XV век. Богдан Есипов в Старополье




 

Иван III, прозванный Великим, осуществляя колонизацию Новгорода, приказал переписать вновь приобретенные земли, города, погосты, монастыри. Отсюда нам становятся известны землевладельцы деревень на территории современного Сланцевского района. Примечательнейшая личность из них — Богдан Есипов. Этот новгородский боярин владел у нас десятками деревень, составлявшими т.н. Есиповскую волостку. Поскольку Есипов в 1475 году в числе других сведенных новгородцев утратил права землевладения, люди его, те, что из простых, перешли под начало Ивангородского наместника и других (новых) помещиков. Наместник, получивший «по старому письму» 13 деревень, посадил в реквизированном есиповском дворе в селе Волово своего управителя-тиуна. При нем находился ключник, т. е. человек, ведавший хозяйством.

Сбор податей с людей производился по количеству т.н. обеж, единиц поземельного обложения. Обжа равнялась 15 десятинам. Для засева одной обжи требовалось 7 пудов зерна. Одна обжа покоса равнялась 10 копнам, Всего в наместниковых деревнях насчитывалось 54 обжи освоенных земель. Налог с них был кратным этой цифре. С крестьян совокупно взималось:

 

54 коробьи ржи,

54 коробьи овса,

27 сыров,

27 лопаток бараньих,

27 горстей льна.

 

Кроме того брались деньги: «2 рубля с гривною, да 2 денги» — здесь определиться сложнее, но если наш подсчет верен, то деньги брались с лиц мужского пола, а не с дворов. Дворы указаны загадочной цифрой «полчетвертатцать». Прямой подсчет дает количество дворов более 35. Людей же числили — 42 человека. Подсчет рублей, гривен и денег дает практически кратную цифру — 422 деньги, т. е. по 10,0476 деньги с человека, - хозяина. Явно 2 деньги составляли издержки сборщиков. Примечательно, что и ключнику полагалась доля сверх указанного сбора. Она была значительно меньше, и не была идентична сбору в пользу наместника. Ему свозили овса 7 коробей без четверти, т. е. 756 кг, в то время как наместнику овса и ржи полагалось по 3024 кг. Деньги подсчитаны из расчета, что при царе Иване рубль равнялся 200 деньгам или 10 гривнам. В пересчете на вес, — 143,5 г серебра неважнецкой пробы.

Деревни наместника после Есипова стали: Велетовое, Мордановое, Соболец, Руднец, Дубки, Курецко, Савина Гора, Чудская Гора, Курашь, Терешкина Гора, Волово, Замошье, Менюша, Пелеши, Хотели. Интересно, что в Терешкиной Горе, находившейся в местности Старополье, в 1498 году действительно проживали Тереховы - Мануйло, Костя и Илейка. Они занимали 1 двор. Прочие деревни были немногим больше. Едва половина из них насчитывала 2 двора.

В д. Курашь (Куреши) было 3 двора и двор дьяка Онашки с небольшим наделом. Если Онашка - храмовый служитель, то из приведенного отрывка не совсем ясно – где он служил. Впрочем, есть иные материалы, другого автора - А. К. Неволина (1853 г.), где указано: «с. Воловое с церковью Св. Георгия в Старопольской сотне». Речь идет именно о 1498 годе. И Неволин, и Андрияшев использовали одни и те же писцовые материалы, но по разному. Кстати, в сборнике «Земля Невская Православная. СПб, 2000) епархия датирует храм в Старополье на 76 лет позднее.

Малый надел земли дьяка Онашки косвенно говорит о том, что он имел доход от служб. В исследованном нами источнике особенно подчеркивается, что священство и родственники (в погосте Пенино – «поп Гаврило Беглец» и сын предыдущего священника) являлись людьми «нетяглыми», — они не платили подать в виде овса, ржи, сыра, бараньих лопаток и льна.

Кроме деревень, перешедших «ивангородскому наместнику», Есипову до момента свода (фактически репрессий) принадлежали деревни: Чутка, Поречье, Освище (Овсище), Морино, Голышка, Задешино, Кошелевичи, Горка Кошелевская, Горка Большая, Замошье на Лыченке. Всего 37 деревень только в Сумерском погосте Шелонской пятины. Здесь была крупнейшая вотчина, Есипова. Большие и меньшие вотчины были еще в полутора десятках погостов. О землях в других пятинах сведения надо изучать, хотя нашего края это касается опосредованно.

Есипов не был самым крупным землевладельцем в Новгороде, хотя у него по всей Шелонской пятине насчитывалось до пятисот обеж земли. Так, у другого «великого боярина», Ивана Захарьина Овинова, их было 1400. Овинов владел у нас частью Поречья и частью села Ложголово. Эти поселения были большие, по 6 и 7 дворов соответственно. Ложголово указывается именно как село, т.е. храмовое поселение. - Опять несогласие с данными епархии, - теперь в части даты гипотетического первого храма в Ложголово.

Вообще, о первохрамах не помнили уже столетия назад, да и что, собственно, считать храмом? Опять же, вопросы - какие храмы были, какой вместимости? О вместимости можно судить по приблизительной числености населения близлежащих деревень. Только перешедшая наместнику бывшая волостка Есипова насчитывала 42 мужчины с семьями по 5 – 6 человек. По современным нормам церковного строительства на одного молящегося пологается три квадратных метра площади храма. В старину могло быть и меньше, но, всеравно, церковные сооружения должны были вмещать более ста (до двухсот) молящихся.

Всего в описанное время в Сумерском погосте число храмов сосчитать нельзя, т.к. сам источник (по которому писали книги нашего времени) сохранился с большими утратами. Дай Бог, исследователям Неволину и Андрияшеву попало 50 % оригинала – подлинных писцовых книг письма 1498 и последующих годов. Между тем, Неволиным названы селами: Волово и Ложголово. В Пенино прямо указана церковь и ее приписное – Лисицкий Рождества Богородицы монастырь. Возможно, утраченными оказались места, приписанные впоследствии к храмам на Долгом озере и на северо-востоке озера Самро (Песье и Рель). На Долгом озере локализация первых храмов была в верховье – в Чехлово. Между тем, в 1622 году известен еще погост Норница, но еще нет погоста в Доложске.

Прочие сведенные землевладельцы в наших местах: А. Посохнов, О. Горшкова, зать Овинова Иван Кузмин и другие. Иоанн III репрессировал новгородцев как политических противников, имеющих, якобы, сношения с Литвой и не желающих диктата Москвы. Насколько наветы были правдивы, знал только сам Иоанн. Часть вотчинников пострадали из-за доносов земляков. Антогонизм и имущественная рознь в Новгороде были достаточно велики. Летописи отмечают отрицательное влияние Москвы на менталитет местников. – Появилась недобросовестность в делах, чего ранее у псковичей и новгородцев не было. Место делового люда Пскова и Новгорода заступили ставленики Москвы, а там «правда и не ночевала». Традиция продолжается до сих пор.

Перечень владельцев дворов во всех деревнях пестрит исконно русскими именами, хотя известно, что на Самро и по р. Долгой чересполосно жили обруселые финны. Русские имена говорят о христианизации мест, о том, что язычество уже тогда было изжито (хотя, по традиции его рудименты скрывались). Ефим Андреев еще в ХIХ веке вспоминает каких-то местных «арбуев» - колдунов, фактически, служителей языческих культов. Русский именослов говорит о христианизации, но не об этнической ситуации. Впоследствии жители Самро и других мест носили прозвание «сомряки». Ижоры с побережья Финского залива еще в начале XX века считали их своей ветвью.

 

Литература.

Андрияшев А.М. Материалы по исторической географии Новгородской земли. Шелонская пятина по писцовым книгам 1498 – 1576 гг. I. Списки селений. М. 1913.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: