Справка
Цель проверки: выявить уровень развития и адаптации учащихся 10 класса в процессе перехода из среднего звена в старшее.
Дата проверки: ноябрь 2014г.
Классный руководитель: Фролова С.А.
Согласно плану работы школы и психолога в ноябре проводилась проверка учащихся 10 класса. В ходе проверки были проведены следующие формы работы:
1. посещены и проанализированы уроки;
2. анализ социально-психологической характеристики класса;
3. собеседование с классным руководителем;
4. психологическое обследование учащихся 10 класса;
5. проведение родительского собрания в 10 классе по адаптации и успеваемости учащихся.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (новый состав класса и новые учителя) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Старший подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в измененном коллективе класса.
Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Эти проблемы особенно характерны для образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев.
Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали обучение в 10 классе как серьезный шаг к будущему виду деятельности.
Посещение уроков в 10 классе показало, что учителя знают психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, владеют методикой преподавания предмета. Этапы уроков четко прослеживаются, учителя включают задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы, методы и технологии обучения, привлекают учащихся к выполнению краткосрочных информационных проектов.
В диагностике приняли участие 11 учащихся (1 учащийся отчислен).
Используемые методики: проективный тест «Человек под дождём», анкета адаптации к обучению в старшем звене, анкета по профориентации для старшеклассников.
В результате исследования были получены следующие результаты:
Возросла интеллектуальная нагрузка (утверждают 9 человек),
На выполнение д/з уходит от 2 до 4 часов (5 человек), от 30 – 60 минут (4 человека),
Пропуски уроков преимущественно связаны с большой нагрузкой, которая провоцирует снижение иммунитета;
С выбором профессии ещё не определились 5 человек, 3 человека при этом ничего не делают для подготовки к профессиональному определению, оставшиеся учащиеся читают дополнительную литературу, смотрят профориентированные фильмы и телепередачи, общаются с соответствующими людьми, т.е. стремятся найти себя в профессиональном мире.
В новом учебном году целью для себя определили «хорошо учиться, хорошо сдать ЕГЭ» - 7 человек, «медаль» - цель для ещё одного учащегося, для другого – «хорошо закончить математику» и «выжить!» - цель для учащегося, умеющего скрытые тенденции к дезадаптации.
Учитывая данные о том, что большинству учащихся (6 человек) нравится их новый класс, можно говорить о том, что 65 % юношей и девушек комфортно чувствуют себя в школе и классе. Остальная половина учащихся нуждается в поддержке и понимании. Так как анкета проводилась анонимно и мы не знаем кто именно требует большего внимания, то в гармонизации психологического климата нуждается весь класс.
Таким образом, адаптационный период учащимися 10 класса проходит, в целом, удовлетворительно.
Рекомендации:
1.Учителям-предметникам с целью предупреждения перегрузок регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, оснастить уроки наглядными пособиями, привнести долю эмоциональности и юмора в процесс преподнесения учебного материала.
2. Классному руководителю продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики.
3. Продолжить работу по устранению пробелов в ЗУНах учащихся, сохранению контингента класса, а также гармонизации психологического климата в классе.
Принципы общения со старшим подростком:
- Безусловно принимать его.
- Не оскорблять достоинства.
- Активно слушать его переживания и потребности.
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами, значит - доверять.
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в общении приветливые фразы.
- Разговаривать «о жизни».
- Давать советы, если он их просит.
Педагог-психолог _________ Синельникова А.М.