Караваджизм и караваджисты




Караваджизм - художественная система (стиль), характерная для европейской живописи эпохи барокко – начального периода реализма 17 века, основанная на монументализации обыденного мира с помощью светотеневых контрастов, созданная итальянским живописцем Караваджо (1573 – 1610) и его последователями – караваджистами.

В караваджизме характерен интерес к натуре, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине.

В целом для караваджизма характерны: интерес к простонародным бытовым сюжетам (сцены в тавернах, драки, картёжные игры и пр.) и типажам (фигуры музыкантов, простолюдинов, святых и мучеников, учителей веры и др.); монументализация обыденного мотива (пристрастие к однофигурным или малофигурным композициям); трактовка религиозной истории как жизненного события; активизация светотеневых контрастов в целях драматизации образа; использование «теневой» манеры с резкими перепадами света и контрастом тёмного фона и ярко освещённого первого плана.

Караваджизм получил широкое распространение еще при жизни Караваджо. Но, как ни странно, в самой Италии он не укоренился, хотя по стопам Караваджо пошла первая достойная упоминания женщина-художник - Артемизия Джентилески (1593-1652). Зато среди французских и испанских караваджистов было немало выдающихся живописцев: Хусепо Рибера, Хендрик Тербрюген, Диего Веласкес, Жорж де Латур. И даже великий голландец Рембрандт испытал сильное влияние своих соотечественников, перенявших новаторский стиль итальянского мастера.
Самым талантливым современником Караваджо в Италии был Гвидо Рени (1575-1642), но подлинным титаном эпохи барокко был, несомненно, фламандец Питер Пауль Рубенс (1577-1640), который почти весь третий десяток лет своей жизни посвятил учебе в Италии.

 

Основная тематика Хусепе Рибера: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. С различными эмоциональными и живописными нюансами он разрабатывал тему страдания и мученичества. 1 2.

1.Святая Инесса

2.Мученичество Святого Варфоломея

3. Хромоножка

«Мученичество Святого Варфоломея», 1639 г.: один из апостолов был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Палачи вздергивают его на дыбу, чтобы содрать кожу. С потрясающей достоверностью написаны истерзанное тело святого, мускулистые руки и огромные торсы палачей. На лице мученика, прекрасном в своем молитвенном страдании, читаются огромная сила веры и готовность к жертве.

«Святая Инесса», 1641 г. Образ, полный внутренней гармонии. Манера живописи другая – исчезают резкие цветовые контрасты, появляется мягкая светотень. Юная девушка-христианка, которую выставили обнаженной перед толпой за то, что она не хотела поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: волосы отросли до пят, прикрыв наготу, а появившийся ангел накинул на нее покрывало.

«Хромоножка», 1642 г. Мальчик-калека изображен как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. В его облике поражает великая сила веры. Он стоит в конце долгого духовного пути, который вместе со своими героями-мучениками, отшельниками и философами прошел сам Рибера.

 

Хендрик Тербрюгген не любил слишком резких световых контрастов, виртуозно используя возможности рассеянного дневного света и размещая обычно фигуры не на темном, а на нейтральном фоне. Он создавал иногда модные в ту пору «ноктюрны», озаренные свечой.

1. 2.

1. "Флейтист"

2. "Концерт"

Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Жорж де Латур.

Творчество Диего Веласкеса (1599-1660) - вершина испанской живописи. Никто не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Большинство работ близки к жанру бодегона, что означает харчевня. Это картины с изображением лавки или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой. Персонажи – простые люди с обыкновенной внешностью.

1. 2.

2.

 

1. Диего Веласкес «Завтрак»

2. Диего Веласкес «Пряхи»

3. Диего Веласкес «Сдача Бреды»

«Сдача Бреды» - единственное произведение, написанное на исторический сюжет.

 

Питер Рубенс (1577-1640) был назначен придворным живописцем. Выполняя церковные заказы, расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть – «Водружение креста». Обычно художники изображали распятие уже свершившимся, а здесь запечатлен момент водружения креста. Зритель становится свидетелем казни. Лица

Питер Рубенс "Водружение креста"

Жорж Дюмени́ль де Лату́р, также Ла Тур — французский живописец из Лотарингии.
Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейских персонажей в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый», «Поклонение пастухов», «Святая Ирина вынимает стрелы у святого Себастьяна», «Магдалина перед зеркалом», «Сон святого Иосифа».

1. 2.

3. 4. 5.

1. Новорожденный

2. Поклонение пастухов

3. Святая Ирина вынимает стрелы

у Святого Себастьяна

4. Магдалина перед зеркалом

5. Сон святого Иосифа

Рембрандт (полн. Рембрандт Харменс ван Рейн) - великий голландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портреты («Ночной дозор», 1642); религиозные («Святое семейство», 1645) и мифологические («Даная», 1636) сцены. Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних вещах («Принесение во храм», «Симеон во храме») уделяет особое внимание эмоционально-психологическим

 

возможностям светотени.

1. 2. 3.

4. 5.

1. Ночной дозор

2. Святое семейство

3. Даная

4. Принесение во храм

5. Симеон во храме



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: