Структура деятельности наблюдения
1. Целеполагание (узнать …)
2. Выбор объекта наблюдения
3. Процесс наблюдения
4. Фиксация результатов наблюдения
5. Выводы
Структура деятельности экспериментирования
1. Целеполагание (узнать…)
2. Выдвижение гипотезы
3. Планирование деятельности по проверке гипотезы
4. Осуществление эксперимента
5. Наблюдение за преобразованием объекта
6. Фиксация преобразований объекта
7. Выводы
Самостоятельное детское исследование (А.Савенков)
1. Постановка цели исследования (узнать)
2. Конкретизация содержания исследования (о чем узнать)
3. Активизация способов получения информации (подумать, спросить у другого человека, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, понаблюдать, провести эксперимент)
4. Получение информации (самостоятельная познавательная деятельность детей)
5. Обработка информации (совместная деятельность взрослого и ребенка по обобщению новой информации)
6. Иллюстрирование информации (совместная деятельность взрослого и ребенка подготовке к презентации новой информации)
7. Подготовка к публичному выступлению (проговаривание выступления, способов активизации слушателей)
8. Презентация информации
Алгоритм проведения исследования с целью решения проблемы ребенком /Н.Н. Поддьяков/ | |
Этапы исследования | Последовательность действий |
1 этап | Наблюдение и изучение фактов и явлений |
2 этап | Выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы) |
3 этап | Выдвижение гипотез |
4 этап | Осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями |
5 этап | Формулирование решений, выводов, обобщений |
6 этап | Проверка решений |
7 этап | Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний |
Алгоритм организации занятия-исследования /И.Л.Паршукова/ | |
№ п/п | Последовательность действий |
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации | |
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия | |
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования | |
Уточнение плана исследования | |
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования | |
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе | |
Анализ и обобщение полученных детьми результатов |
Этапы работы над проектом
• обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых
• определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата
• столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи
• активизация способов получения информации
• получение необходимой информации
• обобщение полученной информации
• планирование деятельности, определение средств реализации проекта
• реализация проекта
• обсуждение результата, хода работы
• презентация результатов
• совместное определение перспективы развития проекта
Алгоритм проведения мастерилки
1. Мотивация изготовления новой игры
2. Уточнение особенностей внешнего вида игры и игровых атрибутов
3. Совместное с детьми планирование предстоящей работы:
n Что будем делать?
n В какой последовательности?
n Какое оборудование и материал понадобятся?
4. Распределение обязанностей
5. Изготовлении игры
6. Обговаривание или придумывание правил игры
7. Обыгрывание
«Путешествие по «реке времени»
• Обсуждение реального или вымышленного события
• Постановка цели исследования (узнать)
• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
• Вывешивание таблицы на стене группового помещения
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Театрализованное занятие Маханева М.И.
1. Введение в тему, создание эмоционального настроя
2. Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок)
Действия детей с кукольными персонажами
Непосредственные действия детей по ролям
Литературная деятельность (диалоги, монологи)
Изобразительная деятельность – дети создают декорации, костюмы персонажей
Музыкальное исполнительство – исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание
Структура организации ежедневной образовательной деятельности детей
в Центрах активности
¨ Утренний групповой сбор
¨ Работа в Центрах активности
¨ Итоговый сбор