдения этих прав — запрет цензуры, так и ограничения — государственная тайна, запрет пропаганды социальной, национальной или религиозной превосходства и вражды.

С 2010 года в России вступил в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[6]. Неправомерный отказ со стороны должностного лица в предоставлении гражданину или организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, и предоставление заведомо недостоверной информации признаются административным правонарушением[7].

Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как "информация - это товар". Тем более, что отнесение информации к категории "товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром.

Как любой товар, информация может покупаться, продаваться, и т.д.

Информация сейчас – важнейший ресурс экономики. Кто владеет информацией – владеет всем!

Следующим важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт. Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.

Информатизация общества как этап формирования основ информационного общества. Модели управления информатизацией. Материально-техническая сторона информатизации.

Что такое процесс информатизации общества Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

- чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

- постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

- появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Стратегия развития информационного общества в России. Международное сотрудничество и межгосударственные границы. Электронное государство и электронное правительство. Проблема доверия граждан.

В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее - Стратегия) к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;

уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;

доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%;

poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 2,5 раза;

сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз;

уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году - 15 линий и к 2015 году - 35 линий;

наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;

доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году - не менее 15% и к 2015 году - 30%;

рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году - не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году - в 2 раза;

доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;

доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%;

доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100%;

доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;

доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;

доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%.

Утверждаю
Президент Российской Федерации В. Путин

Выдержка из "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212"

 

На первом этапе программы (когда никто еще ничего не понимал) возникало очень много небольших проектов по самым разнообразным темам. Предпринимались попытки «нащупать» верные пути развития – по сути, был поисково-исследовательский режим. Затем из общего объема проектов и идей удалось выделить те, которые оказались действительно интересны различным органам власти. Именно эти направления и получили поддержку на следующем этапе ФЦП.

2005-2008 годы − укрупнение проектов
В это период началась реализация ряда более крупных проектов: создание системы «паспортов нового поколения», ГАС «Управление», попытка выйти на создание системы персонального учета населения (СПУН), запуск проекта «112», к этому же списку можно отнести и создание первого портала государственных услуг в рамках государственного информационного центра (ОГИЦ).

Третий этап «заката» − 2009-2010 годы
В 2009-2010 годах после очередного пересмотра конструкции реализации ФЦП «Электронная Россия» тема информатизации госсектора в рамках программы «схлопнулась» до трех проектов: портала государственных услуг, системы межведомственного взаимодействия и создания «красивых синих инфоматов» для предоставления государственных услуг». Плюс появилась универсальная электронная карта. Больше никаких проектов не обсуждалось и не обсуждается – «системный проект электронного правительства», который должен был вдохнуть новую жизнь в программу, не случился. А в 2010 году программа «Электронная Россия» была формально завершена.

Как видится, сегодня интерес представляет вопрос − что будет происходить в теме информатизации госсектора после 2012 года? Текущие тексты Государственной программы «Информационное общество 2011-2020» ответа на этот вопрос не дают.
К этому времени большинство федеральных ведомств должны худо-бедно реализовать три упомянутых проекта. Но идеи дальнейшего развития должны формироваться уже сейчас! Ведь в начале 2008 года и портал госуслуг, и система межведомственного взаимодействия, и универсальная карта уже существовали в виде прототипов. По сути, последние 2-3 года вся работа сводилась к практической реализации намеченных ранее планов.
Сейчас никаких планов и понимания того, что делать, на горизонте планирования 5-7 лет просто нет. Перспективы дальнейшего развития по-прежнему непонятны (кроме перспектив развивать сети и строить ЦОДы). А ведь для того, чтобы только оценить уже сделанное и заложить возможности для будущего горизонта развития, нужно как минимум несколько лет на исследования и понимание!

В том, что необходимость в новых решениях назрела, уверены не только мои коллеги из сферы ИТ, но и чиновники самых разны уровней. Однако, кроме красивой темы «Национальная облачной платформы», никаких реальных предложений нет. Да и сама идея НацОС − пока только слова. Что за ними стоит – не понятно.
Так что... всех нас ожидает очень интересное время. А пока... Пока, с точки зрения дальнейшей автоматизации деятельности государственных органов и создания «электронного правительства» и информационного общества в стране, мы живем в отсутствие хотя бы среднесрочных перспектив. Не говоря уже о долгосрочной стратегии.

 

Правовые аспекты информационной деятельности. Проблемы интеллектуальной собственности и авторское право. Информационная безопасность. Коммерческая тайна. Хакерство и пиратство ПО. Патентование ПО. Интеллектуальная собственность и международное право.

Программы и базы данных защищаются в основном авторским правом. Это даёт конкретной реализации программы правовую охрану от несанкционированного использования. В большинстве стран срок такой охраны составляет 70 лет со дня смерти автора. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных регулируется статьей Статья 1262 Гражданского Кодекса РФ[3].

В некоторых странах разрешено охранять ПО с помощью механизмов патентного права. Программные патенты, как и любые патенты, даются на более короткий срок (обычно около 20 лет), но при этом защищают идеи, заложенные в реализации данной технологии.

· Конституция РФ

· Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями)

· Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»

· Указы Президента РФ

· Доктрина информационной безопасности

· Законы местных органов самоуправления

Постановления различных государственных учреждений и т.д.

Согласно Ст. 1262 Гражданского кодекса РФ, правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие предусмотренным законом требованиям. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: