Педагогика в системе наук о человеке.




Вопросы к экзамену

Понятие о педагогике как науке. Становление педагогической науки. Объект, предмет, основные понятия, методы, задачи и функции педагогики. Диалектика взаимодействия педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Задачи педагогики (постоянные, временные). Связь педагогики с другими науками (философия, психология, социология, частные методики и др.)

 
    Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.   Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.   Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.   Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.   Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.     Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них:   Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.   Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.   Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.   Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).   Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.   Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.   Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).   Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.   Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогическая практика возникла в системе практической деятельности людей в связи с необходимостью передавать от поколения к поколению социокультурный опыт, накопленный человечеством. Создание и управление образовательной реальностью является предметом практики, а развитие человека – ее целью. По сути, цели образования и есть конечные цели практики, которые она достигает путем создания образовательных организаций, реализации образовательных программ, посредством педагогической деятельности, осуществления процессов воспитания и обучения детей. В практической деятельности используются различные способы и средства, например, организационные формы (уроки, лекции) и методы обучения, воспитательные мероприятия, наглядные пособия. Результат педагогической практики – образованный человек. Педагогическая наукасуществует в системе научной деятельности человечества, направленной на познание и рациональное отражение реальности. Предметом педагогики как науки являются сущность, закономерности, принципы, способы осуществления образования, ее целями – выявление закономерностей, построение моделей, разработка технологий и т.п. Основной способ решения научно-педагогических задач – это научное исследование с использованием таких методов, как анализ, моделирование, наблюдение, эксперимент и др. Результатом деятельности в сфере педагогической науки являются научные знания об образовательной реальности, представленные в педагогических теориях и других формах (см. §2.3).   Взаимосвязь педагогической науки и практикипроявляется в следующих основных моментах: · образовательная практика является первоосновой становления педагогической науки, источником запроса к ней и данных для постановки научных проблем; · накопленный практический опыт обобщается в педагогических исследованиях (как указано выше, ценность практического опыта педагогов обусловлена заключенным в нем субъективным знанием об особенном и индивидуальном в педагогическом процессе, однако это первичное знание может войти в арсенал науки только в результате специальных научных исследований); · в образовательной практике наукой проверяются выявленные закономерности, оцениваются построенные модели (для последующей корректировки), апробируются принципы и проекты разработанных педагогических систем; именно практика – критерий истинности педагогических теорий; · осуществляя теоретический анализ практики, устанавливая закономерности, наука разрабатывает модели и проекты педагогических систем, которые внедряются в практику и способствуют ее совершенствованию. Это именно то, для чего «работает» педагогическая наука.   Описывая взаимозависимость педагогической науки и практики можно воспользоваться метафорой спирали. Упрощенно эту «спираль» можно представить следующим образом. Исторически первой появилась практика по передаче опыта от поколения к поколению. Изменяющиеся условия жизни людей, возникшая необходимость массово и эффективно передавать накопленные знания привели к тому, что потребовалось осмыслить накопленный опыт, чтобы совершенствовать практику. Так возникла наука, которая описала факты, создала модели образования, обобщила принципы обучения и воспитания. Их широкое внедрение обеспечило повышение эффективности практической деятельности в сфере образования. Однако общество не стоит на месте, а постоянно развивается (в том числе и за счет более эффективной подготовки новых членов), что ведет к расхождению между целями и результатами образования, способствует появлению новых образовательных феноменов и актуальных практических педагогических задач. В связи с запросом практики в науке разрабатываются новые теории, на их основе создаются проекты педагогических систем, опережающие существующую практику, что позволяет ее совершенствовать. Остановится ли это движение, когда поставленные задачи будут решены? Неизвестно. Однако очевидно, что когда будут решены одни задачи, появятся другие, решить которые можно только за счет единства науки и практики. Таким образом, необходимость постоянного взаимодействия педагогической науки и практики обусловлена: · непрерывным развитием общества, изменением взглядов на идеал человека, появлением новых образовательных целей и изменением условий их достижения; · многообразием и сложностью образовательной реальности, где возникают феномены самоорганизации, где наряду с общими процессами и явлениями, большую роль играют особенные и индивидуальные, что делает принципиально невозможным ее полное познание и преобразование в абсолютном соответствии с научными моделями; · развитием педагогики как науки, совершенствованием методологических подходов, способов исследования, форм описания и объяснения образовательных явлений, что позволяет более глубоко познавать их и строить более совершенные модели практической педагогической деятельности.     Задачи педагогики Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные. Постоянные задачи Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. 1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов. Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики: 1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.     Функции педагогики как науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: · описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта; · диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; · прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.   Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: · проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер; · преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; · рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.     Связь педагогики с другими науками. Педагогика, отделившаяся в свое время от философии, является самостоятельной наукой, но она не потеряла своей тесной связи с другими гуманитарными науками: философией, психологией, школьной гигиеной, социологией. Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории: помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Психологияпомогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, помогает составить рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся.Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания. Педагогика имеет также тесные связи с другими отраслями научного знания:анатомией и физиологией человека, математикой, кибернетикой, методикой. Педагогика заимствует их научные идеи: использует и обрабатывает данные, полученные этими науками. Методика развивалась в тесной связи с педагогикой. Важнейшая задача методики – разработка содержания, форм и методов изучения отдельных предметов, распространение передового педагогического опыта лучших педагогов. Функции, выполняемые методикой, способствуют повышению эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся. Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений. 2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. 3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: