Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.




Социально-экономическое развитие России в XIX веке.

XIX в. - время утверждения в России капитализма. Капитализмэкономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли

Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально-политического строя, свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю.

Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.

К середине XIX в. территория России выросла до 18 млн кв.км. Население увеличилось почти вдвое и составляло 70 млн человек.

Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами. На окраинах империи проживали многочисленные народы и народности, частью завоеванные, частью присоединившиеся добровольно. От Волги до Восточной Арктики расселялись тюркоязычные народы. На севере Европейской России, в Поволжье, на Урале и в Зауралье жили финно-угорские народы.

В начале XIX в. Россия была уже неоднородна и в религиозном отношении. Господствующей была православная вера, которой придерживалось 87 % населения.

В административном отношении европейская часть России была разделена на 45 губерний и 5 областей.

Население России делилось на сословия. Из них привилегированными были дворянство, духовенство и купечество. Податными сословиями были мещане и цеховые ремесленники в городах, крестьяне в деревне. Они обязаны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность.

Россия первой половины XIX в. являлась аграрной страной, и самым многочисленным сословием было крестьянство – 90 %. Все крестьяне разделялись на три группы: помещичьи, государственные и удельные.

Казачество составляло 1,5 млн человек. К середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уральское, Черноморское.

К началу XIX в. Россия была одним из крупнейших государств Европы. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. 95% населения проживало в деревне и было занято сельскохозяйственным трудом. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности - барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хозяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры.

В начале XIX в.сельское хозяйство по-прежнему играло ведущую роль в экономике России. Несмотря на сохранение крепостничества, аграрная экономика страны в первой половине XIX в. продолжала развиваться. Росло сельскохозяйственной производство. В связи с увеличением населения, ростом городов и развитием промышленности на внутреннем и внешнем рынке возрастал спрос на сельскохозяйственную продукцию. Росла товарность - в производстве зерновых повышалась доля хлеба, предназначенного на продажу. Несколько увеличилась аренда и покупка крепостными (на имя помещика), государственными, удельными крестьянами земли. Не только крупные землевладельцы, но и крестьяне начинали втягиваться в товарно-денежные отношения.

В сельском хозяйстве все чаще использовались сезонные наемные рабочие (до 700 тыс. к середине XIX в.), прежде всего в степных и южных районах России, Прибалтике.

Осваивались земли юга Украины, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. Посевные площади увеличились в 1,5 раза. В аграрном производстве наметились и качественные изменения,связанныесразвитием промышленности. Расширялись посевы технических культур (лен, конопля, табак, сахарная свекла, хмель), предназначенных для продажи. Все больше сеялось не серых хлебов, а пшеницы - важного предмета зернового экспорта, получившего спрос и внутри страны. В нечерноземном центре для обеспечения городов активно развивалось огородничество. К середине прошлого века большую роль стал играть картофель, превратившийся в основную огородную культуру. Крестьяне, поначалу отказывавшиеся выращивать картошку - вплоть до картофельных бунтов 1834 и 1841-1843 гг., вскоре стали называть ее вторым хлебом.

В ряде районов развивалось товарное скотоводство. Мясо стало поставляться на экспорт.

Ускорилось формирование производственной специализации регионов:

· на юге России и в Заволжье преимущественно развивались зерновое производство и тонкорунное овцеводство;

· в Крыму и Закавказье - виноградарство;

· на Украине - свекловодство;

· в северо-западных губерниях - льноводство.

Началось ограниченное использование в некоторых помещичьих хозяйствах новых сельскохозяйственных машин (молотилки, веялки, сеялки) и новых методов.

Несмотря на новые явления развитие сельского хозяйства происходило очень медленно.Аграрное производство увеличивалось в основном экстенсивными методами, т. е. не за счет повышения производительности труда, а за счет расширения посевных площадей и роста численности населения. Наоборот, с втягиванием крестьян в товарное производство производительность барщинного труда существенно понизилась.

Урожайность хлеба в традиционных районах крепостничества оставалась на том же уровне, что и в Древней Руси: урожай лишь втрое превышал количество посеянного зерна.

Низкий уровень развития техники сохранялся. Подавляющее большинство помещиков и все крестьяне продолжали применять деревянную соху (с металлическим наконечником) и трехполье, как и много веков назад. Хотя делались отдельные попытки технической модернизации сельского хозяйства, но она была невозможна в условиях крепостного права. Новые машины приносили лишь убытки в условиях, когда на них работали барщинные крестьяне.

Крепостное право окончательно стало тормозом экономического развития. Оно мешало развитию предпринимательства, препятствовало формированию рынка рабочей силы и позволяло помещикам паразитировать на рыночных отношениях, используя крестьянское отходничество и расширение барщины. Это сдерживало качественные изменения и совершенствование крупного аграрного хозяйства.

Разложение крепостного хозяйства:

· Господство натурального хозяйства сокращалось развитием всероссийского аграрного рынка, втягивавшего в свой оборот все сословия, не только помещиков, но и, в некоторой степени, крестьян.

· Наделение крестьянина землей и основными средствами производства все чаще нарушалось по мере развития процесса прекращения ведения крестьянами собственного аграрного хозяйства. В Нечерноземье это проявлялось в массовом отходничестве, а в черноземных губерниях - в чрезмерном увеличении барщины и развитии месячины. В первом случае крестьянин фактически терял связь с землей, а во втором - лишался значительной части или всего своего надела.

· Личная феодальная зависимость крестьянина от помещика сохранялась, но ее функционирование деформировалось, поскольку увеличивалось число наемных рабочих-отходников, принуждаемых к работе, как внеэкономическим принуждением помещика, так и экономическим принуждением хозяина-нанимателя.

· Кризис крепостного хозяйства проявлялся в ухудшении экономического положения помещиков. Барщинный труд становился все менее эффективным и производительным, с развитием крестьянских промыслов падали цены на их изделия и, соответственно, уменьшались доходы помещиков от оброка. В итоге многие имения оказывались заложенными и перезаложенными (к середине века - более 60%).

Кризисные явленияпроявились и в попытках государства смягчить зависимость крестьян от помещика, несколько облегчить их положение:

1. прекращение раздачи государственных крестьян помещикам,

2. указ Александра I о вольных хлебопашцах (1803),

3. указ об отмене права помещиков ссылать крестьян в Сибирь (1809),

4. более 100 соответствующих указов Николая I, запретившего продажу крестьян без земли, перевод крестьян в дворовые.

5. Указ Николая I об "Обязанных крестьянах" 1842.

Некоторые из мер имели экономическое значение, но наиболее значительные из них или не относились к крепостным:

1. указ 1801 г., разрешавшей приобретение ненаселенной земли всем свободным сословиям, включая мещан, казаков и государственных крестьян;

2. реформа государственных крестьян 1837-1841 гг.) или касались лишь западных губерний (отмена крепостного права в Эстонии и Латвии в 1804-1819 гг.;

3. инвентарная реформа в Литве и Белоруссии.

В целом государство не изменило ни социальную, ни экономическую ситуацию. Крепостные помещичьи крестьяне к середине прошлого века составляли 37% населения Российской империи, а в центре страны - почти 2/3. Крепостной гнет не уменьшился существенно. В земледельческих губерниях 90% помещичьих крестьян работало на барщине, да и в Нечерноземье - около 1/3. Крепостной строй оставался самой острой не только социально-политической, но и экономической проблемой России.

Промышленность развивалась быстрее сельского хозяйства. Здесь возникало множество новых предприятий. За полвека количество промышленных предприятий умножилось в 7 раз, а число рабочих в 3 раза. Создавались новые отрасли - хлопчатобумажная, сахарная и др. В отдельных отраслях начался промышленный переворот. Увеличивалась доля наемного труда, в то же время, развитие сдерживалось и затруднялось крепостным правом, сословными ограничениями, бесправием большинства населения Российской империи.

Мелкая крестьянская и ремесленная промышленность г осподствовали в изготовлении продукции массового потребления. Она давала свыше 80% продукции всей обрабатывающей промышленности страны. В Центральном промышленном районе, который составляли Московская, Владимирская, Ярославская и еще 7 губерний, возникало все больше промышленных сел, где все население занималось ремесленным производством (Иваново, Кимры). Такие же процессы развивались в Нижегородской губернии (Богородское, Павлово, Балахна).

Крестьяне сбывали свой товар через перекупщиков, но некоторые из них сами организовывали продажу своих изделий. В ряде случаев крестьянское производство приводило к накоплению значительных капиталов, расширению дела. Крестьян, выкупившихся за огромные суммы у помещиков, было относительно немного, но они стали основателями известных предпринимательских династий. Морозовы, Гучковы, Гарелины, Хлудовы и др. составили основу будущего слоя крупных торговцев и промышленников Центра.

Крупная промышленность. В первой трети XIX в. еще активнее развиваются мануфактуры. Менялась структура мануфактурного производства. Опережающими темпами увеличивалось число купеческих и крестьянских предприятий, применявших наемный труд. В целом в промышленности в конце XVIII в. вольнонаемных рабочих насчитывалось не более 1/3, а накануне отмены крепостного права - 87%.

Прежде всего это затронуло текстильное, особенно хлопчатобумажное производство. Здесь уже в начале прошлого века наемными было более 80% работников, а к середине столетия более 95%. Эта отрасль, где подавляющее большинство предприятий принадлежало купцам и бывшим крестьянам, развивалась наиболее динамично, только в первой четверти века число предприятий увеличилось в 2 раза, а число рабочих - в 8 раз.

Тяжелая и некоторые отрасли легкой промышленности практически перестали развиваться. Так, несмотря на покровительственные меры государства: ссуды, заказы, запрет импорта аналогичной продукции и т.д., производство чугуна в течение первых десятилетий XIX в. не увеличивалось. В отраслях, где доминировала дворянская мануфактура, преобладал принудительный труд (в черной металлургии, суконной промышленности - 70-75% рабочих). Высокая стоимость продукции, низкий технический уровень, непроизводительный крепостной труд привели стратегическую российскую промышленность к застою и кризису. Отмена в 1840 г. посессионного права не смогла исправить положение.

Еще менее производительными являлись вотчинные мануфактуры, остававшиеся многочисленными и относительно прибыльными в связи с использованием почти дармового труда крепостных.

Первые попытки применения машин в текстильной промышленности и горном производстве произошли почти одновременно. Но вполне логично, что систематическое использование техники - промышленный переворот начался в первой половине XIX в. именно в легкой промышленности.

Промышленный переворот в России начался в 1830-1840-е гг. и продолжался до 1880-1890-х гг. Он осуществлялся в двух направлениях:

Ø техническом - происходила замена ручного труда машинным и систематическое применение машинной техники;

Ø социальном - формировались новые общественные группы: слой предпринимателей (буржуазия) и наемный рабочий класс (пролетариат).

Прядильными машинами впервые в России была оборудована Александровская Мануфактура в Петербурге в 1798 г. С конца 1820-х годов московские текстильные предприятия стали чаще обзаводится жаккардовыми станами и другой сложной техникой, вывезенной из Франции и Бельгии. С начала 1840-х гг., когда в Англии был разрешен вывоз текстильных станков и оборудования, машинизация текстильного производства стала массовой. Первым её начал Савва Васильевич Морозов. За ним потянулись Горелины, Хлудовы, Вишняковы и многие другие. За несколько десятилетий только в Центральном промышленном районе было построено свыше 120 фабрик с современным и английскими и немецкими станками. К 1861 г. в России насчитывалось 2 млн. механических прядильных веретен. Это во много раз увеличило производительность труда. В ситценабивной промышленности внедрение только одной печатной цилиндрической машины для окраски ткани заменяло труд 500 рабочих.

В металлургии стали внедрять прокатные станы, горячее дутье, пудлингование. Но здесь в условиях принудительного труда процесс проходил медленнее и сложнее.

В 1838 г. была построена первая в России железная дорога между Петербургом и Царским Селом (25 верст), а в 1851 г. открылась первая железная дорога, имевшая экономическое и стратегическое значение Москва - Петербург. В 1815 г. был построен первый пароход.

Всего за вторую четверть XIX в. стоимость ввоза машин увеличилась в 20 раз.

Изменение социальной структуры:

· Формирование класса наемных рабочих шло прежде всего за счет крепостных крестьян-отходников. Их отличали такие черты, как зависимость от помещика, который мог их отозвать в деревню; связь с общиной; наличие земельного надела; двойная эксплуатация - со стороны предпринимателя и помещика; социальное и политическое бесправие. Значительную часть наемных рабочих составляли государственные крестьяне, также связанные с общиной и наделом. Их положение было несколько легче, хотя они платили государству значительные подати.

· Формирование предпринимательского слоя (буржуазии). Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и "торгующие крестьяне"). Промышленная буржуазия формировалась медленно и была относительно немногочисленной. Ряд династий крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышли из крепостных и государственных крестьян. Подавляющее большинство владельцев промышленных предприятий составляли хозяева мелких и мельчайших заведений.

Особенности промышленного переворота в России заключались в том, что он:

- начался позже, чем в Англии (и передовых стран Европы в целом);

- имел высокие темпы развития и происходил почти вдвое быстрее, чем в Англии;

- носил вторичный характер, т.к. использовались технические изобретения и организационный опыт стран Запада;

- затрагивал лишь отдельные отрасли, отличался слабым развитием машиностроения;

- первую фазу своего развития (30-50-е гг.) прошел в условиях крепостного права.

Внутренняя торговля быстро росла на основе расширения продажи продукции сельского хозяйства и крестьянских промыслов, все большей роли крупной текстильной промышленности. Также развивались формы организации торговли. В ряде регионов (Центр - особенно Москва, Северо - Запад, некоторые крупные города других районов страны) росла постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превращались в постоянные торговые центры (Ворсма, Балахна, Моршанск и др.).

Некоторое развитие получила биржевая торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи).

В провинции и на окраинах увеличивались старые и возникали новые (в Тифлисе, Тюмени, Кишиневе) ярмарки, число которых к середине века превышало 4 тыс. Десятки из них (Ирбитская, Архангельская, Киевская контрактная, Харьковская контрактная, Курская коренная, Ростовская и др.) имели миллионные обороты. Лидировала по-прежнему ярмарка, перенесенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний Новгород. Ее оборот составлял более 40 млн. руб. Наиболее массовой была торговля в разнос в городах и сельской местности.

Внешняя торговля к середине прошлого века составляла около 20% внутреннего товарооборота. Темпы ее роста отставали от внутреннего рынка. За полвека внешнеторговый оборот вырос в 2 раза. Все большее значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (лен, сало, лес, пенька, во второй четверти века - зерно). Кризисные явления российского зерноводства, а также колебания цен на мировом рынке не давали возможности значительно увеличить вывоз хлеба.

Вывоз российских промышленных товаров составлял лишь 10% всего экспорта. В основном он был направлен в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии - Иран (Персию), Китай, Турцию. Импорт был меньше, главным образом ввозились промышленные товары (хлопок, пряжа, ткани, сахар, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм. Основным торговым партнером оставалась Англия, куда ввозилось свыше 70% российского экспорта - льна, пеньки, сала.

С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система. В первой половине прошлого века основными видами транспорта были водный и гужевой. Север и Северо - Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы. Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами бурлаков. Все чаще использовались пароходы, которых к середине столетиянасчитывалось свыше 330. В южных районах, где существовала нехватка водных путей, а также зимой по всей территории России использовался гужевой транспорт. Санные обозы перевозили зимой огромное количество продукции сельского хозяйства.

В первой половине XIX в. началось строительство железных и шоссейных дорог, но в тот период они не приобрели еще большого значения.

Финансы. К началу XIX в. бумажный рубль серьезно обесценился. После наполеоновских войн и вынужденного участия России в континентальной блокаде Англии его курс упал еще больше. В 1810 г. 1 рубль ассигнациями оценивался в 19 коп. серебром.

Усилиями М.М. Сперанского и министра финансов Д.А. Гурьева была намечена реформа денежной системы, запрещено хождение разменной иностранной монеты, повышены сборы и подати в реальных ценах, но в условиях войн 1812-1814 гг. это не принесло значительных результатов.

Лишь министру финансов Е.Ф. Канкрину (1823-1844) удалось в конце концов ввести финансовую систему, основанную на серебре. В 1840-х гг. ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, обменивавшимися на серебро в пропорции 1:1. Денежное обращение стабилизировалось, укрепился государственный кредит, что способствовало экономическому развитию страны, подорванному лишь Крымской войной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: