Анализ урока как целостной педагогической системы




Семинар 2 Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления. Принципы и методы управления образовательными системами (2 часа).

1. Школа как социально-педагогическая система. (1, с.84-94)

Темы для содокладов и сообщений:

1.1. Политика, философия, миссия школы, школьная культура (4, с. 52-59)

2. ***Общеобразовательная школа как объект управления. Режимы жизнедеятельности школы. (1, с.94- 103). Заполните таблицу на странице 102 пособия (1) или смотри приложение 1 к заданию семинара.

3. ***Практическое задание: Пользуясь рис.1 «Устройство школы как открытой системы» (4, с.49) и схемой 2 «Педагогическая система школы, её свойства и взаимодействие с другими социальными сферами» (10,с.26), назовите основные структурные и функциональные компоненты школы как системы. Спроектируйте модель выпускника школы, гимназии, школы с углублённым изучением (по микрогруппам).

4. Внутренняя и внешняя среда образовательного учреждения и механизмы её анализа (PEST и SWOT-анализ среды).

5. ***Принципы управления: традиционные и на основе современного менеджмента. (1, с. 43-52)

*** Пратическое задание: Сравните традиционную систему принципов управления и систему, построенную на идеологии педагогического менеджмента. Найдите общее, различия, сделайте выводы. Какими принципами вы дополнили бы эти системы?(1, с.43 – 52)

4. Методы управления образовательными системами традиционные и гуманитарные.

Темы для содокладов и сообщений:

4.1 Методы управления персоналом образовательного учреждения. Что можно перенести из теории менеджмента и теории управления персоналом в образовательные системы?

** Вопросы для дискуссии и обсуждения:

1. Докажите, что в школе «как в капле воды» отражаются болезни общества. И как может повлиять «болезнь школы» на развитие общества?.

2. Что такое концепция образовательного учреждения и как она связана с миссией самого учреждения?

3. Применимы ли методы менеджмента в экономике и бизнесе к образовательным системам?

4. Докажите, что управление образовательными системами – разновидность социального управления.

5. Какие методы управления образовательными системами на ваш взгляд более эффективны? Обоснуйте свой выбор.

Основная литература:

1. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. – 208 с.

2. Лапицкий О.И. Управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие БГПУ, 2015 г (электронный ресурс).

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании: Учебное пособие. М., 2006. – 357 с.

4. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева, М. 1995. – 464 с.

5. ШамоваТ.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными ситемами: учебное пособие для студ. высших учебных заведений; под ред. Т.И. Шамовой. – 5 изд.,М., 2008.-384 с.

Дополнительная литература:

6. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986. - 325 с.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, М., 2005. -528 с.

8. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии / под ред. Смирнова В.И. – М., 2004. – 509 с.

  1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. – 264 с.

10. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., 2001. – 320 с.

 

Материалы к практическому заданию:

Анализ урока как целостной педагогической системы

(по Шамовой Т.И.)

 
 

 


 

 

*** Обозначения: ТДЗ – триединая дидактическая задача урока;

СУМ – содержание учебного материала;

МО – методы обучения;

ФОПД – формы организации учебно-познавательной

деятельности;

РР – реальный результат;

ОЭР – опытно-экспериментальная работа.

СР – саморазвитие личности

 

  1. Сопряженность целей и результатов урока (диагностичность постановки целей, то есть возможность применения диагностических средств проверки достижения результатов).
  2. Соответствие СУМ цели и задачам урока.
  3. Адекватность выбора МО (вербальных; репродуктивных; активных: исследовательских, эвристических, частично-поисковых; интерактивных) и ФОПД (групповых, индивидуальных, самостоятельных, фронтальных) триединой дидактической задаче урока, особенностям класса.
  4. Выделение главного этапа урока и установление зависимости, как на него работали остальные этапы.
  5. Реальный результат урока (РР) выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся. Поскольку на одном уроке это сложно сделать и не всегда проводится педагогическая диагностика уровня усвоенных ЗУНов, то следует оценивать полноту использования учителем возможностей урока для воспитания и развития учащихся.

***Практическое задание. От чего зависит качество занятия как системы? Выберите наиболее оптимальные ответы, изучив пособие (10, с.168-182) в списке дополнительной литературы:

a) от уровня целостности системы, определяемого оптимальным набором элементов и силой связи между ними;

b) от активности педагога и учащихся;

c) от необеспеченности взаимной связи между элементами занятия, когда каждый этап существовал сам по себе и не работал на основной этап;

d) от нарушения связей между компонентами внутри этапа, что приводит к ослаблению связей между ними.

Для экспертной оценки эффективности урока как системы, а также для самоанализа и самооценки деятельности рекомендуется схема анализа урока Шамовой Т.И.

Характеристика урока Показатели
1. Цель урока названа
2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности
3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ Методы обучения обеспечили: - мотивацию деятельности; - сотрудничество учителя и учащихся; - контроль и самоконтроль   □ □
4. Соответствие методов обучения: - СУМ; - ТДЦ   □
5. Формы познавательной деятельности обеспечили: - сотрудничество учащихся; - включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ   □
6.Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТДЦ
7.Уровень достижения ТДЦ: - познавательный аспект; - воспитательный аспект; - развивающий аспект   □ □

 

Примечание. Балльные оценки:

- реализовано полностью – 2

- реализовано частично - 1

- не реализовано - 0

Например, эффективность урока Э= 17: 26 · 100%, где 17 – сумма балов, выставленных экспертом; 26 – максимально возможная сумма баллов. Если Э равна 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; от 65 до 84% - урок хороший; от 45 до 64 % - урок проведён удовлетворительно.

Выходной контроль по теме:

Содержание заданий Рекомендации по их выполнению
1. Обоснуйте ваше понимание открытости и динамичности образовательных систем 2. Обоснуйте, что образовательное учреждение – объект научного управления Воспользуйтесь признаками системного объекта и определением понятия «образовательная система»
3. Перечислите основные принципы управления образовательными системами Изучите учебное пособие С.В Воробьёвой «Основы управления образовательными системами»
4. Назовите методы управления и охарактеризуйте достоинства каждого из них Опорные конспекты лекций и пособие В.П.Симонова «Педагогический менеджмент»

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: