Cхема 2. аксиология евразийского воспитания




Модель воспитания предполагает разбиение воспитательной работы на уровни, соответственно возрасту и социальному статусу аудитории. Схема уровней воспитательной работы тесно взаимосвязана с системой идентичностей, которые формируются в рамках евразийской идентичности.

Первый уровень воспитания, первое погружение в культурный континуум происходит в рамках семейного воспитания. Здесь формирование идентичности происходит на уровне перенимания модели традиционной семьи, в которой соблюдаются такие принципы, как обеспечение вольности личности в сочетании с авторитетом коллективного решения, в которой существует определенная иерархия, в том числе и связанная с авторитетом старших поколений. Непопулярность в евразийском пространстве формы раннего отделения молодежи от родителей, как это происходит на Западе, связано в том числе и с глубоко заложенным пониманием семьи как большой общности, многопоколенческой, иерархического коллектива, опыт которого сохраняется и передается. живая история, явленная в рассказах старших, является первым и наиболее зовущим путем в историю родного края, страны. Недаром до сих пор образ матери-одиночки или взрослого сына, редко общающегося с родителями, носит отрицательные коннотации в социальной оценке. Традиционный уклад семьи достаточно прочен, укоренен не только в социальной практике (так, большинство жителей православной части Советского Союза достаточно безболезненно заменили венчание гражданской процедурой), но в большей степени в менталитете, в психологии народа. Семейная идентичность является на этом этапе наиболее важным типом идентичности, однако происходит, на первичном уровне, и более глобальная самоидентификация (как жителя города, селения, страны).

Второй уровень воспитательной работы приходится на дошкольные образовательные учреждения, целью деятельности которых, несмотря на название типа учреждений, является преимущественно не образование (в его знаниевом понимании), а воспитание: формирование привычек, навыков, характеристика социально значимых ценностей, продолжающие процесс социализации, начатый в семье. Именно на уровне дошкольного учреждения формируется более отчетливое понимание собственной принадлежности – языковой, национальной, сельской или городской; ребенок получает представление об образе страны, в которой живет. Подчеркнем важность этого уровня: помимо того, что деятельность детских садов достаточно гибко может быть регулирована с позиций государственной образовательной политики, что делает их ценным инструментом государственного масштаба, – дошкольный возраст является временем первичного формирования наиболее важных идентичностей; первые эмоциональные образы города/села, нации, страны оказывают влияние на весь дальнейший процесс становления разноуровневых идентичностей. На этом уровне необходимы такие приемы, помогающие эмоционально идентифицировать себя, как национальные и местные праздники, мероприятия образовательно-краеведческого и страноведческого характера; весьма важна возможность диалога культур, позволяющая углубить представление ребенка не только о разнице народов, населяющих его край, но и о собственной культуре.

Третий и наиболее важный уровень относится к периоду обучения в средней школе. Поскольку, в отличие от дошкольного и высшего образования, среднее обучение является в большинстве стран евразийского региона всеобщим, продуманная и выстроенная система воспитательной работы в средней школе (подобная тому, как была организована она в советской школе) может быть наиболее действенным уровнем воспитания. Школьный период охватывает годы, когда происходит всестороннее становление личности, и очень важно в этот момент продолжить формирование значимых типов идентичности: гражданской, этнической, идеологической. Наряду с внеклассной работой наиболее плодотворно использование средств истории, географии, краеведения, организованных для достижения не только познавательных, но и воспитательных целей. Как правило, выходя из школы, будущий студент или специалист являет собой совокупность сформированных идентичностей, среди которых определенное место занимают и те виды идентичности, которые важны для формирования идентичности евразийца.

Однако школьный период не является последним: за ним следует высшее профессиональное образование или трудовая деятельность; тот и другой вид деятельности обладает воспитательным потенциалом и различными средствами воспитания. Именно в этот период завершается становление ценностных ориентиров личности, осознается уровень патриотической ориентации личности, возможность культурного диалога, определяется отношение личности к высшим духовным ценностям.

Здесь воспитание тесно сплетается с идеологией, поскольку транслирование ценностей той или иной направленности в ноосферу взрослого населения уже не может быть в полной мере названо воспитанием: с окончанием образовательного учреждения обучающийся уже во многом является самостоятельной личностью, со сформированными идеалами и представлениями; идеологическое воздействие на такую личность, при неумелой организации или противостоянии аксиологических систем, может вызывать противление и насмешки (примеры очевидны и в советском прошлом, и сегодня).

Обобщим сказанное в схеме уровней воспитательной работы в рамках модели евразийского воспитания (см. Схема 3.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: