Рождественский археологический комплекс




Рождественский археологический комплекс занимает несколько выступов коренного левого берега р.Обвы в 1300-1900 м к юго-западу от центральной части с.Рождественск. Кмплекс включает в себя Филипповское (малое) и Рождественское (большое) средневековые городища, мусульманский домонгольский могильник, примыкающий к восточной части оборонительных сооружений большого городища, и обособленный от него средневековой языческий некрополь. В состав комплекса также включается Волгиинское святилище (клад), находившееся в 3,5 км к северо-западу от Рождественского городища в верховьях ручья Лаштовка, левого притока р.Обвы (клад был найден в 1851 г).

Рождественское городище представляет собой центральную часть комплекса. Второе его название – Постаноговское (происходит от починка Постаногово, расположенного с XVI-XVII вв в 300-500 м к востоку от восточной оконечности вала городища, на территории Рождественского могильника. В начале XIX в починок превратился в деревню, которая просуществовал до середины XX столетия). Это одно из наиболее крупных средневековых городищ Пермского края. С площадки городища открывается великолепный вид на широкую правобережную обвинскую пойму, ширина обзора до 10-15 км, с юга обзор ограничивает Обвинская возвышенность, до которой от с.Рождественск около 30 км. Площадка имеет перегиб, который делит ее на восточный и западный склоны, и горизонт обзора с любого края площадки ограничен этим перегибом, полностью площадку можно обозревать лишь с центральной, наивысшей точки вала. Конструкция производственных сооружений и состав материала городища свидетельствуют о том, что большинство ремесленников были выходцами из Волжской Болгарии. Раскопки показали, что, вероятно, внутри городища располагались наиболее ценные для его обитателей мастерские, кладовые и т.п., а жилые сооружения были вынесены за пределы укреплений.

Филипповское городище получило свое название по д.Филипповой, которая находилась примерно в километре к западу от указанного городища. Филиппвоское городище отделено от Рождественского глубоким Шиловским логом, шириной 50-150 м. Его склоны имеют выходы известняка, в настоящее время он порос ельником. Поражают акустические свойства этого лога, на площадке Филипповского городища, в особенности на ее северной оконечности и на валу, прекрасно слышны разговоры, ведущиеся на западной части площадки Рождественского городища.

За восточным, так называемым Постаноговским, логом Рождественского городища уступ коренного берега плавно изгибается к северу, образуя три мыса, разделенных небольшими логами. На ближнем к городищу некогда находился мусульманский могильник, на третьем – языческий некрополь комплекса (на 500 м восточнее городища). Этот мыс в XVII-XIX вв был занят жилыми постройками д.Постаногово, которые нанесли значительный ущерб могильнику. Площадь Рождественского некрополя X-XIII вв составляет около 3,5 га. С учетом плотности размещения захоронений можно думать, что здесь было погребено около 8,5 тыс.человек.

Многочисленные исследования Рождественского археологического комплекса позволяют ассоциировать его с известной по средневековым письменным источникам "касабой Афкула" (Афкула – "Поворотная крепость" – место, до которого ходили торговые караваны из исламской Волжской Булгарии. Вместе с товарами в Пермское Предуралье купцы, ремесленники и воины несли и свою веру – ислам. Таким образом, древняя Афкула – точка первоначального вхождения ислама в Пермское Предуралье). Данная версия никем из специалистов не оспорена. Одним из доказательств нахождения в данном месте мусульманской общины является найденный мусульманский могильник. Практически все захоронения, все лица похороненных людей обращены на Мекку до такой степени точно, что вот современными методами только можно было бы определить. Но уже в 9-10-й века позволяли, в том числе, вот такие азимуты определять и направления определять. То есть, была высокая культура, высокое общение, разновекторное, разнонаправленное. Здесь жили достаточно большое количество мусульман, которые имели самые тесные отношения и с Волжской Булгарией и с арабским миром. Еще в 1772 году капитан Рачков, когда совершал свою Камчатскую экспедицию, впервые в русской историографии описал это городище, эту местность. И когда он описывал, то говорил о том, что присутствуют тесаные белые камни, а в этой окрестности белых камней нету, и зеленая черепица, из чего можно было сделать вывод о том, что существовало и культовое сооружение мусульманское. Других доказательств, что здесь была мечеть нет. Найти мечеть не самоцель археологов.

 

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ

1) Обелиск героям гражданской войны в центре с.Рождественск. 7 марта 1919 года состоялись похороны сорока четырёх бойцов Рождественского отряда, 21-го Мусульманского и 61-го Рыбинского полков на центральной площади села Рождественск. На братской могиле сооружён обелиск.

2) На площади в центре д. Осетры в 1967 г. установлен памятник на братской могиле красноармейцев, погибших в 1919 г.

3) Братские могилы воинов 21 Мусульманского полка Красной армии: 1) в километре от села Рождественска, возле дороги, ведущей на станцию Григорьевская; 2) возле деревни Коновалово. На могилах сооружены памятники. Фамилии павших бойцов не установлены.

4) Памятник колхозному движению, подвигу женщин-трактористок в годы Великой Отечественной войны.

5) Памятник участникам Великой Отечественной войны в с.Рождественск.

 

 

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: