Практическое занятие №1
Тема: Развитие универсальных учебных действий
в обучении иноязычному чтению (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Почему развитие универсальных учебных действий является одной из приоритетных задач современного школьного образования?
2. Какие универсальные учебные действия следует развивать в обучении чтению?
3. Почему возможно развитие универсальных учебных действий в обучении иноязычному чтению?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Задание 1.
Ознакомьтесь с содержанием статей:
Бортникова Т.В. «Интеллектуальная карта как универсальный инструмент обучения» (Иностранные языки в школе. - 2014. - №11. - С.35 — 38),
Разуваева Т.А. «Работа с иноязычным (немецким) текстом на уроках домашнего чтения в старших классах» (Иностранные языки в школе.- 2011.- №5.- С. 10-15) и выполните следующее:
а) Ответьте на вопросы:
1. Что представляет собой интеллектуальная карта?
2. Какова сфера применения интеллектуальной карты в обучении иностранному языку?
3. Как разрабатывается интеллектуальная карта?
4. В чем преимущества использования данного средства в обучении иноязычному чтению?
б) Обобщите информацию из обеих статей и представьте результат в виде интеллектуальной карты.
Задание 4.
Ознакомьтесь с содержанием статьи:
Борлакова З.Э. «Использование графических средств представления информации при работе с текстами в процессе иноязычного образования» (Иностранные языки в школе. - 2014. - №4. - С.23 — 26) и выполните следующие задания:
а) выявите особенности описанных средств и обобщите полученную информацию в виде таблицы.
Графические средства представления информации
Схема | Назначение | Ключевые вопросы |
б) опишите последовательность действий, направленных на обучение школьников работе с графическими средствами представления текстовой информации.
Практическое занятие 2.
ТЕМА: Развитие умений смыслового чтения на уроках иностранного языка (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Чем смысловое чтение отличается от других видов чтения?
2. На что направлено смысловое чтение?
3. Как соотносятся умения смыслового чтения с умениями основных видов чтения в методике обучения иностранному языку?
Практические задания:
1. Изучите Программу формирования умений смыслового чтения. Назовите результаты овладения учащимися умениями смыслового чтения (в терминах «Выпускник научится….»)
2. Проанализируйте Книгу для учителя и Учебник одного из УМК по английскому/немецкому языку для 7-11 класса и выявите:
а) обучение каким видам чтения осуществляется в данном УМК,
б) выделяется ли смысловое чтение как самостоятельный вид чтения.
3. приведите примеры заданий к текстам из данного УМК, подтверждающие возможность развития умений смыслового чтения (4-5 примеров на каждый вид чтения, укажите номер упражнения и страницу в учебнике)
Практическое занятие №3 (2 часа)
ТЕМА: Развитие коммуникативных универсальных умений на уроках ИЯ
Вопросы для обсуждения:
1. В какую группу УУУ входят коммуникативные УУ?
2. На каких уроках происходит формирование и развитие коммуникативных универсальных умений, а на каких их использование?
3. В какой мере урок иностранного языка способствует развитию коммуникативных универсальных умений? В какой мере ваши ответы на данный вопрос отличаются ДО и ПОСЛЕ проработки указанных ниже статей?
Практические задания
Задание 1. изучите статью: Чернышов С.В. Коммуникативные умения как основа эффективной коммуникации//Иностранные языки в школе. – 2014. - №2. – с. 22-25. Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему изучением коммуникативных процессов занимаются различные науки?
2. Чем можно объяснить достаточно большое количество определений понятия «коммуникация»?
3. С позиций какой теории рассматривает коммуникацию автор статьи?
4. От чего, по мнению автора, зависит успех коммуникации? В какой степени вы согласны/не согласны с автором?
5. Какие коммуникативные умения являются, по мнению автора, основными? Как они соотносятся с коммуникативными универсальными умениями, обозначенными в ФГОС?
6. В какой мере владение коммуникативными умениями определяет успешность иноязычной коммуникации?
Задание 2. изучите статью: Родоманченко А.С. Классификация макро- и микроумений говорения (для уровней В2/С1)//Иностранные языки в школе. – 2014. - №10. – с. 42-46.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что служит основой для выделения автором различных групп умений говорения?
2. Дайте определение всем трем группам умений.
3. Назовите основные глобальные умения говорения. Как они соотносятся с коммуникативными универсальными умениями, обозначенными в ФГОС? Насколько актуально развитие данных умений в условиях школы? Неязыкового вуза? Языкового вуза?
4. Приведите примеры макроумений. Как они соотносятся с коммуникативными универсальными умениями, обозначенными в ФГОС? Насколько актуально развитие данных умений в условиях школы? Неязыкового вуза? Языкового вуза?
5. Приведите примеры микроумений. Как они соотносятся с коммуникативными универсальными умениями, обозначенными в ФГОС? Насколько актуально развитие данных умений в условиях школы? Неязыкового вуза? Языкового вуза?
Практическое занятие 4 (2 часа)