Примерная схема проведения занятий




СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ

Значение уроков рисования с натуры, содержание занятий.

В искусстве натура всегда служила основой обучения художников. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе.

Как показывает опыт работы в школе, основы рисования могут быть усвоены, главным образом, на занятиях рисования с натуры.

Рисованием с натуры называется изображение объектов, которые находятся непосредственно перед художником (учеником).

В содержание уроков рисования с натуры входят: рисование предметов быта, овощей и фруктов, человека, чучел птиц и животных, интерьеров, зданий, деревьев, листьев, цветов, пейзажа.

Как мы уже сказали, во время рисования с натуры, закладываются основы изобразительной грамоты. Следовательно, уроки рисования с натуры необходимо ставить впереди занятий по тематическому и декоративному рисованию, лепки. В течение года уроки рисования с натуры чередуются с этими видами деятельности.

Чаще всего с натуры рисуют отдельные предметы быта или натюрморт, требования к которому возрастают с возрастом класса. Вид деятельности не изменяется, начиная с 1-го класса и заканчивая профессиональной деятельностью художника, однако задачи становятся значительно сложнее.

 

Требования к выбору предметов для натюрморта

1. Предметы должны быть разные по форме и размерам (объемные, плоские; большие и маленькие и т.д.);

2. Предметы выбираются в одном цветовом колорите;

3. В натюрморт включается драпировка в качестве фона (для школьной постановки лучше всего светлого нейтрального цвета: серо-голубой, серо-бежевый и т.д.);

4. Между предметами натюрморта должна быть смысловая, логическая связь (кувшин, цветы, яблоко; книги, настольная лампа, карандаш; и т.д.).

Требования к постановке натюрморта

1. В классе должно быть 2-3 постановки натюрморта, примерно, одинаковые по сложности (у доски и в междурядьях). Если натура маленькая по размерам (листья деревьев, игрушки и т.д.) она раздается каждому на парту;

2. Натюрморт ставится чуть ниже уровня зрения учащихся, что делает предметы более информативными для восприятия;

3. Подставка для натюрморта должна иметь вертикальную плоскость для того, чтобы повесить драпировку.

4. Небольшие по размерам предметы ставятся на переднем плане, крупные – на втором, третьем планах;

5. Ближние предметы должны частично загораживать собой дальние, что придает естественность композиции.

 

Примерная схема проведения занятий

Перед началом урока в классе должна быть подготовлена подставка для натуры, предметы натюрморта, оформлена классная доска и другое оборудование.

Важно, чтобы, во время вступительной беседы учитель вместе с детьми проанализировал 2-3 репродукции с картин художников. В анализе должен идти разговор о тех проблемах, которые сегодня будут решаться учениками.

В ходе объяснения нового материала конкретизируется задача урока (что мы сегодня будем делать на уроке). Затем начинается подробный анализ натурной постановки. При необходимости в начале анализа учитель дает общие сведения и систематизирует знания школьников о тех предметах, которые предлагаются им для рисования (как называется предмет; его назначение; как, из чего и где он выполнен и т.д.).

Рассматривая и определяя особенности формы, пропорции, цвета того или иного предмета, учитель говорит о его эстетической ценности, показывает красоту изучаемого предмета. В одном случае эстетическое содержание будет заключаться в гармоничном сочетании цветов; в другом – в пропорциональности, соразмерности форм; в третьем – в утонченных, гибких контурах.

Анализ формы предмета осуществляется от общего к частному и от частного к общему. Например, анализируя форму кувшина, учащиеся под руководством учителя определяют внешние очертания предметов, его выразительные формы (приземистый как копна; высокий как журавль; толстый как бочка; прямой как палка и т.д.) – 1-2 класс. Форме дается как бы зрительная оценка. Затем анализируется форма остальных частей (горлышко-цилиндр; тулово-шар и т.п.) – 2,3,4 классы.

Анализ цвета предмета начинается с определения общего (локального) цвета, после чего определяется цвет на освещенной части предмета, в тени, рефлексах и т.д., и еще раз уточняется на этой основе локальный цвет.

Все постановки должны быть составлены в одинаковых или аналогичных по форме, величине и цвете предметов. Сначала анализируется одна постановка, затем идет короткий сравнительный анализ остальных. Анализ осуществляется совместно с детьми.

Далее учитель наглядно показывает (на доске, больших листах бумаги или учебно-методической таблице) и объясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка. Так же, как и анализ натуры, выполнение рисунка идет от общего к деталям. Рисунок на доске должен быть большим. Для показа работы красками лист бумаги необходимо приколоть к планшету.

После того, когда определена последовательность работы, учитель должен проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка, задавая им ряд вопросов.

Во время объяснения нового материала необходимо демонстрировать следующий наглядный материал: педагогический рисунок, творческие работы, лучшие работы учащихся прошлых лет, учебно-методические таблицы, раскрывающие закономерности светотени, цветоведения, законы композиции, последовательность выполнения рисунка.

Затем начинается самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель обращает внимание детей смотреть на натуру (не фантазировать), на внимательное изучение объекта изображения, на сравнение своего рисунка с натурой, на технику работы карандашом, красками, на правильную посадку во время рисования. Учителю необходимо умело соединять индивидуальную и фронтальную работу с детьми. Во время урока проводятся промежуточные результаты: «Итак, все правильно закомпонавали рисунок. Что будем рисовать дальше?».

Просмотр ученических работ часто показывает общую типичную ошибку. Учитель объясняет сущность этой ошибки и способы ее исправления. Для этого он демонстрирует ученические работы, выполняет рисунок на доске, на листе бумаги.

Во время завершения урока подводятся итоги занятия. С этой целью учитель заранее намечает лучшие работы, которые нужно показать, анализирует их совместно с детьми, исходя из решения учебной задачи. Выставляет оценки, делает обобщающий вывод урока: «С чем мы сегодня познакомились на уроке?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: