А.В. Черных. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Часть I. Весна, лето, осень. Пермь.: Пушка, 2006.




С 6. В книге исследуется материал, охватывающий период с конца XIX до середины XX века. Именно в это время традиционная календарная обрядность активно бытовала и сохранялась как целостный комплекс. Выбор таких рамок обусловлен и состоянием источниковой базы. Имеющиеся архивные, научные и плевые материалы репрезентативно отражают календарную обрядность региона в этот период и позволяют провести необходимую реконструкцию.

С 26. «Перед концом света солнце будет в кругу и крест покажется» (Чайковский район, с. Б. Букор).

С 29. Сакрализация ночного времени. «Чтобы счкот опять водился, в Вербное воскресенье бегали до солнышка за вербой. До солнышка все, за солнце-то нельзя» (Соликамский район, д. Лызиб).

Считать деньги, «чтоб водились», также предписывалось «до солнышка» в Великий четверг, Рождество или Рождественский сочельник (Юсьвинский район, пос. Майкор).

С 30. Время заката солнца расценивалось однозначно негативно. После заката солнца запрещалось выполнение многих ритуальных действий. «Раньше если солнышко село – был закон, не хоронили. В церкви поставят» (Большесосновский район, д. Чистопереволока).

С 37. Оппозиция «постный день - скоромный день» раскрывается в приметах о начале ледохода, первого грома, предписаниях выбора дня для первого выгона скота: «Если первый гром гремит в постный день, корова будет давать меньше молока» (Чайковский район); «Первый гром в постный день – хороший лов рыбы, в молосный – прибыль молока от коров» (Соликамский район). «В огороде старались садить в постный день, среду, пятницу» (Кишертский район, с. Посад).

С 42-43. Среди особых дней в году выделяются двенадцать пятниц. Списки почитаемых пятниц были известны преимущественно среди старообрядческого населения, хотя отмечены нами и у православных. Почитание двенадцати пятниц было широко распространено у русских и в других регионах.

«Верх сего еще, кто си пятницы имеет блуд в животе, и изочнется детище, тот будет глух, или нем, или разбойник, или клеветник, или душегубец и всему злу наставник. Тово ради всякому христианину в те дни мирно подобает от греха блюститься и поститься» (Очерский район, с. Токари)

С 46. В настоящее время среди русских известно лишь более десятка подобного рода списков неблагоприятных дней каждого месяца. В Прикамье выявлено три варианта таких списков. Наиболее ранний вариант «чернодневия» опубликован в 1863 г. Два других варианта получены в рукописях в ходе полевых исследований в д. Половодово Соликамского района и в с.Токари Очерского района. При этом списки «несчастных» дней являлись составной частью более развернутых текстов. В с. Токари список «несчастных» дней входил в развернутых вариант апокрифического текста «Сон Богородицы», в небольшой рукописной книжечке для постоянного ношения и пользования. В д. Половодово список «несчастных» дней был включен в небольшое сочинение «Уерусалимское слово о спасении души», которое в текстологическом значении схоже с текстом «Сон Богородицы». Необходимость «несчастных» дней во всех текстах предопределена свыше: «Сiя глагола Самъ Богъ во облаце и мори и сiя глаголы запечатле сею соломонею печатiю». В соликамском варианте раскрывается явленность всего «Уерасалимского слова» со списком «несчастных» дней: «Божье Уерасалимское знамение во святом граде Уерасалиме бысть явление во святой соборной церкви. Глас невидимо исполнен, и спаде с небес камень мои и студень, а тяготы его никто не может ведать, и спаде тот камень в четвертом часу дня, патриарх же Уерасалимский во всем собором освященным начал служить молебное пение на тоя камне по три дня и по три ночи, а в четвертый день развалился тот камень надвое, и в нем обретен свиток, Богом написан, така глаголет Господь: «Послушайте, люди ли и человеколюбие моего наказание. Аз есмь Господь вам Бог, а он, люди мои, послушайте сего моего божественного писания. Ещё кто послушает заповеди мои, сохранит тот человек моего небесного отца, от меня получит великое счастие и прибыток, и при конце живота сойдет ему вечное благословение и покой вечный» (Соликамский район, д. Половодово).

С 47. «Кто болеет, редко выздоравливает, родятся в эти дни – не живут, если живут, то несчастные люди… Люди, которые родятся в эти дни умирают, как говорил Иисус Христос» (Очерский район, село Токари).

С 62. «Кто умирает в праздник – попадает прямо в Рай».

С 83. Зооморфные символы. Образ медведя актуализируется не только применительно к Бловещению – с ним связывают и запрет на купание после Ильина дня. С Воздвиженья считали, что медведь в берлогу залезает (Красноуфимский уезд).

С 91. Средокрестье – срединный день великого поста. «Кресты стряпали середь поста на середине четвертой недели. Туды запекали всяко: уголек – к пчелам будешь счастливой, шерстка – к овечкам, куделя – ко льну, копеечку – к деньгам, печинку от печи – печальной будешь, лучинку – умрешь в этот год, зерно – к хлебу счастливой будешь» (Куединский район, д. Искальда).

И.А. Подюков, С.М. Поздеева, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. Песни и сказы долины камней. Обрядность и фольклор Кишертского района: Материалы и исследования. Пермь, Издательский дом «Типография купца Тарасова» 2008 г.

С 39. В среде старообрядцев бесплодие женщины воспринималось как наказание за совершенные грехи. Поэтому главным средством от бесплодия считалась молитва. «Чтобы забеременеть, молились святой Варваре» (д. Верхняя Меча). Христианская святая варвара известна в народе, как хранительница плодородия и здоровья.

С 48. «Если хорошая девушка, в Евангелие клала ленту, она ее с собой везла, людям-то дажене показывала, в секрете держала, никуда на себя не вещала. А положит нечестная девушка в Евангелие ленту, так болеть будет» (зап.от Быковой А.П., 1926 г.р., д. Гари).

«Свечи, кои во время брачения держали молодые в руках, домой уносили. Меряли, которы подольше огарочки оставалися. Который больше огарочек – дольше проживешь, который меньше – меньше» (зап. От Кауровой А.И., 1924 г.р., д. Боровчата).

С 68. «Невеста брала в церковь мыло, дердала его в о время венчания под мышкой; потом это хранила. Мыла им первенца. «Мыло тувлетное в пазуху ложат, его потом храня дома, если вот у ребят глаза заболят, вот эти мылом моют, которо из-под венца» (зап. От Петровой В.Ф., 1932 г.р., с. Андреево).

С 69. «Во время венчания меж ног половицы-то не должно быть у молодых. Жених ногой на одной половице, на этой же половиценевеста встанет. И вот венчают в это время» (зап. От Прорубниковой А.Н., 1932 г.р. д. Лягушино).

С 97. «Она уже концы стала отдавать. И когда она умерла, надо было обмывать, позвать старушку какую-то. Надя пошла по старушку. Она стала из ворот выходить, и такая птица полетела на соседний двор, на забор села. Это, говорит, ангел, плица душу караулит» (зап. От Вяткиной А.А., д. Морозково).

С 101. «У каждого человека есть нечистый дух и ангел. Один напевает тебе: «Искуши вот, напакости вот, сделай грех вот такой-то» Ангел уговаривает: «Не вздумай сделать этого» (зап. от Юксеевой А.И, д. Бырма).

С 103. «Телеизор запрещается смотреть. Дьявол это говорит, нечистая сила». «Провода то всю землю окутают провода. От дьявола это. Вот еще поп говорил, какие-то паспорта электронные должны быть на каждого. Эти паспорта электронные всякими путями обойдите, не получайте. Там каки-то шестерки будут и шестерки. Эти шестерки как бесовские. На этих паспортах будут шестерки, и паспорта будут бесовские» (зап. от Лунеговой Т.О., с. Осинцево).

Записаны случаи обмирания, во время которых, по народным повериям, человеку открывается потусторонний мир. Пребывание на «том» свете и возвращение в «этот» мир воспринималось как необычное явление. Во время путешествия человеку открывается то, что недоступно простому смертному.

С 104. «Бабушка рассказывала, у нее четыре дня бабушка обмирала. Слышит – видно, что живая. Потом говорит: «Сольголыми руками не хватайте, только ложечкой. Очень погрешно». Много ниче не рассказывала, а через три месяца уже умерла (зап. от Неволиной Н.И., д.Бурдылово).

С 105. «Чеовек рождается, и сразу ему пишется, как он будет жить, уже судьба нарисована»

С 106. «Колдуны тяжело умирают. Здесь умирал один, дак доску, матницу поднимали. Пока не подняли, он не умер. Одна вот тоже просила: «Переложьте меня ногами к иконе». Переложили – умерла. Значит, она знала, что не может так умереть. Это ведьмы считаются. Говорят, их потом ломает после этого, когда умирают, болеют» (д. Морозково). «Колдунья вот у нас одна умирала, вот у неё язык-то вывалился, вот умират она, а я смотрю у неё язык вытягат и вытягат, ой, как страшно. Пока трубу не открыла, все ее мучало. Она передать должна было свое колдовство-то, а некому. Бог-то её не пускал туды с грузом-то» (с.Андреево).

С 147. «Когда умират, душа уходит на небеса. До сорока дней ходит везде. Сорок дён и делают, чтобы эту душу определили, куда она: или она в хорошую сторону пойдет, или в плохую. Душу никто не видал, никто ниче не знат, просто так говорят – душа, душа. Вот сейчас нечистый дух говоят, никто его не видал, а он ведь есть, он ведь нами владат. Мы не крестимся, мы грешные, а это нечистый дух тут и есть» (д. Ильята).

С 148. «Когда душу на улицу провожают, выходят, обязательно три птички полетят куда-нибудь» (зап. от Лунеговой Т.О., с. Осинцево).

С 231. «Вот пойдете куда, мало ли – ветер, гром, перекреститесь и скажите вот это: «Прокопий Праведный, отнеси все хвори и боли, отнеси все ветра и гроба на темные леса, на тихие болта» (зап. от Вятсаниновой А.С., 1920 г.р.,

14:29:16

с. Спасо-Барда).

С 269. «Крещенье – большой праздник. На крещенье не было звезд на небе, а стали креститься – вот они и появились» (зап. от Ветчаниновой А.С., 1920 г.р., с. Меча).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: