Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации.




1. Понятие аудиторской деятельности;

2. Виды аудита;

3. Цели и задачи аудита;

1.1 Понятие аудиторской деятельности

С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, созданием акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, со­вместных предприятий возникла необходимость в созда­нии аудиторских фирм, занимающихся аудиторским кон­тролем.

Аудит — это внешний независимый финансовый конт­роль бухгалтерской отчетности фирмы, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работа­ющими в данной фирме (компании).

Необходимость в услугах аудиторов возникает в связи с различными обстоятельствами:

► публичная финансовая отчетность предприятий и орга­низаций, фирм и компаний, банков и фондов представ­ляется всем заинтересованным пользователям, которые на основе представленной в ней информации формиру­ют собственное мнение об эффективности его деятель­ности, его рентабельности и платежеспособности. По результатам изучения отчетности пользователи при­нимают те или иные управленческие решения в части построения взаимоотношений с данным предприятием. Именно поэтому пользователи представляют высокие требования к достоверности отчетной информации, подтвердить которую и приглашают независимого профес­сионала - аудитора;

► собственники, вкладчики, инвесторы привлекают аудиторов к проверке отчетности и контроля законности совершенных администрацией фирмы хозяйственных операций с целью снижения риска произведенных ими финансовых вложений;

► хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложны­ми. Возникают трудности в их правильном докумен­тальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Именно с целью обнаружения и исправления, допущенных в течение отчетного года ошибок, выявления «скрытых» неиспользованных резервов, определения «узких» мест в организации хозяйственной деятельности и постановке бухгалтерского и налогового учета администрация фирм и компаний приглашает к проверке отчетности аудиторов.

Все эти предпосылки привели к возникновению обще­ственной потребности в развитии в Российской Федерации аудита.

В п. 1 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной Думой 13 июля 2001 г. (При­ложение 1) дается следующее определение аудита: «Ауди­торская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Аудиторской деятельностью в России имеют право за­ниматься физические лица-аудиторы и юридические ли­ца — аудиторские фирмы независимо от вида собственнос­ти, в том числе иностранные и созданные совместно с ино­странными юридическими и физическими лицами. Ауди­торские фирмы регистрируются как организации, созда­ваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федера­ции, за исключением формы акционерного общества от­крытого типа.

Аудитор — это квалифицированный специалист, аттес­тованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение.(контракт), либо самостоятель­но, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринима­телей.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начина­ют свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности и включения в государственный реестр аудито­ров или аудиторских фирм.

Аудиторские организации как субъекты контроля рас­пространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведен аудиторской организацией по заказу любого клиента (фи­зического или юридического лица), заключившего с ауди­тором (аудиторской фирмой) договор на проведение ауди­та или оказание сопутствующих аудиту услуг.

В ходе аудиторской проверки устанавливается:

► соблюдение проверяемым предприятием норм действу­ющего законодательства;

► соответствие ведения бухгалтерского учета установленным правилам и стандартам;

► точность, полнота и достоверность отражения в отчет­ности финансового положения и финансовых результа­тов деятельности предприятия за отчетный период.
Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и ком­петентное мнение или заключение о фактическом положе­нии дел и подтвердить правомерность (или неправомер­ность) совершаемых (совершенных) действий клиента.

При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен сво­евременно предупредить клиента о незаконности его дей­ствий и об их возможных неблагоприятных последствиях.

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и органи­заций.

2.1 Виды аудита

В практике аудиторской деятельности различают сле­дующие виды аудита:

1. По стадии развития:

► подтверждающий аудит — аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяй­ственной операции;

► системно-ориентированный аудит предполагает обя­зательную оценку организации и функционирования системы внутреннего контроля (СВК) проверяемого предприятия. Если СВК организована достаточно эф­фективно, аудиторы могут ограничиться тестировани­ем и выборочной проверкой отдельных объектов;

► аудит, базирующийся на риске предполагает проведе­ние углубленной проверки областей с высоким возмож­ным риском ошибок и нарушений. Области с низким риском проверяются выборочно с целью сокращения времени и затрат на проверку.

2. По характеру заказа:

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприя­тия (организаций) или ее учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Фе­деральном законе.

3. По сфере деятельности субъекта:

► общий аудит;

► банковский аудит;

► страховой аудит;

► аудит прочей деятельности.

4. Исходя из статуса аудитора:

► внешний аудит проводится аудиторской фирмой (ауди­тором) на договорной основе с экономическим субъек­том с целью объективной оценки достоверности состоя­ния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового поло­жения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

► внутренний аудит проводится штатными аудитора­ми - работниками предприятия, которые подчиняют­ся руководителю предприятия. Основная цель внут­реннего аудита - оценка эффективности функциониро­вания системы управления предприятия.

5. По объекту проверки:

► операционный аудит — это проверка эффективности функционирования фирмы и оценка деятельности ее администрации;

► аудит на соответствие — это контроль соблюдения персоналом предприятия законов, норм, стандартов, инструкций и внутренних положений и правил;

► аудит финансовой отчетности — это оценка досто­верности финансовой отчетности предприятия.

6. По периодичности проверки:

► первоначальный аудит означает проведение аудито­ром или аудиторской фирмой проверки в данной орга­низации впервые;

► периодический (повторяющийся) аудит осуществля­ется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно, зависит от заинтересованности эко­номического субъекта проверки в длительном сотруд­ничестве с квалифицированными партнерами (аудито­рами, аудиторской фирмой).

Цели и задачи аудита

Независимо от вида проводимого аудита, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» основной целью аудиторской деятельности является установление дос­товерности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным ак­там, действующим в Российской Федерации.

Таким образом, главная цель аудита — дать объектив­ные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгал­терской) отчетности» (Приложение 2), определяет, что не­смотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уве­ренности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия. Таким образом, аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников, ак­ционеров, участников.

Аудиторство — это особая, самостоятельная форма кон­троля. Аудиторство представляет собой независимую экс­пертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требова­ниям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всех существенных отношени­ях. В соответствии с п. 6 стандарта аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, что­бы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных ис­кажений в отчетности, рассматриваемой как единое це­лое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на воз­можность обнаружения аудитором существенных искаже­ний финансовой отчетности, имеют место в силу следую­щих причин:

► в ходе аудита применяются выборочные методы и тес­тирование;

► любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

► преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера. Дополнительным фактором, ограничивающим надеж­ность аудита, является то, что работа, выполняемая ауди­тором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отно­шении:

► сбора аудиторских доказательств, в том числе при оп­ределении характера, временных рамок и объема ауди­торских процедур;

► подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснован­ности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой от­четности.

Достижение поставленной цели путем решения целого комплекса задач напрямую зависит от вида аудита, в первую очередь, — внешнего или внутреннего, обязательного или инициативного.

Цели и задачи внешнего аудита

Внешний аудит направлен:

► на проверку и подтверждение достоверности показате­лей отчетов или констатации их недостоверности;

► на контроль и соблюдение законодательства и норма­тивных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

► на проверку полноты, достоверности и точности отра­жения в учете и отчетности затрат, доходов и финан­совых результатов деятельности организации за прове­ряемый период;

► на выявление резервов лучшего использования соб­ственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита (проверка достоверности финан­совой отчетности) может дополняться обусловленными до­говором с клиентом задачами выявления резервов лучше­го использования финансовых ресурсов, анализом правиль­ности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Внешний аудит может решать также другие задачи:

► по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

► по планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

► по анализу производственно-хозяйственной и финан­совой деятельности;

► по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководите­лей и специалистов фирм.

Цели и задачи внутреннего аудита:

Основная цель внутреннего аудита заключается в обес­печении эффективности функционирования всех видов де­ятельности на всех уровнях управления, а также в защи­те законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать следу­ющие задачи:

► проверка правильности составления и условий выпол­нения хозяйственных договоров;

► проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материаль­ных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения дей­ствующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, сво­евременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

► экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, пра­вильности организации, методологии и техники веде­ния бухгалтерского учета;

► контроль достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продук­ции (работ, услуг), точности формирования финансо­вых результатов, объективности использования при­были и фондов;

► разработка и представление обоснованных предложе­ний по улучшению организации системы контроля, бух­галтерского учета и расчетной дисциплины, повыше­нию эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

► консультирование учредителей, руководителей подраз­делений, специалистов и работников аппарата управ­ления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие зада­чи, связанные со спецификой видов деятельности органи­зации.

Основная цель обязательного аудита — это проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, пра­вильности их отражения в учете и достоверности финан­совой отчетности субъектов попадающих под обязатель­ный аудит (согласно ст. 7 Закона «Об аудиторской дея­тельности»).

Основная цель инициативного аудита — выявить не­достатки в ведении бухгалтерского учета, составлении от­четности, в налогообложении, провести анализ финансо­вого состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: