Реформы в сфере образования.




Городская реформа.

Следующим шагом была Городская реформа. Подготовка к ней началась в 1861 г. В 509 городах возникли местные комиссии. Её проект долго обсуждался и переделывался. Министерство внутренних дел составило сводку материалов этих комиссий и на основании её к 1864г. выработало проект «Городового положения». В марте 1866г. проект был внесён на обсуждение Государственного совета, где он пролежал без движения ещё 2 года. Подготовка городской реформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Лишь 16 июня 1870г. изменённый проект «Городового положения» был утверждён Александром II и стал законом." В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа ( исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, плачивавшие другую треть налогов, в третью- все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6 % населения.

В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой (сроком на 4 года, как и сама дума), утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решение городской думы. К 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она являлась всё же крупным шагом вперёд, поскольку заменила прежние, феодальные, сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

Судебная реформа.

Наиболее последовательной из реформ 60-х гг. стала судебная реформа.

В 1861г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов.

Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных).

Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864г. Александр II утвердил судебные уставы. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2 тыс. руб. в столицах) или годового дохода (не менее 200 руб), ценза за грамотности и оседлости (проживание не менее 2 лет в пределах уезда). Судьи общих судов назначались царем.

По новым судебным уставам предварительное расследование было передано из введения полиции особым чиновникам – судебным следователям. Прокуратура осуществляла судебный надзор, а не общий надзор как раньше. Вводилась адвокатура - присяжные поверенные, не состоявшие на государственной службе, но действовавшие под контролем судебных палат.

Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных и высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях.

Судебные уставы распространились на 44 губернии и вводились в течение тридцати с лишним лет.

17 (21) апреля 1863 г. был принят Указ об отмене телесных наказаний, применялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных каторжных и и штрафных солдат.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления.

Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения.

Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений.

Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства.

Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги.

Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Подготовка реформ на флоте началась ещё до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

Но поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии (1862-1874).Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 год. В 1862 году началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделены на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года – с 1864 по 1867 год – численность армии снизилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 году началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса.

В 60-е, по настоянию Военного министерства, были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х гг. в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Военные теоретики М. И. Драгомиров, Д. А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную науку. В армии появились новые уставы, в которых основное внимание уделялось боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий.

Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию – 1,5 года, а лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и небывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Реформы в сфере образования.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. Социальное и экономическое развитие страны не обеспечивалось существовавшей системой народного образования. Низкий уровень грамотности основной части населения и нехватка образованных специалистов в государственном аппарате и народном хозяйстве диктовали необходимость перемен.

Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

14 июня 1864 г. принимается "Положение о начальных народных училищах". Этим "Положением" создавались, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских.

19 ноября 1864 г. был утвержден Устав гимназий и прогимназий. Этим уставом средние учебные заведения - гимназии - разделялись на классические и реальные с 7-ми летним сроком обучения. Создавались такие прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные училища готовили специалистов для промышленности и торговли, усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. Обучение было платным и довольно высоким.

В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х годов - около 600.

К началу 60-х годов в университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. В 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. Были открыты новые университеты в 4-х городах России, Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Политехнический институт в Риге и др. К концу века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов.

В 1858 г. появились женские гимназии, однако поступать в университет женщинам было запрещено (их допускали туда только на правах вольных слушательниц).

В 60 - 70 годы были созданы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Петербурге, Казани и Киеве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: