Вступление (это ОДИН абзац!!!) | |
Фраза из текста | Процитируйте фразу из текста, которую будете анализировать. Клише: Текст (назвать автора) заканчивается/завершается словами: "…". |
Объяснение смысла фразы | Чтобы не ошибиться при толковании, найдите в фразе ключевые слова. Коротко сформулируйте своё понимание смысла указанного фрагмента. Это - тезис, который нужно доказать примерами из текста. Клише: • Эти строки говорят нам о том, что… • На мой взгляд, речь идет о том, что … • Я считаю, что мысль автора, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … • Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом... • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … • В этом отрывке автор говорит о том, что… • Смысл данного отрывка я понимаю так: … • В выделенной(-ом) фразе/фрагменте/отрывке автор выражает мысль о том, что… Можете использовать вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению/убеждению, по-моему, мне кажется и т.п. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми. |
Основная часть (всего ДВА абзаца: каждый аргумент выносим в отдельный абзац) | |
Первый аргумент + пример из текста | Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают мысль, заключённую в выделенной фразе. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а анализ текста! Это - ваши аргументы, которые осталось подкрепить примерами (цитатами из текста, которые вы отметили). Как оформлять примеры: 1)процитировать предложение или его часть, после цитаты в скобках указывать номер предложения; 2)использовать клише: • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. • Подтвердить данный тезис можно примером из текста. • Справедливость этого суждения можно доказать на примере … предложения. Автор пишет: «…». Он имеет в виду/подразумевает, что … • Мою мысль можно подтвердить словами из текста: «…» (№ предложения). |
Второй аргумент + пример из текста | |
Заключение (это ОДИН абзац!!!) | |
Вывод | Сформулируйте идею (основную мысль) данного текста. Для этого ответьте на вопросы: Какую главную мысль хотел донести до нас автор? Чему учит этот текст? Клише: Таким образом, идея/основная мысль текста заключается в том, что… Таким образом, (фамилия автора) поднимает очень серьёзную проблему … Итак, автор текста убеждает нас в том, что …/ призывает нас …. |
Образец сочинения:
Вступление | |
Фраза из текста | Текст В. Крапивина заканчивается словами: «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…» |
Объяснение смысла фразы | По моему мнению, смысл этих строк заключается в том, что герой обрёл заветную мечту, жизненную цель и начал свой путь к ней. |
Основная часть | |
Первый пример (из текста) | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Мечта рождается по-разному, но всегда есть что-то, послужившее толчком к её возникновению. Для Славки таким толчком стала копия картины Айвазовского, изображающая бриг «Меркурий». Гордое судно имело для мальчика «какую-то заманчивость и притягательную силу» (9). Картина таила в себе «что-то загадочное» (29), и Славке очень захотелось найти разгадку. Вот он, момент зарождения мечты о море и кораблях. |
Второй пример (из текста) | Также можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности. Первый раз открыв «Морской словарь», Славка «почти ничего не понял» (35). Но корабельные слова, которые «отзывались в нём странной зовущей музыкой» (36), побуждали мальчика «искать дальше, слово за словом» (38). Нужно действительно во что-то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в незнакомые термины. |
Заключение | |
Вывод | Таким образом, основная мысль текста заключается в том, что наши мечты определяют наш жизненный путь, совершенствуют нашу душу, формируют наш характер. |
№ | Критерии оценивания сочинения 15.2 | баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | ||
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, НО допустил одну ошибку в его интерпретации | ||
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, илиэкзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, илиобъяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | ||
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | ||
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | ||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | ||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, илиэкзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | ||
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста | ||
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста | ||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | ||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |