Как определить размер стиха




Художественная деталь в литературном произведении

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Функции детали \ Выделительная С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных "И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа "...Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека"

Фактографическая Деталь характеризует данный факт действительности "Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление "Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни "Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионистическая Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны,

Под тобою - глубь немая,

Без привета, без ответа,

Но скользишь ты, утопая,

В бездне воздуха и света.

(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Стихосложение

Силлабическая Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма С одной страны гром,

С другой страны гром, Смутно в воздухе!

Ужасно в ухе! Набегли тучи

Воду несучи Небо закрыли,

В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)

Силлабо-тоническая Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

"Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья, в пляске круговой"

(М. Ю. Лермонтов)

Тоническая Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно Вьется

улица-змея. Дома

вдоль змеи. Улица -

моя. Дома - мои.

(В. В. Маяковский)

Стихотворные размеры

Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

(М. Ю. Лермонтов)

Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога...

(А. С. Пушкин)

Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадежность

И, замыкаясь, молчу.

(А. А. Блок)

Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи -

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н. А. Некрасов)

Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

(А. А. Фет)

 

Как определить размер стиха

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

 

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.

 

Рифма и тип рифмовки

Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже.

 

Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая.

Пример мужской рифмы:

И море, и буря качали наш че'лн;

Я, сонный, был предан всей прихоти во'лн.

Две беспредельности были во мне',

И мной своевольно играли оне'. (Ф.И. Тютчев "Сон на море").

 

Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.

 

У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам.

Пример женской рифмы:

Есть речи значе'нье,

Темно иль ничто'жно,

Но им без волне'нья

Внимать невозмо'жно,

Как полны их зву'ки

Безумством жела'нья!

В них слезы разлу'ки,

В них трепет свида'нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье").

В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.

 

Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку, но повторим еще раз, не отходя от кассы.

В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.

 

Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ

По небу полуночи ангел летел (а)

И тихую песню он пел; (а)

И месяц, и звезды, и тучи толпой (Б)

Внимали той песне святой.; (Б)

 

Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа

Любовь и дружество до вас (a)

Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)

Как в ваши каторжные норы (Б)

Доходит мой свободный глас. (a)

 

Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ

О милых спутниках, которые наш свет (а)

Своим сопутствием для нас животворили, (Б)

Не говори с тоской: их нет; (а)

Но с благодарностию: были. (Б)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: