РЕГЛАМЕНТ
ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ, В АВАРИЙНЫХ И НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1 Настоящий Регламент предусматривает дополнительные к Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и отраслевым Инструкциям требования по обеспечению четкого взаимодействия работников смежных служб при возникновении аварийной или нестандартной ситуации и осложнений в эксплуатационной работе.
Работники, связанные с движением поездов, должны быть обучены и проверены в знании требований Регламента.
1.2. Порядок взаимодействия работников смежных служб, проведённый в Регламенте, необходимо использовать и при других подобных ситуациях. В то же время, в зависимости от сложившейся ситуации и поездной обстановки работники, связанные с движением поездов, должны принимать и другие меры, направленные на обеспечение безопасности движения поездов и безопасности пассажиров.
1.3. Порядок действий работников при возникновении экстремальных погодных условий должен быть разработан на железных дорогах для конкретных участков и учетом местных особенностей и отражен в дорожных Инструкциях - при необходимости в техническо-распорядительных актах станций.
1.4. Для ускорения передачи информации при возникновении аварийной и нестандартной ситуации вводится единый сигнал: "Внимание, внимание! Слушайте все!", который передаётся по всем средствам связи - радиосвязи, селектору или телефону.
С получением такого сигнала немедленно прекращаются другие переговоры по указанным средствам.
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ, КОГДА ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА ОСЛОЖНЕНА НАРУШЕНИЕМ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ.
2.1. Поездной диспетчер при нарушении на участке графика движения поездов, что вызвало опоздание пассажирских поездов, сообщает дежурным по станциям порядок их пропуска.
2.2. Дежурный по станции при приеме опаздывающих более, чем на 5 мин. пассажирских поездов на станцию с остановкой, а также в случаях их задержки у входного, маршрутного или выходного сигнала с запрещающим показанием, при появлении поезда на первом участке приближения вызывает по радиосвязи машиниста и передаёт ему информацию о порядке приема, следования по станции и отправления поезда. Машинист поезда подтверждает полученную информацию.
2.3. Машинисты всех поездов при подходе к станции и следовании по станции в условиях нарушения графика движения поездов вызывают по радиосвязи дежурного по станции в случаях, когда необходимо уточнить дальнейший порядок следования.
Дежурный по станции отвечает машинисту и сообщает необходимую информацию о следовании поезда.
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ ПРОПУСКА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА ПО УЧАСТКУ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННОГО РАСПИСАНИЕМ ДВИЖЕНИЯ.
3.1. Поездной диспетчер, получив сообщение о пропуске такого поезда, намечает на графике время проследования по станциям участка и доводит его до дежурных по станциям и машиниста поезда.
3.2. Дежурный по станции доводит необходимые сведения о порядке пропуска пассажирского поезда до причастных работников станции, локомотивного и вагонного депо.
Дежурный по депо при необходимости выделяет проводника из числа машинистов локомотива, имеющих заключение машиниста-инструктора о знании профиля пути и условий вождения поездов на данном участке.
3.3. При приеме или пропуске пассажирского поезда дежурный по станции вызывает по радиосвязи машиниста поезда и сообщает ему путь приема и порядок следования по станции. Машинист подтверждает полученную информацию.
3.4. Машинист пассажирского поезда информирует по радиосвязи начальника поезда, а он, в свою очередь, проводников вагонов о порядке следования. Если поезд не оборудован радиосвязью, то на станции, с которой начинается следование поезда по новому маршруту, помощник машиниста передаёт информацию проводнику первого вагона, а тот - остальным проводникам и начальнику поезда.
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ, КОГДА ПОЕЗД, СЛЕДУЮЩИЙ НА СТАНЦИЮ, В Т.Ч. С ПЕРЕГОНА, ИМЕЮЩЕГО ЗАТЯЖНОЙ СПУСК, ПОТЕРЯЛ УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ.
4.1. При обнаружении неисправности тормозов машинист локомотива немедленно применяет экстренное торможение с подачей песка и включением прямодействующего тормоза. С учетом вида тяги и скорости движения применяется электрический тормоз на тепловозе - контр ток кратковременным набором продолжительностью 0,5 сек. на первой позиции.
Одновременно об отказе тормозов локомотивная бригада по радиосвязи сообщает поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон и машинистам других поездов, находящихся на перегоне по форме: "Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист... поезда номер... следующий по перегону... Помнить, что вызов по каналу радиосвязи действует 12-15 сек., после этого вызов надо повторить до получения ответа от поездного диспетчера и дежурного по станции.
4.2. Дежурный по станции, получив сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами, должен:
в зависимости от поездной обстановки и при наличии свободного пути на станции незамедлительно приготовить маршрут приёма поезда на свободный путь;
по согласованию с поездным диспетчером принимать одно из следующих решений:
- организовать всеми возможными средствами остановку поезда (установка тормозных башмаков, использование локомотива и др.);
- в случае невозможности остановки поезда обеспечить его пропуск на следующий перегон, если на нем нет пассажирского поезда;
- направить поезд в улавливающий, предохранительный тупик или на другие пути, на которых можно остановить поезд или уменьшить вероятность тяжелых последствий.
В случае отсутствия свободных путей, улавливающих, предохранительных тупиков и подъездных путей, а также невозможности остановки поезда с помощью тормозных башмаков или локомотива, направить поезд на один из занятых подвижным составом путей, на котором нет вагонов с людьми, разрядными и опасными грузами. При этом, используя все виды связи, информировать работников, находящихся на территории станции и, особенно, в зоне надвигающейся опасности, связанной с приемом неуправляемого поезда. При пропуске поезда на свободный перегон (или путь многопутного участка) стрелки противоположной горловины станции должны быть установлены по соответствующему маршруту.
4.3. Независимо от возможной остановки поезда на перегоне действия работников на последующей станции, куда следует неуправляемый поезд, аналогичны перечисленным.
4.4. Если на перегоне (или пути многопутного участка) оказался поезд встречного направления, то поездной диспетчер и дежурный по станции обязаны довести сложившуюся ситуацию до машиниста этого поезда любыми способами. В этом случае машинист поезда должен остановиться, затормозить поезд, отцепиться от состава, отъехать от него на возможно большее расстояние и принять меры по остановке неуправляемого поезда, соблюдая при этом меры личной безопасности.