Определи на глаз количество.




Пусть ребята потренируются и посоревнуются в определении на глазок следующего:

- Сколько спичек укладывается в один ряд на дне обычной спичечной коробки?

- Сколько спичек в целой коробке?

- Вынуть из коробки с сахаром один кусочек и определить, смотря на коробку,
сколько кусочков укладывается на дне в один слой; сколько их в коробке?

Проверить.

- Сколько приблизительно яблок в корзинке, картошек в ведре?

- Сколько орехов в банке?

- Сколько поленьев в поленнице, книг на полке?

- Сколько букв в одном газетном листе "Комсомольской правды"?

- Пощупав лист, определить, сколько страниц в данной книге.

- В книгу вложены 3-4 закладки. Определить, на каких они страницах.

- Взяв одни и те же книги, открывать их на странице, названной ведущим.

Каков объем сосуда?

Какой только формы не бывают сосуды для жидкостей! Интересно проверить на глаз действительную вместимость некоторых из них. Это весьма полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. д. Предложите детям проверить свой глазомер, выполняя различные задания дома. Затем проведите между ними соревнование. Поставьте перед школьниками сосуды различной емкости: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Пусть они на глазок определят их емкость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, гравированного сосуда или того же стакана, который вмешает 200 мл воды, в присутствии ребят проверьте их данные. Награда победителям – стакан сока, молока или кефира.

Проехали километр?

Столбы вдоль шоссе и железной дороги, на которых обозначают километры, стоят всегда по одну сторону от полотна. Можно в дороге организовать соревнование на проверку глазомера. Ведущий, увидев километровый столб, делает знак рукой, и все играющие, смотря в противоположное окно, рассчитывают по скорости движения, когда транспорт минует километр. Сделав расчет, участник поднимает руку, а ведущий определяет, кто не ошибся и был наиболее точен. Потренировавшись в определении одного километра, можно перейти к соревнованию на определение расстояния 2-5 километров.

Сколько места занимает предмет?

Ведущий быстро показывает ребятам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, коробочку, безделушку). Играющие, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие хворостинки, узко нарезанные полоски картона или, наконец, четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырех сторон место, на котором должен поместиться предмет. Ведущий быстро обходит всех играющих и проверяет точность их прикидки. Игра повторяется несколько раз, причем предметы каждый раз меняются, их предлагают сами играющие.

Сантиметр всегда с собой.

Предложите ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между их концами. Пусть ребята сантиметром проверят свои замеры. Пусть также определят на глаз, проверят и запомнят, сколько сантиметров между их указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем, между большим и мизинцем. Сколько сантиметров от конца среднего пальца до локтя, от конца среднего пальца до плеча, между концами указательных пальцев, когда руки раздвинуты в стороны. Свой рост и шаг в сантиметрах... Много еще можно сделать измерений, но все это бесполезно, если не постараться все это надолго запомнить. Организуйте групповые или индивидуальные соревнования школьников в точном определении размеров с помощью руки - это не только интересно, но и глазомер в результате развивается быстрее. Руки человека - его собственный сантиметр.

Нарисуй, вырежи, проверь.

Ребята разбиваются по двое. Друг для друга они рисуют на нелинованной бумаге небольшой квадрат, треугольник, круг и фигуру с несложным, извилистым контуром. Нарисовав эти фигуры, дети передают листки друг другу. Брать их листы в руки не разрешается. Необходимо посмотреть на фигуры и запомнить их размеры. Затем на такой же нелинованной бумаге они рисуют фигуры по памяти, стараясь сохранить такие же размеры и повторяя неточности чертежей. После этого вырезают фигуры по контуру, накладывают на те фигуры, которые были нарисованы вначале, и смотрят, у кого получилось точнее. Ведущий, обойдя все пары, говорит, кто лучше использовал свой глазомер. Игра может повториться, но рисовать теперь нужно фигуры с более сложными контурами.

Взвесь на руке.

На 8-10 предметов разной величины наклейте номера, написанные на небольших бумажках, затем взвесьте их на весах и запишите результаты. Несколько играющих один за другим прикидывают веса предметов на руках, затем расставляют их по весу от самого легкого до самого тяжелого или наоборот. Можно записать вес и по номерам. Ведущий просматривает эти записки и определяет, кто сделал верные прикидки.

 

Игры на развитие памяти

На ком оборвется? (слуховая память)

Число играющих должно быть четное. Все садятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые – одна команда, вторые – другая. Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым; третий повторяет первые два слова и говорит свое (например: крыша, булка, Иван и т.д.). Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает. Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.

Увидел, услышал – запомни! (слуховая и зрительная память)

Память на числа очень часто нужна на практике. Играющие садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый должен написать их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет их у всех. Затем его сосед, написав 5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 5-7 секунд. Когда его бумажка уже спрятана, каждый пишет эти числа у себя, и вновь происходит проверка. Затем один за другим играющие последовательно пишут 6, 7 однозначных, 3,4,5 двузначных, 2,3,4 трехзначных числа, все время чередуя тренировку зрительной и слуховой памяти. Игра проводится в течение 7-10 минут.

Цвет и форма (зрительная память)

У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши. Кто-то, отойдя в сторону, быстро чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5-10 секунд показывает остальным играющим свой рисунок. Все должны возможно точнее его скопировать. Трое, сделавших это лучше других, поощряются. Теперь другой игрок за несколько секунд делает свой рисунок, другие копируют его по памяти. Игра продолжается до тех пор, пока то же самое не сделают 5-8 человек, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.

Движение по памяти (зрительная память)

Двое играющих чертят сами для себя на полу или на земле одну зигзагообразную линию. Один чертит два метра, другой продолжает эту линию тоже на два метра. Они могут несколько минут изучать ее, чтобы хорошо запомнить, и после этого пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один движется по линии, а другой громко считает, сколько раз тот с нее сошел, затем они меняются ролями.

Запомни фигуры

Для этой игры лучше всего иметь обычную школьную доску, но можно использовать и любой фанерный шит. Главное, чтобы на нем было удобно рисовать мелом (белым или цветным). Ведущий рисует одну за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. Игру можно усложнить, разделив всех играющих на две команды и устроив соревнование, какая из них быстрее и точнее выполнит задание. (Как вариант – все фигуры могут быть нарисованы заранее на отдельных листах и показываться ребятам по очереди. Основное условие игры – все фигуры должны быть просты для запоминания и их количество не должно превышать 16.) Какие это могут быть фигуры? Равносторонний треугольник; квадрат; окружность, вписанная в квадрат; окружность, описанная вокруг равностороннего треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю; окружность с воткнутым в нее крестом; маленький круг внутри большого; крест и т.п.

Где стереть? (зрительная память)

На классной доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать "рожицу". Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы...

Скопируй позы

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой. И вновь пары меняются ролями. Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвел позы. После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д., и игра продолжается по тем же правилам.

Восстанови память (зрительная память)

Для игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой. (Можно нарезать их из тетради в клетку.) На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки. Выигрывают те ребята, которые выполнили это задание правильно. Игру при желании можно усложнить, зачеркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачеркнуты, но еще и то, какого они цвета.

Вспомни, не глядя (зрительная память)

Каждый ли из нас хорошо представляет то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живет, в классе, где учится? Внезапно, никого не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше – Коля или Витя и т.п.

Рисование со слов (слуховая и зрительная память)

Для проведения игры необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы. Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

Рука все помнит (сенсорная память)

Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: