1.Цель производственной практики - формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
2.Место учебной практики в структуре ОПОППССЗ:
Практика относится к:профессиональным модулям.
3.Требования к результатам освоения профессионального модуля:
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК12.
ПК 1.1. – 1.4, ПК 2.1 - 2.7, ПК 3.1 – 3.5, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1- ПК 5.5.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
иметь практический опыт:
планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
организации и проведения развлечений;
участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;
наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;
наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
оценки продуктов детской деятельности;
разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений; составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром; организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; составления психолого-педагогической характеристики ребенка; наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
оформления документации;
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
участия в создании предметно-развивающей среды;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности.
уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна соответствии с возрастом;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность их использования в работе с детьми;
использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
определять способы педагогической поддержки воспитанников;
анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливания, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;
определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
определять педагогические условия организации общения детей;
играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
ухаживать за растениями и животными;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
оценивать продукты детской деятельности;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
организовывать детский досуг;
осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
выразительно читать литературные тексты;
петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;
адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
теоретические основы двигательной активности;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику;
требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
основы педагогического контроля состоянием физического здоровья и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
методику проведения диагностики физического развития детей;
теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;
сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
способы ухода за растениями и животными;
психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
технологии художественной обработки материалов;
основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей;
основы организации обучения дошкольников;
особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
приемы работы с одаренными детьми;
способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
виды документации, требования к ее оформлению;
особенности и методику речевого развития детей;
развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений. теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
4.Общая трудоемкость дисциплины по формам обучения (очной, очно-заочной, заочной) составляет:
всего – 576 часов, в том числе:
- ПП.01 – 36 часов;
- ПП.02 – 198 часов;
- ПП.03 – 90 часов;
- ПП.04 – 18 часов;
- ПП.05 – 126 часов;
- ПП.06 – 108 часов.
5.Семестр: 1,2,3,4,5,6.
6. Основные разделы профессионального модуля:
1.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
2. Организация различных видов деятельности и общения детей
3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
4. Методическое обеспечение образовательного процесса
7. Дополнительная информация:
Реализация программы производственной практики предполагает наличие учебной лаборатории по дошкольному образованию.
8. Автор: А.Н.Безделина, преподаватель Колледжа ПсковГУ.